![](https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEiLc_MXiDKnf1qR2UssqVcB-a90CLLhDGKT6UAlfogilb-SIvcnXOSutF-t9DHdkdphwR7c6im4vkEzSyq-x08GWf5vXUg4UJyXQVTh-ckzKsp0VzDeAGNHlsCrwvlXtH7ikJb0yylChRzD/s1600/Morales_President.jpg)
Unzaguista? Очевидно, что это слово мало что говорит западным журналистам, чьи познания истории Латинской Америки довольно примитивны, либо вообще отсутствуют. Если бы их познания выходили за рамки избитых тем о Че Геваре, Кубинской революции и субкоманданте Маркосе, они бы знали, что в Боливии под словом «unzaguistas» подразумеваются последователи Оскара Унсага де ла Веги (1916 - 1959), который в 1937 году основал Боливийскую Социалистическую Фалангу (Falange Socialista Boliviana) в подражание Испанской Фаланге Хосе Антонио Примо де Риверы.
В 30-е годы прошлого века значительная часть молодых латиноамериканских студентов обращала свои взоры на Европу, и была в восторге от множества форм, которые приняли там авторитарный национализм и антибольшевистское сопротивление. Таким образом, на южноамериканском континенте возник опыт самобытного фашизма, который приобрел различные формы в зависимости от конкретной страны: национал-социализм в Чили, интегрализм в Бразилии, синархизм в Мексике, санчеризм в Перу, унсагизм в Боливии и т.д. В отличии от Европы, эти движения и их лидеры не претерпели никаких репрессий после 1945 года и не были исключены из политической жизни. Были те, что стали умеренными и растворились в традиционных правых партиях; некоторые исчезли; другие же, как Боливийская Социалистическая Фаланга, как ни в чем не бывало продолжили борьбу.
С момента своего основания в августе 1937 года, Боливийская Социалистическая Фаланга была провозглашена антимарксистским и антикапиталистическим движением, заявив, что ее идеология могла быть кратко изложена в трех словах «Бог, Родина, Семья», и что она стремится к созданию «Нового государства». Было принято приветствие со вскинутой рукой и сформированы штурмовые отряды… Во время Второй мировой войны она вела публичную пропаганду в поддержку нейтралитета, а это означало, с учетом геополитической ситуации в Латинской Америке, что FSB боролась против какой-либо поддержки союзников.
Однако FSB, несомненно вдохновленная европейским фашизмом, не была всего лишь очередным клоном. Оскар Унзага де ла Вега принял во внимание то, что стало причиной популярности и долголетия его движения – боливийскую специфику. Главной ее особенностью является этнический состав страны, населенной в основном потомками индейцев кечуа и аймара, а также метисами, в то время как потомки европейцев составляют менее 15% населения. Следовательно национализм FSB был индейским. У Унсага де ла Веги даже была мысль написать первую биографию Тупака Катари – лидера индейского восстания, поднятого против испанской колонизации в 1780 году, и ставшего отправной точкой боливийского национализма. Кроме того, Фаланга начала кампанию в поддержку аграрной реформы, которая вернула бы земли коренным народам, и противостояла крупным рудниковым предприятиям, которые нещадно эксплуатировали пролетариат, целиком состоящий из индейцев. В результате подобной политики на парламентских выборах в 1947 году FSB получила значительное число депутатских мандатов, а на президентских выборах 1951 года фалангистский кандидат занял третье место.
В 1952 году в результате государственного переворота к власти пришел Виктор Пас Эстенссоро – лидер Национал-Революционного Движения (Movimiento Nacionalista Revolucionario), и предложил FSB занять значительное количество министерских постов. Ответ Оскара Унсага де ла Веги был категоричен: Фаланга никогда не будет сотрудничать с правительством, в которое, по его мнению, «просочились коммунисты и троцкисты». Напротив, Унсага вступает в конфронтацию. FSB критиковало все возрастающее влияние США как в политической, так и в экономической жизни Боливии, обвиняя правительство в том, что оно несмотря на свою левую риторику находилось под прямым контролем американских послов в Ла-Пасе. Фалангисты так же недовольны аграрной реформой, разделившей земли, создав массу мелких и бедных фермерских хозяйств, тогда как Фаланга предлагала вернуться к коллективному использованию земель сельскими общинами. 19 апреля 1959 года, посчитав этот момент наиболее подходящим, Боливийская Социалистическая Фаланга предприняла попытку вооруженного захвата власти. Попытка провалилась и Оскар Унсага погиб в бою. Затем последовал длинный период репрессий против активистов Фаланги, в результате чего некоторые из них создали партизанские группы в наиболее гористых районах страны.
В 1964 году эти вооруженные группы приняли участие в государственном перевороте, в результате которого к власти пришел генерал Рене Баррьентос. Фаланга не была напрямую интегрирована во власть, однако оказывала немалое влияние на правительство. В 1971 Фаланга вновь участвует в государственном перевороте националистического генерала Уго Бансера, часто именуемого «фашистом». Схожесть идей Бансера и наиболее умеренных, а также правых элементов из рядов Фаланги привела к тому, что некоторые из ее активистов и боевиков перешли в Националистическое Демократическое Действие (Acción Democrática Nacionalista) – националистическую партию правого толка, которую основал Бансер в 1978 году. Те же, кто остались верными идеям Оскара Унсага де ла Веги, разделились на ортодоксов и левое крыло, которое отделилось в 1987 году, чтобы основать Movimiento al Socialismo-Unzaguista, через десять лет сменившее свое название на Movimiento al Socialismo, которое затем возглавил Эво Моралес.
В его отсылках и взглядах не трудно найти немало следов унсагизма: будь то индейский национализм, защита земледелия, неприязнь по отношению к США, отсылки к личности Тупака Катари и т.д.
Левый ли Эво Моралес? Может быть… Но в любом случае он очень специфичный левый, с особенными и весьма отличными от западных левых корнями.
Перевод: "ВОЛЬНИЦА"