понедельник, 17 декабря 2012 г.

В. В. Варюхин, В. Г. Вишневский: Православная метафизика и православный этос хозяйства

М. В. Нестеров "Труды Преподобного Сергия Радонежского"
I

В основе православной метафизики, определяющей православный этос вообще и хозяйства в частности, лежит учение о теозисе, апокатастазисе  (восстановлении) и сотериусе (спасении) мира. Необходимость теозиса, апокатастазиса и сотериуса определена, во-первых, апостасией и  катастасией мира и, во-вторых, тем, что "созданная из ничего тварь и существует над бездною ничтожества, готовая в нее низвергнуться" (св. Афанасий Александрийский, см.: Г. Флоровский "Восточные отцы церкви IV века", М., 1992, с.31)
Духовно-практическим содержанием теозиса и апокатастасиса является "умное делание" (св. Григорий Палама) - дело "вразумления", духового  преображения мира. В "умном делании" неслитно и нераздельно соединены друг с другом две стороны:
а) восхождение по ступеням метанои, аскезы и феории к совершенству, свободе, святости - икономия, домостроительство души, которое  завершается рождающейся в бесстрастии души "крышей" святости (ав. Дорофей, ав. Евагрий);
б) восхождение по ступеням метанои аскезы и феории к совершенному миро- и богопознанию, "истинному ведению сущего" (ав. Евагрий), которое  завершается "крышей" Христова, духовного Ума (ап. Павел, св. Дионисий, св. Григорий Палама).
Христов Ум, святость, феория, с ее таинственными созерцаниями образуют структуру православного Разума, опираясь на который, православный  христианин выстраивает свой этос - устойчивый стиль, манеру личностной и соборной жизни.
Православный Разум вместе с Верой и Благодатными божественными энергиями есть меч, шлем и щит (св. Макарий), которые даны Богом для  жизненного подвига" "трудничества" и "духовной брани", подвига очищения, просветления и совершенства (св. Макарий, св. Дионисий Ареопаг),  ибо "ветхий человек совлек с себя одежду совершенства и носит одежду царства тьмы, одежду хулы, гордыни, неверия, небоязненности,  тщеславия, сребролюбия, похоти и другие одеяния царства тьмы, нечистые и скверные рубища (св. Макарий "Духовные беседы - Добротолюбие", М.,  т.1, с.159).
Трудничество - труд очищения души и жизни от нечистот зла; духовная брань - труд просветления и возвышения души и жизни в борьбе с  видимыми и тайными страстями, образуют этос православной жизни в миру.

II

Нет отдельно православной этики экономики, политики, права, науки, быта - есть православный этос, осуществляемый в хозяйстве, политике,  праве, науке, быту; этос "быть самим собой" - воином Христа, ибо "он (христианин - ВВВ.) не напрасно носит меч; он божий слуга, отомститель в  наказание делающему злое" (Рим.,13,4). Нет априорной нравственности или безнравственности тех ли иных сфер мирской деятельности, ибо,  во-первых, на всех них лежит и печать катастазиса, печать падшести и печать благодати Святого Духа, во-вторых, они есть выражение,  объективация, проекция духовно-душевного склада и уклада участвующих в них людей.
Очищение, просветление, духовное преображение мира, от "одеяний царства тьмы", православный - следуя своему этосу - начинает с себя, ибо  "спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи" (св. Серафим Саровский). Наказание, делающему злое, надо первично принять самому и смиренно  следовать: "любите грешника при непримиримой ненависти ко греху" (св. Исаак Сирин).
Благодаря своей любви к грешнику и ненависти ко греху православный усматривает в икономии (построении, устроении, укладе) хозяйства,  политики, права, быта - выражение, артикуляцию, объективацию икономии души, т.е. институализацию, социализацию результатов борьбы Бога и  дьявола в ней.
Социализированным, институтализированным в обществе может быть как определенное, установленное в Боге: Истине, Свете, Добре, Любви,  Красоты, так и определенное искажениями падшести души, ее "поваленностью" похотью власти, богатства, честолюбия, гедонизма.

III

Обвнешвленное, объективированное в "социальном дискурсе" духоносное, преображенное, чистое в душе образует православно-христианский  склад и уклад жизни, православную социальность, православную икономию социума.
Главным в этой икономии является: делание христовых заповедей, несение тягот друг друга, хранение совести о Боге, людях и вещах (св.  Дорофей), соборное со-трудничество, со-гласие, со-чувствие, со-участие в "любви к грешнику и ненависти к греху", "в наказании делающему злое".
Делание заповедей, несение тягот, хранение совести и соборности образуют конститутивные элементы икономии социума, ее внутреннюю форму -  структуру, которая организует, оформляет вещественно-орудийную, интерсубъективную, знаково-символическую среду жизни православного  христианина, т.е. преображает "лежащий во зле", но не злой сам по себе мир.
Все в хозяйстве, политике, праве, науке, быту, что антагонистично структуре нравственной икономии социума, православной социальности, то для  православного греховно: не от Бога, а от Дьявола.
Православный, поэтому отрицает (и не может не отрицать) нравственную правду тех форм социальной жизни, которые агональны деланию,  несению, хранению, соборности: есть их негация, вызов им. По своей сути эти формы есть формы отчуждения от человека его достоинства, его  безусловного значения как "образа и подобия Бога". Эти формы превращают другого человека в материю, орудие, средство достижения чужих  целей, решения чужих задач, воплощения чужих проектов. Эти формы отчуждают и присваивают чужой труд для личной или корпоративной  наживы, присваивают чужую волю и сознание для личного или корпоративного господства, власти, присваивают чужую телесность и  чувственность для эгоистического наслаждения ею.
Концентрированным выражением таких форм является частная собственность с ее нормой жизни по законам торгашеского общества всеобщей  продажности и всеобщего употребления, всеобщего "постава" (М. Хайдеггер).
Частная, частичная, партикулярная собственность есть кража чужого труда (Прудон), есть нажива на чужом труде людей, превращенных  полицейским или экономическим насилием (они неразрывны) в скотов, в рабов "зарплаты", просто в рабов. Этизировать частную собственность  означает просто создать "воровской кодекс", в который включено правило "заботы" об ограбленных так, чтобы кражу можно было многократно  повторять, ибо богатый это вор или сын вора (о. М. Булгаков)
Православная икономия социума утверждает нравственную правду трудовой собственности, в ее личной, коллективной, государственной форме,  собственность общего дела из общего смысла - обожения по общим нормам делания заповедей, несения тягот, хранения совести.
"Он "Бог" в преизбытке даровал нам "благодать" во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению,  которое Он прежде положил в Нем <Христе>, в устроение "икономию" полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою  Христом" (Еф. 1:9-10).

Источник: Web-архив портала "СОБОРНОСТЬ" — http://www.sobor.ru