пятница, 3 мая 2019 г.

Свободолюбие дурака или "хитрi хохли"

Попытка "разговора без дураков" о государстве Украина и о нас с вами по идее должна закончиться обетом молчания. На пороге постижения главной украинской тайны слова человеческие и разум оказываются бессильны...
Говорить об украинцах и Украине – и "без дураков"?! Вещь совершенно невозможная! Более того, для украинцев – оскорбительная!
Дурак – наше главное национальное богатство, тайное оружие и гордость. Он как российский Пушкин – наше Всё. Дурак – вечный двигатель украинской истории и культуры, и такого же вечного ямочного ремонта наших дорог.
Оставим на время в покое дураков и дороги северного соседа. В конце концов, внутренние дураки – внутреннее дело каждого суверенного государства. Зададимся вопросом: "откуда есть пошёл дурак украинский?". Ответ скрывается в седой глубине веков – дурак присутствовал при самом рождении украинской нации и был главным виновником зарождения нашей государственности.


******

На Майдане стояли за свободу от диктата власти, но каждый, как выяснилось позже, за свою... Олигархи и рабочие, бютовцы и нунсовцы, чиновники и офисный "планктон", студенты и предприниматели понимали свободу настолько по-разному, что эта какофония свобод в конечном итоге свела на нет синергетический эффект Майдана...

******

Только не подумайте об Украине чего дурного. Здесь нет никакой национальной ущербности. Откуда ей взяться при таком самомнении?! И никакой "эксклюзивной" трагедии исторической судьбы или кризиса национальной самоидентификации тоже нет. Просто мышление дураков алогично, неформально и жизнь свою они строят по другим, чем "умные и цивилизованные" нации, неформальным признакам...
А ведь государство – это и есть форма, в которую отлито содержание нации. Именно поэтому нации с мощным "державотворчим" инстинктом – римляне, германцы, русские, англичане, китайцы – создавали великие культуры и мировые империи. Призыв их мессианских идеологий положить все силы на алтарь государства был услышан миллионами. В сильном государстве и как следствие во внешней экспансии, они видели смысл национального бытия. Франко-немецкий Евросоюз или российский Таможенный союз, не говоря уже о геополитических амбициях США и Китая – рождены этим инстинктом.
То ли дело украинцы! В нашем случае "державотворчий" инстинкт дает сбой. Государство и все, что с ним связано (законы, налоги, суды и т.д.) для нас не является безусловной ценностью, ибо национальное бытие наше равняется по совсем другой ценностной шкале. Столетиями проживая на окраинах различных империй, украинцы к любой государственности, в том числе и к своей собственной, относились, мягко говоря, прохладно, с дулей в кармане. Ни гетманы, ни последующие реинкарнации этих "недоношенных украинских самодержцев", в том числе и Президенты современные, так ни разу и не сумели переубедить этих дураков в обратном.
У нас даже формальная столица Киев не имеет "ментальной легитимности". Сердце мира для украинца – его родной "хутор". Поэтому столица Украины – везде и нигде. И центр – везде, в любой "хате с краю", там, где сердце прикажет, а вовсе не там, где ему, согласно формальной государственной логике, приказано быть. Есть Львов – европейская столица Украины, есть Одесса – приморская столица, Харьков – столица первая...

А уж о Донецке, нынешней неформальной столице Украины, сегодня и вовсе – либо хорошо, либо ничего... Киев – "мать городов русских", поэтому украинские города видят в нем скорее мачеху, которая слепо копируя имперские амбиции соседа, безжалостно сосет бюджетную кровь у невинных региональных младенцев. Сложно украинскому гражданину любить такое государство, так же сложно, как жертве своего упыря... Государство любить даже сложнее, потому что оно посягает не просто на жизнь украинца, а на нечто более для него ценное – личную свободу и кошелек.
Исторический опыт на генном уровне закрепил вековую национальную мечту – ускользнуть от всевидящего ока начальственных вурдалаков и жить по-своему разумению в своей "хате с краю". Увы, в реальном, внешнем мире обустроить самостийное бытие удавалось не всем и не часто. Поэтому украинец построил "хату с краю" в мире внутреннем. Китайские мудрецы, христианские аскеты, индийские гуру ищут в своем психическом мире точку покоя и безмолвия. Украинский дурак – ищет там же, но другое – свою "хату с краю". Именно она особым образом преобразила психологию украинца.
В результате родилось оригинальное украинское айкидо: искусство психологического "бесконтактного боя", искусство уворачиваться от явного и мнимого давления, искусство неуловимости, текучести, неопределенности, искусство быть себе на уме.
Исхитриться, извернуться, игнорировать дурацкие указы, в конце концов самому закосить под дурака, с которого, как известно и спросу меньше... Да мало ли способов бесконфликтно уживаться друг с другом, с соседями, с властью (начальнику как и дураку все-равно ведь ничего не докажешь!) изобрел украинский народ в приступе неистребимого свободолюбия. Чем вполне справедливо заслужил от соседей опасливо-уважительное определение – "хитрi хохли". Конечно, такое свободолюбие дурака умники "европейского образца" легко путают с рабской психологией и патологическим долготерпением холуя. Но это грубейшая ошибка! И полное непонимание свободолюбивой природы украинского дурака!

Христан ДОБУШ для сайта "ВЗГЛЯД" (http://vz.dp.ua)

Отрывок из книги "ВВЕДЕНИЕ В УКРАИНСКОЕ ДУРАКОВЕДЕНИЕ"