пятница, 24 августа 2012 г.

Интервью с главным редактором традиционалистского журнала "Палантир" Андреем Черновым


*Интервью с главным редактором традиционалистского журнала "Палантир" (г.Киев, Украина), культурологом, публицистом и переводчиком  Андреем ЧЕРНОВЫМ*

Добрейший день, уважаемый Андрей! В прошедшем августе я неожиданно познакомился с тобой  (как и много с кем ещё) на просторах «Артании»,  что лично для меня стало большим сюрпризом, поскольку в твоём лице я, прежде всего, обрёл интереснейшего собеседника, чья великолепная эрудиция и высокий профессионализм меня, если честно, потрясают своим уровнем. А потому первый мой вопрос вполне понятен. Как ты открыл для себя Священную Артанию и её неугомонных обитателей, каждый из которых — уникальный, однако никоим образом не замкнутый  исключительно в себе, мир? Что конкретно ты обрёл на «Артании»? Изменила ли она тебя?

— И тебе доброго дня, уважаемый Алексей! Действительно, это лето было изобильным на  установление новых контактов. И я очень рад тому, что  судьба и «Артания» свела меня с тобой, Алексей, и что у нас возникло взаимопонимание и чудесное общение. Ведь твои статьи и посты не только  крайне содержательны и интересны, но и близки мне по духу. Особого уважения заслуживают музыкальные обзоры, ибо твой покорный слуга  является меломаном со стажем. Однако твоя оценка моего уровня эрудиции и профессионализма, полагаю, несколько завышена и здесь мне  нужно еще работать и работать, как любил говаривать дедушка Ленин. 
Как я открыл  для себя «Артанию»? Сейчас попытаюсь вспомнить, ибо это случилось не вчера. Кажется, я искал координаты Владимира Карпеца в  связи с желанием подискутировать относительно его замечательной, хотя и имеющей ряд спорных моментов, книги «Русь Міровеева». Кроме этого  меня интересовали заметки Льва Каждана про подземных жителей, Агарту и Шамбалу, ибо уж много лет я занимаюсь исследованием различных  паранормальных вещей, в том числе и аспектами бытия Потаенного Народа. Таким вот образом, где-то с середины зимы у нас установился  прочный контакт с Олегом Фоминым — куратором «Артании» и ее замглавредом — Максимом Борозенцем. Ну а сим летом, после личного  знакомства с Олегом и Максимом, я непосредственно влился в коллектив артанийцев.
Ты абсолютно верно заметил, Алексей, что каждый из обитателей «Артании» является умной и по-своему уникальной личностью. А с таковыми  необычайно приятно общаться, ибо каждый раз открываешь для себя что-то новое. Например, Владимир Игоревич в своих статьях и названном  труде не оставляет камня на камне от ведущей англосаксонской доктрины современности, изложенной в паскудной лукавой книжице «Священная  Кровь и Священный Грааль» (или «Священная загадка») Майкла Байджента & Ко. Ну а Олег, Лев и Максим смотрят совсем с иной стороны на  проблему Сокрытого Народа и творчество Профессора Толкиена. Здесь, в принципе, и содержится ответ на вопрос, что я обрел на «Артании» и  изменила ли она меня. Ведь, получая новые знания, неизбежно меняешься сам.

Твой журнал называется «Палантир», чьё звучное и крайне образное мифопоэтичное название сразу же отсылает к великому эпосу Джона Рональда Руэла Толкиена. Вкратце поведай об истории твоего издания. Какие именно темы там затрагиваются, кто публикуется на его страницах? Доволен ли ты уровнем своего «детища» — прежде всего качеством текстов? Насколько мне известно, свет увидели два номера «Палантира» и в  настоящий момент, вроде бы, готовится третий выпуск. Конечно, спрашивать о планируемом издании не совсем корректно, но, тем не менее,  приоткрой совсем на немного «завесу тайны». Чему будет посвящён новый «Палантир», какие авторы там будут опубликованы?  

Мой журнал является изданием эльфийского клуба «Эстель», что означает «Надежда», хотя правильнее было бы сказать, одновременно —  надежда и вера; Вера в Добро и Надежда на Высшую Справедливость, без чего светлые и умные личности, именуемые «эльфами», не мыслят  жизни.
Принято полагать, что «современные эльфы» — это сплошь толкинисты и ролевики. И к превеликому сожалению, в большинстве случаев дело  обстоит именно так. Однако есть и иные. Одни называют эльфами из-за развитого чувства прекрасного и серьезной креативной составляющей —  это художники, поэты, музыканты, искусствоведы и т.п. Других притягивает тайна — это мистики, чувствующие зов древней крови и стремящиеся  заглянуть за грань. Это о них говорит Александр де Даннан в своей книге «Memoire du sang», т.е. «Память крови» (правда, здесь следует  дифференцировать оных от «семя змиева», но это уже другой вопрос, хотя и очень важный). Вот на представителей двух последних категорий и  сориентирован мой журнал. А от ролевиков и реконструкоров я стараюсь «Палантир» дистанцировать.
Мой журнал полностью посвящен мистической тематике и поиску следов волшебного народа. «Палантир» предлагает увлекательное путешествие в  глубины сакральной истории, географии и генеалогии, фольклорной и эзотерической традиции; приглашает совершить обзор литературных  источников и материальных памятников, проливающих свет на реальное существование Сокрытого Народа. При этом я стараюсь выносить на суд  читателя материалы, отражающие все точки зрения по предмету. И каждая статья непременно содержит комментарий (порой с диаметрально  противоположной мыслью), иногда сопоставимый по объему с самой статьей. По этому поводу приходилось слышать возмущения и упреки в том,  что нигде такого нету и никто себе подобного не позволяет. Но ты же знаешь мое отношение к шаблонам и клише...
Первый номер «Палантира» увидел свет в конце прошлого лета, а второй — в середине лета сего. Столь длительная задержка выхода следующего  номера была обусловлена несколькими переизданиями N1 — для нас оказался совершено неожиданным такой интерес у аудитории к нашему  скромному изданию, да еще без какой-либо особой информационной поддержки. Мы получили массу писем от наших читателей. И были  чрезвычайно удивлены их географией — оказывается «Палантир» добрался до Новосибирска,  Владивостока  и  даже  до  канадского  Квебека!  Большинство читателей, как ни странно, правильно поняли и приняли информационный посыл. 
«Палантир» предлагает читателю свои собственные материалы, работы добрых друзей, а также тематические «перепечатки». В подборе  материала здорово помогают письма читателей, которых приходит великое множество. Народ задает интересные вопросы, аргументировано  критикует статьи, выдвигает удивительные гипотезы и предлагает различные темы или дополнения для развития уже существующих идей. Таким  образом, на страницах издания идет продуктивный диалог с вдумчивыми читателями, а горячо обсуждаемые вещи либо выносятся отдельными  статьями, либо вплетаются в полотно различных материалов номера. Поэтому ты, Алексей, абсолютно верно однажды заметил: «...в «Палантире»  все очень семейно, душевно и тепло». Именно благодаря просьбам читателей во втором номере появилась, и теперь регулярно будет выходить,  рубрика «МузОбоз», или «Музыкальное  обозрение». Кстати, к каждому «Палантиру» прилагается тематический CD с разного рода эльфийскими  напевами и мистическими мелодиями.
Доволен ли я уровнем своего «детища» и качеством текстов? Да, доволен. Однако лишь на момент сдачи всего этого дела в печать. Потом  непременно возникают разного рода сомнения, недовольства и придирки, приходят мысли о том, чего не сделано или сделано недостаточно, дабы  номер был бы еще лучше. Для меня очень важно мнение моих друзей и единомышленников. Вот недавно Таня Василенко (bezgol) по просьбе  Олега Фомина написала рецензию на N1 «Палантира», где абсолютно объективно показала все плюсы и минусы. И сия традиционалистическая  критика непременно будет учтена в последующем.
В настоящий момент завершается работа над третьим номером. Его выход запланирован на конец осени. Но никакой особой «завесы тайны» здесь  нет, ибо я не держу в секрете запланированные материалы. В N3 читатели познакомятся со следующими работами: «Заговор в истории. Кто и  зачем скрывает от человечества его подлинную историю» О.Ларионов, «Lindalё Eldava, трактат об эльфийской музыке» Vityariel, «Загадка Белого  Единорога с печати Белого Царя» В.Ларионов и др., будет несколько моих здорово подсокращенных статей: «Острые уши эльфов: выдумка, миф,  аллегория или правда», «Русские  эльфы — альвы, дивы и чудины», «Древние Русы — потомки богов и дивных существ», «История Лилит, ламий и  «Молота Ведьм»». В «МузОбозе» помимо прочего будет интервью с Павлом Сизинцевым из Амурска относительно его проекта Eldiar,  специализирующегося на красивейшем эмбиенте и не очень давно записавшего потрясающий альбом «Port Galen» [см.  http://batzbatz.com/electro/60393-eldiar-port-galen-2008.html]. Так что,  очередной «Палантир», наверняка, откроет читателю много интересного.

В мире, созданном гением Толкиена, палантиры — это семь магических камней, что в глубокой древности были изготовлены в Амане Феанором.  Гордые нуменорцы получили их в дар от сиятельных Эльдаров. Далее они были спасены Элендилом и затем привезены в Средиземье. Но,  увы,  большая их часть впоследствии сгинула в грандиозных катаклизмах, а также по причине излишнего недомыслия и гордыни. Что такое  Палантир —  только ли камень, наделённый необычными свойствами, либо нечто иное, недоступное рациональному пониманию? Какие «соблазны» таятся в  его загадочной, и от того ещё более манящей, глубине? Допустим, если бы палантир вдруг оказался в твоих руках, насколько  изменилась бы тогда  твоя жизнь?  

Действительно, мой журнал имеет название, взятое из наследия великого Толкиена, и подобрано оно неслучайно. Ибо оксфордский профессор  был не только большим знатоком языков, но и весьма просвещенным человеком. Он обучался криптографии в лондонском отделении секретного  правительственного института Government Code & Cypher School. Он не только хорошо разбирался в потусторонних материях, но возможно даже  являлся практикующим тайнознавцем, будучи членом какого-нибудь тайного общества или мистического ордена (ведь засилие подобных  организаций в западноевропейских ВУЗах и правительственных структурах является притчей во языцех). Но так это или нет сегодня сказать  трудно, ибо данный аспект жизни Толкиена совершенно игнорируется исследователями его наследия. Тем не менее, все творчество Джона  Рональда Руэла Толкиена пронизано тайными знаками и мистическими символами.    
К таким символам, безусловно, относятся Палантиры — магические камни не от мира сего, позволяющие расширять сознание и видеть удаленные  за тридевять земель объекты или же еще не свершившиеся события. Вот именно в этом контексте и следует рассматривать название моего  издания. Однако обсуждаемый предмет может иметь различные трактовки... Ведь Палантиры не только приоткрывают завесу времени и  расстояния, но способны свести с ума или даже убить. Поэтому лишь сильный духом может использовать эти «камни», да и вообще любые другие,  магические предметы.
Кстати, толкиновские Палантиры имеют вполне реальные аналоги. Речь идет о пресловутых Хрустальных черепах, обнаруженных в Америке (в  Мексике, Бразилии, США), в Европе (во Франции), и в Азии (в Монголии и Тибете), вдохновившие Стивена Спилберга на создание фильма «Индиана  Джонс и Королевство хрустального черепа».
Характеризуя Палантиры, ты, Алексей, подобрал очень точные слова: «большая их часть впоследствии сгинула в грандиозных катаклизмах, <...>  по причине излишнего недомыслия и гордыни». Только к этому нужно еще добавить, что эти самые грандиозные катаклизмы и были вызваны  недомыслием и гордыней, многократно усиленных магической мощью камней. Поэтому ни в коем случае нельзя использовать такие артефакты, и  людям с ограниченными ментальными возможностями они вообще противопоказаны! Ведь непонимание сути сих предметов и отсутствие  способности управления ими заключается даже не в «недоступности рационального понимания», но в отсутствии стойкости, красоты и величии  духа, а также «мудрости души». Лишь Совершенные могут обладать и управлять Палантирами, не причиняя вреда себе и окружающим! И окажись  такой артефакт в моих руках, я бы, пожалуй, предпочел, чтоб он разделил судьбу Кольца Всевластия, несмотря ни на какие соблазны. Уж очень  не хочется, чтоб наш многострадальный мир в очередной раз претерпел мучения и катастрофы. А вообще, о всяких таких мистических штуках в  свое время хорошо сказал Кинг Даймонд: «...игра с магией может привести к горькой действительности, как бы громко это ни звучало. <...>  Конкретно подвергаются опасности те, кто бездумно впускает в себя сверхчувствительную силу. В некоторых песнях я пытаюсь пояснить это, но  многие неправильно истолковывают или вообще не хотят меня понять». И он абсолютно прав!

Расскажи поподробнее о своих переводческих проектах. Что это за работы, насколько сложно было их переводить? Планируешь ли ты со  временем издать свои переводы в виде полноценных книг? Поскольку темы, изучаемые тобой на высочайшем профессиональном уровне, имеют  прямое отношение к древнеевропейской лингвистике и языкознанию, то хочется полюбопытствовать — знаком ли ты с языками (или же одним языком) Древней Европы? Изучал ли ты их самостоятельно, либо у тебя есть серьёзные консультанты?

Ты же знаешь, многоуважаемый Алексей, как сложно у нас найти хорошие книги. Вроде и полки в магазинах ломятся, но с хорошей литературой  по-прежнему напряженка. Вот и пришлось заняться переводческой деятельностью. 
В настоящее время мною переведено две книжки: «Тайный Союз...» Роберта Кирка (1691) и анонимный английский перевод с комментарием «Графа  де Габалиса...» Монфокона де Виллара (1913).
Мое внимание остановилась на данных произведениях, по причине необычайной компетентности их авторов в вопросах бытия Потаенного  Народа. И эти исследователи столь далеко продвинулись в сих аспектах тайнознания, что сами были похищены эльфами. Давай, я поподробнее  расскажу их истории.  
Преподобный Роберт Кирк из Аберфойла (1644-1692) — шотландский священник, мистик. Однажды перед сном, как это у него было заведено, вышел  понаблюдать за стоящим неподалеку Холмом фейри. Но неожиданно упал без чувств... Пастора похоронили на кладбище возле его собственной  церкви. Вскоре после погребения Роберт Кирк явился одному из родственников, чтобы передать сообщение для своего двоюродного брата Грэма  Дачрея: «Скажи Грэму <...> что я не умер, а стал пленником в Стране эльфов». Он предупредил, что появится в своем доме на крестинах сына,  родившегося уже после его похорон, и попросил Грэма быть готовым бросить над его головой нож — это должно разрушить колдовские чары. Но  когда Кирк появился на крестинах, его двоюродный брат оцепенел от изумления и не сделал того, о чем его просили — и Кирк исчез. Однако с тех  пор его видели не раз... Известно, что при жизни священник расспрашивал людей про Волшебный Народ и, говорят, даже знался с фейри, а  незадолго до своей «смерти» получил какую-то необыкновенную старинную книгу. Он и сам написал маленький трактат «Тайный Союз эльфов,  фавнов и фей», который хоть и сохранился до наших дней, но издавался лишь единожды в Англии в 1893 г. и выходил очень малым тиражом под  редакцией и с обстоятельным комментарием известного историка, этнографа и фольклориста Эндрю Ланга (1844-1912). Я перевел эту книжку и  самостоятельно издал в количестве 555 экземпляров.  
Преподобный Николя Монфокон де Виллар (1635-1673) — дворянин, священник, масон, мистик, философ, диссидент, разбойник и рекетер. В свое  время снискавший славу скандальными романами и стихами. Обрел подлинное литературное бессмертие благодаря книге «Граф де Габалис, или  беседы о тайных науках». В этой работе тема инициации и посвящения переплетается с древним учением о непрекращающихся связях человека с  элементальными людьми. Якобы был убит неизвестными на Лионской дороге, хотя тело так и не было найдено. Полагают, что де Виллар,  водивший дружбу с сихиалями и Великими Мудрецами, или Истинными Философами, был похищен, дабы не усугублять разглашение мистических  тайн. «Граф де Габалис...» издавался на русском языке в замечательном переводе с французского Ю.Стефанова. Но книга не имела каких-либо  разъяснительных материалов, да и сейчас ее невозможно найти днем с огнем. Однако анонимный английский перевод 1913 г. содержал  обстоятельные комментарии и дополнения, сделанные человеком, основательно разбирающимся в мистике и эзотерике. Поэтому сей вариант и  был переведен. Ну а сейчас я размышляю над издательством сей книги. Наверно, также буду действовать самостоятельно.
Кроме этого пару лет назад я отредактировал (слово «перевел» неприменимо для дореволюционного русского издания) и издал книжку «Жители  Небесных Миров с точки зрения строго научной, философской и фантастической» известного французского писателя Камилла Фламмариона  (1842-1925) — «философа науки», «поэта астрономии», «открывшего небо для всех», мыслителя, одним из первых сформулировавшего очень  популярный сегодня средь уфологов и теософов тезис о сравнимости цивилизаций по уровню развития: «...Все человечества, населяющие  различные планеты, составляют одну общую, связанную цепь мыслящих существ <...> Во всей вселенной человечества не остаются на той же  ступени развития; они поднимаются все выше, они создают среди звездных миров бесконечное разнообразие...». Вот так некогда безумно  популярное произведение (вышедшее в 1876 г. в Издательстве А.Траншеля, СПб), а позже несправедливо забытое, обрело второе рождение. С  издательством этой книги мне здорово помогли мои московские друзья из издательства «Арес».
Сейчас идет работа над переводами еще двух книжек: «Вера в Фейри в кельтских странах» Вальтера Эванса-Венса (1911) и «Мифология Фейри»  Томаса Китли (1850). Однако дело движется не очень быстро, ибо хронически не хватает времени. Ведь помимо этого хочу еще в текущем году  закончить две свои книжки: «Сказ об Эльфах, или краткое историософское повествование о контактах людей с Потаенным Народом»  (дополненный и переработанный, увеличившийся почти вдвое, вариант книжки того же названия, вышедшей в 2005 г. в местном и уже  несуществующем издательстве «Беловодье»), а также «Сведения античных и раннесредневековых авторов о Руси и Руссах» (которая сейчас тоже  основательно перерабатывается и, судя по всему, сменит название, ибо наметился основательный крен из античности в Древний Мир).
Насколько сложно было переводить названные книги? Не очень сложно, так как перевод осуществлялся практически с современного английского  языка. Это единственный иностранный язык, которым я владею. У Роберта Кирка встречались гэлльские словечки и обороты, справиться с  которыми мне помогли друзья лингвисты. Тоже самое происходит и при иных изысканиях, когда нужно прочитать какой-либо непонятный текст,  раздобыть какую-либо редкую работу или же в каких-то спорных вопросах. В этих случаях я всегда консультируюсь с узкими специалистами,  особенно в области языкознания. 

Есть ли у тебя персональные контакты с кем-нибудь из украинских традиционалистов, а также гуманитарными и интеллектуальными кругами,  подобными той же «Артании», «Арктогее» или «Волшебной Горе»? В Ивано-Франковске, конечно, есть метаполитическая и культурологическая ассоциация «Мезогея», мезоевразийское право-гуманитарное содружество «Сверхновая Сарматия» и Институт Стратегического Анализа Нарративных Систем, но есть ли помимо них кто-нибудь ещё? Например, уважаемый Максим Борозенец упоминал неких «киевских  традиционалистов». Существуют ли какие-либо различия между традиционалистами Украины и традиционалистами России?

Твой покорный слуга вышел из академических кругов — пять лет преподавал в ВУЗе и почти столько же занимался научными исследованиями и  их аудитом, писал отчеты и статьи, работал в библиотеках и архивах, выступал на симпозиумах и конференциях. Кроме этого, я уже достаточно  много лет занимаюсь изучением вещей потусторонних и паранормальных. Так что, персональные контакты с гуманитарными и интеллектуальными  кругами у меня естественно имеются. Правда, я стараюсь поддерживать связи не с какими-либо организациями, но лишь с отдельными  личностями, интересными, креативными, независимыми, имеющими свое мнение относительно того или иного предмета. Только, позволь, здесь  никого не называть, ибо с одной стороны среди моих знакомых значится немало широко известных имен, а с другой — зачастую эти люди  являются представителями конкурирующих или даже враждующих организаций. 
Ты спрашивал о наличии традиционалистов на Украине и об их различиях с таковыми в России. Да, конечно же, традиционалисты у нас есть.  Однако в наших краях традиционалистами обычно именуют себя банальные националисты, страдающие той или иной формой русофобии или  даже острым русоненавистничеством. И здесь ярким примером является один наш общий знакомый из названной тобою «конторы», игравший на  струнах национальной гордости и патриотизма артанцев в течение всего августа... Правда, когда в Киев приезжал наш глубокоуважаемый Максим  Борозенец, замглавред «Артании» и основатель культурно-исторического общества «Nordsolen», то он познакомил меня с другими  традиционалистами, с которыми, думаю, в дальнейшем мы будем продуктивно сотрудничать, ибо они произвели очень приятное впечатление.

Андрей, ты живёшь в Киеве — городе, который издревле называли Матерью Городов Русских, хотя, конечно, есть и те, кто думает совсем иначе.  Как ты думаешь, насколько сейчас реален (или же ирреален) проект Киевской Руси, у коего есть как сторонники, так и критики? Скажем, известный политический деятель профессор Хомяков из ныне почившего в бозе национал-сепаратистского «Северного Братства» рассматривает  возрождённую Киевскую Русь как форпост «европейской цивилизованности», противостоящий, понятное дело, «дремучему и кровавому  московскому ордынству» (а ныне, кстати, тот же Хомяков просит у Ющенко политубежища). Свою, более антизападную и более проевразийскую,  версию предлагает и видный евразиец, культуролог, переводчик и чудесный поэт Владимир Игоревич Карпец. Итак, возможна ли Киевская Русь  как альтернатива и новое начало — например, в контексте интегрально-евразийского проекта, чьи контуры постепенно вырисовываются в блогах  некоторых «артанцев»? 

Украина сейчас переполнена «профессорами хомяковыми». Сегодня здесь собрались все отщепенцы, которые рьяно боролись за «развитие и  углубление демократии и реформ» во время смутного времени в России, но выметенные оттуда поганой метлой, с приходом к власти В.В.Путина и  установлением порядка в стране. Ярким примером этого являются телеведущие Савик Шустер и Евгений Киселев, некогда вредившие российской  государственности изнутри, а теперь поливающие грязью Россию и ее правительство с экранов украинского телевидения. Из этой же «оперы» и  Петр Хомяков. Так что, полагаю, Россия только выиграла, избавившись от еще одного дерьмократа. А вот Украина после так называемой  «помыранчовой революции» превратилась в отстойник всего этого дела.
Кстати, недавно телеведущая Катя Осадчая спросила у Шустера, не собирается ли он сменить Украину на какую-либо иную страну. На что он  ответил: «...в том случае, если президентом Украины станет Владимир Путин». Очень интересный расклад, не правда ли!  Особенно в контексте  абсолютно объективных опасений Ющенко относительно прихода к власти «темных неукраинских сил» [http://news.mail.ru/politics/2892545]. А это  неизбежно произойдет в стране, на две трети (если не на три четверти) населенной русскими людьми. Поэтому придется-таки всем этим  «диссидентам» снова паковать вещички и перебираться под бок к своим зарубежным патронам, как это сразу и весьма своевременно сделали  Березовский & Ко, и уже оттуда вякать относительно «форпоста «европейской цивилизованности», противостоящий, <...> «дремучему и кровавому  московскому ордынству»». Вот примерно так обстоит у нас дело со сторонниками и критиками «проекта» Киевской Руси.
Нужно особо отметить, что «европейские цивилизаторы» и их оранжевые марионетки всего за пять лет своего безраздельного царствования на  Украине подвели к краю пропасти страну (темпы роста экономики которой до 2004 г. были самыми высоким в СНГ — так называемое «украинское  чудо»), о чем свидетельствуют факты, беззастенчиво излагаемые в предвыборных речах ющенского кандидата в президенты, западенского еврея  Арсения Яценюка, потомка известного толкователя Талмуда раввина Бакаи. Так что роль Запада в «становлении» и уж тем более «укреплении»  современной Украины предельно ясна (она, к сожалению, за последнюю тысячу лет практически не изменилась).
Однако и очень популярная средь артанцев «восточно-ордынская» модель для России, в том числе и для Киевской Руси, является утопией. Ибо у  России-матушки, как это показывает история, всегда был свой собственный путь!

Не секрет, что традиции вольнодумства и анархизма изрядно популярны на Украине. Первое, что приходит на ум — рыцарская казачья  Запорожская Сечь и огненная вольница Гуляй-Поля Нестора Махно. Современные, хотя и спорные во многом, примеры — Союз Анархистов  Украины (САУ), украинские анархо-капиталисты, православный национал-анархизм «Братства» и давно не существующий «национал-антифа» проект «Бриколаж». Да и близкий тебе, Андрей, Толкиен пользуется немалой популярностью среди европейских «национал-анархистов» и  «анархо-консерваторов». Согласен ли ты с тем, что непокорный, озорной и вольный «дух» Запорожской Сечи, поистине, неистребим? Либо это  всего лишь иллюзия, обман, фантом, всего лишь развлечение в «годину безвременья» для неуравновешенных подростков и кое-каких полоумных   взрослых, чьи головушки буйные до отказа забиты всякой политической ерундой? Либо же красно-чёрная анархическая Украина — это явление  совсем иного, возможно даже метафизического, порядка, в духе знаменитых джемалевских строчек «правая анархия против деспотии»?

Наши сегодняшние представления об украинском «вольнодумстве и анархизме» весьма эфемерны! Вот ты, Алексей, приводишь очень хороший  пример — батька Махно. А ведь это был никакой не пьяница-бандит, но достаточно глубокомысленный субъект, который прекрасно разбирался в  геополитике и науках (самостоятельно изучив историю, математику и литературу). И его «спонтанное бунтарство» имело абсолютно четкий вектор  — Махно сражался с немецко-австрийскими захватчиками, силами гетмана Скоропадского и режимом Петлюры, ну а с 21 февраля 1919 г. он вообще  стал красным командиром. Даже после своего разрыва с большевистской верхушкой и объявлением вне закона «за неподчинение командованию»  Троцким, он пишет письма Ленину о преданности делу революции, а с началом наступления белых на Москву летом 1919 г. вновь заключает союз с  красными, и 2 ноября 1920 г. в очередной раз подписывает соглашение с командованием Красной армии. Так что, батька Махно был весьма  последователен, и в своей ориентации на Россию даже переплюнул другого великого украинца — гетмана Богдана Хмельницкого...
Кстати, Гуляйполе, ставшее именем нарицательным благодаря советской пропаганде, на самом деле означает никакое не «разгуляево» и  «вседозволенность», но имеет совершенно иной смысл — в русском языке «выйти в поле» с седой старины означает «идти на бой», откуда —  «поле боя» [см. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля]. И в данном случае это подтверждается историческим  контекстом. Ведь населенный пункт Гуляйполе был основан в 70-х гг. XVIII в. как форпост защиты южных рубежей от Крымского ханства. Ну а  рубежи Российской империи (не только южные, но и восточные) надежно охранялись казаками, чей социум и воинство всегда были  высокоорганизованными, без какого-либо разгуляева и анархизма. Само же Запорожское казачье воинство (подобно Донскому, Уральскому,  Сибирскому, а позже Таманскому и Крымскому) во все времена называлось Русью, как и сам «украинский» народ [см. Архиепископ Белорусский  Г.Конисский, Исторія Русовъ или Малой Россіи, 1846; его же Записки о том, что в России до конца XVII ст. не было никакой унии с Римской  Церковью. / Чтен. в общ. ист. и древн. Рос., 1847, N8; Архив Юго-Западной России. Ч. II, т. I, с. V, XL, LXIII-LXIV].
Так что сегодняшнее вольнодумство и анархизм среди обозначенных тобой выше «товарищей», конечно же, не имеют ничего общего со славной  историей Киевской Руси и Малороссии, но являются следствием отрабатывания средств, щедро вливаемых западными кукловодами для  «укрепления демократии на Украине».
Однако все сказанное выше абсолютно не означает, что непокорный, озорной и, поистине, неистребимый вольный дух является всего лишь  иллюзией, обманом или фантомом. О загадочной, поразительно живой, неизмеримо широкой и крайне свободолюбивой русской натуре сказано и  написано очень много. И здесь хочется процитировать «Гиперборея» Ю.Никитина точно характеризующего русских и хорошо определяющего  откуда дует ветер враждебности: «...удивительнейший народ <...> Да, он непредсказуем! <...> богатырь! Богатырь, которым управлять трудно. А вы  [автор обращается к представителям Тайного мирового правительства], опасаясь его мощи, хотите отдать его законное место другим <...> —  послушным, предсказуемым?».
У А.Дугина есть хорошая статья «Угроза гомункула», где дано следующее определение: «...живое существо <...> — это нечто спонтанное, свободное,  <...> чье бытие исходит изнутри и дефинируется неким внутренним источником, неким внутренним неспровоцированным жестом, <...> «солнечной  активностью»». И глядя на историческое наследие, а также на положение вещей в современном мире, без особого труда можно понять, что данное  определение относится исключительно к русскому народу. Именно поэтому уже не одну тысячу лет силы тьмы бросают сюда с разных  направлений, с Запада и Востока, все новые и новые легионы и орды, а согласно концепции «Золотого миллиарда» (берущей свое начало не в  трудах апологетов Третьего Рейха, а через доктрины средневековых рыцарских орденов, восходящих ко временам готской экспансии, а оттуда —  к еще более ранним эпохам) русский народ, и вообще все славянство, подлежит первоочередному и поголовному истреблению! Ведь славянам  даже не отведено какой-либо ступени в пресловутой пирамиде «Нового мирового порядка». Детям Неба, Сынам Солнца нет места в грядущем  царстве тьмы! 
В связи с этим в лихую «годину безвременья» всем нам, и в особенности «неуравновешенным подросткам и полоумным взрослым», нужно помнить  следующие постулаты: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет!» и «Враг будет разбит, Победа будет за нами». Ведь существуют вполне  определенные Пророчества на сей счет, да и история склонна повторяться...

Наши имперцы-младоевразийцы громко заявляют на пикетах и митингах, что «Украина — это не страна» и требуют упразднения украинской   государственности. Мой хороший знакомый, бывший в начале этого года в Киеве на исторической научной конференции, заметил, что киевляне,  по крайней мере некоторые из них, утверждают, что они — самые, что ни на есть, европейцы, а Украина — это европейская страна, не имеющая   абсолютно никакого отношения к России. И, всё-таки, что такое Украина — Русь Изначальная, традиционно тяготевшая к христианской Европе, значительная часть гигантской Российской Империи, а позже и СССР, или, как считают ивано-франковские традиционалисты,  Мезоевразия-«Евразия без Московии», которая одновременно и Европа, и Азия? В какую сторону, всё-таки, больше смотрят современная Украина   и украинцы — в сторону огромного восточного соседа или же в сторону западных «благодетелей»? Какое будущее ожидает Украину — банкротство  и распад, как предрекают многие политологи, или же Великая Украина в составе вероятной Евразийской Империи?

Дабы ответить на сей вопрос, необходимо вспомнить, что в течение XX в. Украина уже дважды обретала «нэзалэжнисть» (пусть и весьма условно)  и благополучно с ней расставалась. И абсолютно очевидно, что это же повториться и в третий раз. А очевидность сия обусловлена, в первую  очередь, демографическими показателями. Естественно, объективными! Ведь сегодняшние официальные цифры, полученные путем подтасовок и  шельмовства, крайне далеки от реальности. Я уже рассказывал на «Артании» о том, откуда взялись столь удивительные цифры (чисто на бумаге  народонаселение Украины сегодня состоит из 77,8 % украинцев, 17,3 % русских и 4,9% представителей иных народностей), и здесь хочу  повториться.  
В 96-97 гг. у нас ввели паспорта нового образца, в коих отсутствует графа «национальность». И отсутствует неслучайно! Ибо когда давали эти  паспорта, то в своих внутренних бумажках чинуши самостоятельно выводили — «украинец». Таким образом, даже в чисто русском Крыму сейчас  официально числится всего лишь около 50% русских (то есть почти на 40% меньше реального). А получать новые паспорта людей заставляли. Я  столкнулся с этим прям в 96 г., когда, заканчивая институт, мне объявили, что без нового украинского паспорта придется платить за учебу, как  иностранному гражданину, и назвали нехилую сумму. Естественно, я, как и все мои однокурсники, ринулся получать сей документ. Но в паспортном  столе услышал скандал между паспортисткой и неким сознательным пенсионером, который перед подписанием решил прочитать бумажку и  обнаружил, что стал «украинцем». Я тоже обратил внимание на сей пункт — в бумажке соответствующая строчка уже была заполнена: «украинец»!  Я зачеркнул это слово и написал: «русский». Тут разыгрался скандал — толстая тетка визжала, что они так не выполнят план, и что паспорт мне  без этого не дадут. Но так как все делалось по-блату, то и тетка заткнулась, и паспорт дали. Вот так у нас шла украинизация. Вот откуда цифры.  Везде — подтасовки и голимое вранье. Как и в опусах региональных «традиционалистов» из Ивано-Франковска, выводящих некий «отдельный  украинский народ». А ведь этого себе не позволяли даже литовско-польские и австро-венгенрские оккупанты. Ибо Литва, поглотившая в 1325 г.  «Украину» (вернее, то, что осталось от Киевской Руси в ходе «реформ» Андрея Боголюбского, княжеских междоусобиц и Ордынского нашествия),  обрела официальное название Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского. Ну а Гадячский договор выделял Великое княжество  Русское (в составе Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств) как третьего суверена Речи Посполитой на равных условиях с Польским  королевством и Великим княжеством Литовским. Того, что «украинцы» являются русскими людьми не отрицал даже апологет «незалэжности»  М.Грушевский, профессор Львовского университета, председатель Центральной украинской рады (1917), обвинявшийся в шпионаже в пользу  Австро-Венгрии (1914) [см. ряд его работ: Виімки з жерел до історіі Украіни-Руси, 1895; Описи королівщини в землях руських XVI в., 1895-1903;  Розвідки и матеріяли до історіі Украіни-Руси, 1896-1904; Історія України-Руси, 1898].
Однако никакая ложь не в состоянии долго скрывать и искажать истину. И если бы все на Украине было столь гладко с демографией, то здесь не  стоял бы так остро вопрос украинского языка, чуждого для подавляющего большинства местного населения  [http://zapravdu.ru/content/view/76/51/1/2/]. Кроме этого, сейчас в Одессе и Крыму (на полуострове функционирует Российское консульство) люди  массово получают русское гражданство [http://censor.net.ua/go/offer/ResourceID/92342.html]. Из-за чего бьют тревогу Совбез и СБУ. Что ж это за  мифические украинцы его получают? И это предельно ясно показывает, куда смотрит большая часть современной Украины, ибо помимо Крыма и  Одессы есть еще Донецк, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Запорожье, Николаев, Херсон, Сумы, Чернигов, Кировоград, Полтава и Черкассы —  самые крупные города и индустриальные регионы, населенные преимущественно русскими. А вот экономически отсталая Галичина смотрит  преимущественно на Запад, куда ездит на заработки местное население. Хотя и здесь все неоднозначно — на Западной Украине живут русины и  лемки, здорово пострадавшие от австро-венгров с поляками, и совсем не жалующие западенских украинских националистов  [http://otechestvo.org.ua/main/20072/252.htm]. 
Что же касается Киева, то здесь все очень просто. Ибо кто сидит на Киевском престоле, тот и вершит судьбы Малой Руси, Малороссии, Украины. А  сейчас на престоле — марионетки Дяди Сэма, «политика партии» коих четко ясна... Однако, несмотря на наличие проплаченных подпевал и  увеличение числа западенцев (особенно после 2004 г.), стольный град Киев, как и прежде, остается православным русским городом, для коего  актуально упомянутое тобой выше название — «Матерь Городов Русских»! О чем свидетельствует русская речь на улицах города. Ну а визиты  Святейших Патриархов Московских и всея Руси, Алексия II, а позже Кирилла, расставляют по своим местам все акценты в вопросе относительно  будущего Украины...

Андрей, близок ли тебе, как традиционалисту и исследователю индоевропейских древностей, феномен т.н. «консервативного авангарда» (прежде всего музыкального), который объединяет великое множество разножанровых музыкантов-концептуалистов, исполнителей и арт-формаций? Что   это такое — только ли замкнутая, засевшая безвылазно в глубоком андеграунде, субкультура (например, тех же почитателей дарк-фолк или  дарквейв сцены), чья «элитарная катакомбность» — ещё одно, и снова малоутешительное, свидетельство самоубийственных «Сумерек Запада»,   либо же признаки (свидетельствующие о выздоровлении?) предстоящей Европейской Реконкисты и Возрождения? Так спасут ли Мидгард накануне  неотвратимых Фимбульвинтера и Рагнарёка песни-откровения того же Дугласа Пирса, Тони Вейкфорда или близкого всем нам «злыдотника» Олега Фомина? Быть может, спасения нужно ждать не от умников-геополитиков (обычно противоречащих друг другу), но целиком положиться на   Мудрость и Слово филидов, бардов, олламов, скальдов, скопов и кобзарей? 

Конечно, Алексей, мне очень близко искусство во всех его проявлениях, и тем более искусство авангардное. Ведь авангард характеризуется  экспериментальным подходом к творчеству и использованием оригинальных, новаторских средств выражения. А все новое — это хорошо забытое  старое! Так что, авангард и традиционализм не являются взаимоисключающими понятиями, как бы странно это не звучало. И здесь, давай,  рассмотрим один пример. 
В 99 г. после одного из докладов знаменитого археолога Юрия Шилова мы с друзьями пришли к выводу о высокой вероятности существования  Dj-культуры еще в Каменном веке (отталкиваясь от этой концепции, мы тогда же создали ди-джейский проект Dj Culture of Neolith). Из оглашенных в  ходе доклада результатов археологических изысканий следовало, что достаточно много людей неолита забавлялись «бесцельным» вращением  гончарного круга, быстро приводившим сей агрегат в непригодность. Но такое вопиющее расточительство не могло быть бесцельным. И я  попытался найти этому логическое объяснение — видимо, наши пращуры при помощи гончарного круга (а возможно, и других колес) извлекали  потрясающие ритмичные звуки. Не исключено даже, что они скрэтчевали. Таким образом, столь модный сегодня ди-джеинг возник не на танцполах  60-х, и даже не в пресловутых пивных Германии или недрах американских радиостанций 30-х, и даже не с появлением самих радиостанций в  начале XX в., и даже не с изобретением фонографа Томасом Альвой Эдисоном в 1877-ом и его модификации — граммофона, сделанного Эмилем  Берлинером в том же году, а минимум на 6 тысячелетий раньше. Поэтому многие вещи современной культуры относить к модерну можно лишь с  очень большой натяжкой...
Конечно, сегодня ди-джеинг, утеряв свою «элитарную катакомбность», стал явлением массовым. Однако массовость и неизбежно сопутствующая  ей коммерциализация не всегда ставят крест на искусстве. И здесь, давай, рассмотрим пример из другого музыкального направления.
В начале 90-х из наследия Celtic Frost, Venom, Mercyful Fate как грибы после дождя стали появляться группы, играющие блэк-метал. Многие  коллективы со временем принялись экспериментировать со звуком и вокалом, выходя за стилистические рамки в различных направлениях, смело  отвергая шаблоны. Такие были заклеймены «trend», «false», «posers», ибо «true» остались в узких рамках стиля и, занимаясь самоплагиатом,  продолжали тупо нарезать «бескомпромиссный блэк». Для них форма оказалась важнее содержания. Однако, время все расставило по своим  местам: «true» практически ушли в небытие, а «trend» суждено было сделать немало чудесных открытий и породить массу новых интереснейших и  перспективных  направлений. Так уж устроена жизнь! Если что-либо (будь то объект, процесс или явление) перестает двигаться и развиваться, то  непременно деградирует и вырождается. Как это случилось с true-black-metal коллективами, которые сегодня уже сложно назвать авангардом. Ибо  истинный авангард определяется не фактом прозябания в гаражах и подвалах, а свежестью идей!
Хорошо известно, что последние и самые интересные альбомы Кино были созданы совсем не в подполье — последние годы своей жизни Виктор  Цой наслаждался жизнью, а его группа играла на стадионах и крупнейших концертных залах страны. И сей пример выводит нас на одну очень  важную вещь, где должен иметь место абсолютный консерватизм. А сформулировал сей принцип как нельзя лучше Андрей Макаревич: «Не стоит  прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас»! Ведь на любые уступки капризной аудитории, стремясь угодить ей любой  ценой, идут лишь музыканты-однодневки и прочие «поющие трусы», записывающиеся исключительно из стремления к продажам дисков  миллионными тиражами и зарабатыванию денег. Но музыка, сделанная без собственных оригинальных идей и без частички души, не является  искусством, а лишь пародией на него. Поэтому-то воротилы шоу бизнеса так часто и устраивают «смену декораций», заменяя одни коммерческие  проекты другими или же переформатируя оные. Настоящие же Титаны, чьи имена навсегда останутся вписанными золотыми буквами в историю,  всенепременно воплощали лишь собственные идеи и не шли ни на какие коммерческие компромиссы. Ибо они вкладывали в свои произведения  душу, которая, возможно, и была проводником сих гениальных идей из горнего мира (и здесь, конечно же, необходимо отметить творчество  нашего общего друга Олега  Фомина). Именно эта «магия», обусловленная искрой, вложенной Господом в каждое разумное существо, способствует  вечной свежести и оригинальности исполнителя и выделяет его из моря аналогов. А творить с душой можно (и нужно!) в рамках любого жанра и  стиля. Ведь если музыка сыграна с душой, то это выделит ее даже среди изначально  коммерческой  попсы. В то время, как в современном  металле или даже фольке с избытком хватает коммерческой лажи. Вот это и является «самоубийственными Сумерками Запада», профанирующими  и инвертирующими все виды искусства, даже изначально бунтарские и традиционные музыкальные направления.
А что до Фимбульвинтера и Рагнарека — ты, Алексей, абсолютно верно назвал их неотвратимыми. И схожие вещи описывают все существующие  религиозные учения и мистические доктрины. Однако бояться Судного Дня нужно лишь врагам истины и слугам тьмы — всем тем, кто сеет ложь,  деструкцию и хаос в нашем мире. Ведь со смертью мира наступает его очищение и обновление, за коими следует мир новый! И именно в данном  контексте следует рассматривать партии «умников-геополитиков», а также менестрелей и кобзарей...

Сюжет мудрой толкиеновской эпопеи завязан вокруг злополучного, созданного Врагом, Кольца Всевластия, которое ценой неимоверных усилий и  лишений невысоклики-хоббиты бросили в огнедышащее жерло вулкана Ородруин. Насколько сейчас велик «соблазн» сего Кольца? Кто ему   наиболее подвержен? Быть может, главную причину неудач имперских проектов XX века нужно искать вовсе не в конспирологических и иных источниках (ибо все неудачи «свалить» на деятельность некоего вражеского «ордена» или «ложи» — проще всего!), но в сём «соблазне»,   противостоять коему более чем трудно? Быть может, не нужно особо доверять предлагаемым (в ассортименте) геополитическим рецептам и  обратиться к иным, куда более человеческим, ценностям?

Во все времена существовали искушения и соблазны обретения богатства и власти при помощи волшебных приемов и предметов, и, конечно же,  наша эпоха не является исключением. Ведь и сейчас в некоторых лабораториях и институтах ведутся различные «секретные разработки»,  основанные на древнем наследии тайнознания. Во все времена отдельные безумцы стремились уровняться в могуществе с самим Господом и,  естественно, терпели фиаско... В связи с чем, необходимо лишний раз вспомнить о том, как основные движущие силы магии — развитое эго и  чувство превосходства, выйдя из умеренных градаций и превратившись в доминанту греховного эгоизма и запредельной гордыни, способствовали  исчезновению древних цивилизаций и  дочеловеческих  рас...
А мудрость данной работы Толкиена, как раз и заключается в том, что обозначает опасность бездумного обращения с магическими предметами и  показывает, как ценой неимоверных усилий и лишений малыши-хоббиты справились с губительной мощью Кольца Всевластия и уничтожили его в  жерле Роковой горы. Сама же эпопея является отображением Битвы, что началась в самом Начале и завершится лишь в Конце Времен. В Битву  сию вовлечены все цари, мудрецы, народы и обыкновенные люди, ибо проходит она через душу каждого. Неслучайно Спаситель сказал: «Не  думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» [Мф. 10.34], а  Евангельское учение мечем обоюдоострым  называет дух, отсекающий лож от истины, безверие от веры, зло от добра. Таким образом, дело здесь заключается даже не в деятельности неких  конспирологических орденов (древний враг всегда найдет повод сплотиться своим последователям), но в силе духа каждого из нас и возможности  противостоять «соблазнам», что вполне возможно обычному человеку, не говоря уже о мудрецах и героях. Хотя «Властелин Колец» акцентирован  на том, что духовные силы маленьких людей зачастую превышают возможности сильных мира сего.
Что касается геополитических катаклизмов, становления и крушения империй, — это вещи неизбежные. Ведь котел истории продолжает вариться  и, надо полагать, что еще на нашем веку произойдут грандиозные события. В связи с чем, нужно помнить слова Константина Кинчева: «Сон не  схоронил, а крест не спас тех, кто прожил в стороне»... Однако, при всем этом, не в коем случае нельзя забывать и о вечных человеческих  ценностях. Ведь нас спасут надежда и вера, Вера в Добро и Надежда на Высшую Справедливость. Ибо «...по вере вашей да будет вам» [Матф.  9.29].

На фото: Во втором ряду в центре Андрей Чернов

Вопросы задавал Алексей ИЛЬИНОВ

Воронеж — Киев
Осень 2009 г. от Р.Х.