понедельник, 6 февраля 2017 г.

Владимир (Letzte Soldat Nord) Доронин: Дарк фолк или преемственность традиции героев в рок-культуре




Надёжно спрятан меч Парацельса.
Прорастут, словно на камнях, эдельвейсы
Сквозь века сервент волшебные строки.

Рок-культуру в мире и особенно в нашей стране люди, не имеющие к ней прямого отношения, привыкли ассоциировать: 1 – с некой пафосной революционностью, как протест молодежи против «отцовских» устоев. 2 – рок – вид развлечения, которое не всегда соблюдает рамки приличия и вообще это явление, которое порождено массовой культурой. Есть мнение, что это направление в современном искусстве.
С первым если еще как-то можно согласиться, хотя оно довольно одностороннее и поверхностное, то со вторым и третьим утверждениями я не согласен. Не буду спорить, кому надо разберутся, как говорится «Sapienti sat» и «Jedem das Seine». Вкратце перескажу свое видение этой традиции, а «метать бисер» никакого желания нет.
Попытавшись посмотреть на рок-культуру с точки зрения не музыканта, я стал приходить к выводу, что главными векторами в этой культуре являются стремление к свободе и вечности. Свобода практически всегда реализуется через бунт, тем более «рок» это бунтарское движение. Бунт может выражаться по-разному: это может быть примитивный и эпатажный протест против общества, но это может быть метафизический бунт, несогласие человека как субъекта культуры со своей участью, осознание себя на более высоком уровне как личность. Требование изменения к себе отношения, как в «мифе о Сизифе», это отчаянное противостояние вопрошающего человека и безмолвной Вселенной.
Как писал Шелер: «Фактически свобода развивается медленнее, чем представление человека о свободе». Поэтому свобода в современных обществах является иллюзией и саморекламой, хайдеггеровской «подменой». Вместо чистого воздуха свободы нам воспроизводят очень натуральные «картинки» свободы, искусно смоделированные «матрицей».
У Альбера Камю: «Метафизический бунт – это восстание человека против своего удела и против всего мира, …метафизический бунтарь протестует против удела, уготованного ему как представителю рода человеческого. Восставший раб утверждает, что в его душе есть нечто, не смиряющееся с тем, как обращаются с ним господин; метафизический бунтарь заявляет, что он обделен и обделен самим мирозданием».
Одной из целей «рока», как требование свободы, является получение уважения, а главное – самоуважение и обретение независимости. Рок – это бунт против «зарвавшихся олимпийских небожителей».
Я полагаю, что Рок-культура по своему характеру во многом близка к средневековой рыцарской Героике: метафорический поиск «Святого Грааля», как поиск своей духовности, как шаг к свободе. Но это поиск, который можно осуществлять, не выходя из комнаты. Тамплиерский путь в Палестину ведет в любую сторону, а не только в сторону Востока, простор, главное, был бы открыт, и знать, зачем шагаешь. Это вечная алхимическая идея «что вверху, то и внизу». Дверь в вечность должна открываться не обязательно с ойкуменальности Гипербореи. Она может быть где угодно, главное знать, где ее искать. Об этом говорится во всех традициях Запада и Востока. Если бы все неофиты восприняли зашифрованные тексты гностиков, тамплиеров, тибетских мудрецов буквально, они бы просто расшибли бы себе лбы о неприступные скалы Гималаев, считая, что они найдут Шамбалу. Все традиции аллегоричны, в том числе и рок, для того, чтобы оградить знания от глупцов. В этих знаниях и есть вечность, которая сосредоточена в вечных ценностях.
Поэтому Путь, Дао Рока – это путь поиска вечных ценностей. «Знания Шамбалы» зашифрованы и их нужно понять. Для глупца и профана нет ничего ценного в этих знаниях, если они не материальны.
Поэтому хотелось бы немного порассуждать о преемственности традиций. «…то, что среди различных народов существовало под именем «традиция», являлось не чем-то относительным и обусловленным различными внешними и чисто историческими факторами, но всегда было связано с элементами единого знания, которое представляет собой константы» (Юлиус Эвола)
Примерно каждые десять лет в роке наблюдался спад в движении, пока не появлялась какая-то новая идея, она находила свое воплощение в новом стиле.
Разговоры о деградации рока пошли очень давно. Есть музыканты, кто еще пытается не сдаваться, но в целом рок-движение исчезло. Поэтому считаю уместным пример восточного термина «аватара» – преемственное перерождение. Рок, как идея стремления к свободе и вечным ценностям, неисчерпаем и, в принципе, существовал всегда, только ему приходилось находить новое воплощение, новую форму.
На данный момент, по моему мнению, такой формой в рок-традиции является Dark Folk – направление, которое появилось сравнительно недавно и известное только узкому кругу ценителей.
Словосочетание «Дарк Фолк» переводится дословно «тёмный» и «народ», а в моей интерпретации как народ, живущий в «тёмное время». Второе название этого направления «апокалиптический фолк», полагаю, можно понимать как «фолк», то есть, народ, осознающий начало Апокалипсиса и Конца Света, связанного с приходом в мир людей, зарвавшихся собственной гордыней и властью, возомнивших себя богами и хозяевами «олимпийского» огня.
То есть направление в «роке», которое называется «дарк фолк», нужно интерпретировать не как тёмный или мрачный народ, а как суровый народ, чувствующий приближение и наступление «тёмных веков». Как пишет Юлиус Эвола, разбирая учение Гесиода, в мифологии существовало четыре века: «золотой» – век высших властелинов, наследников знания примордиальной традиции, символизм золота выражал идею центральности, стабильности, несокрушимости и недоступности, то есть идей «царства высшего центра мира» – Regnum; «серебряный» – век жрецов, век перехода к духовности; «бронзовый» – это люциферическое или титаническое восстание, прометеическое стремление узурпировать олимпийский огонь, для него характерны отказ от религиозности, гордыня, насилие и воинственность. «Последний век» – это «век железный» или, в терминах индуистской традиции, «тёмный век». Появляется десакрализованная цивилизация, знающая и прославляющая только земное и человеческое. В противовес такой форме упадка возникает идея цикла возможной реставрации, который Гесиод называет «циклом героев» или «веком героев». «Тёмный век» – это век потери духовности, утраты вечных ценностей, то есть эпоха деградации, когда слово «человек» больше не звучит гордо, это и есть наша современность.
Поэтому ошибочно полагать, что рок-культура является массовым явлением. «Рок» как героика и как традиция может существовать только через духовность, поэтому она скорее по своей сути аскетична, это дело для увлеченных, ищущих свой «Грааль», одиночек. Всё, что стало массовым, это уже не «рок», а некие плевела, попса, «подмена». В рыцарские времена тоже существовало множество рыцарских орденов, все хотели стать или хотя бы походить на рыцарей Чаши Христовой, но посвящение проходили единицы, а до глубин доходили еще меньше. Так же и в «рок» играют многие. Многие одевают «косухи», цепи, железные браслеты и т.д., но очень мало тех, кто понимают, что это такое. Рок ничего общего не имеет с массовой культурой. В массе есть что-то нечеловеческое, чуждое свободному состоянию человека, как раз та самая десакрализованность. В ней сосредоточены суетность, стадность, безликость, представление о ней не вяжется с романтическим образом любой эпохи. Путь рыцаря – героя, поиск духа, чести, доказательство своей состоятельности как воина, мужчины и право на знание, которое не доступно профанной массе. Поэтому массе чужды идеи «рока», она хочет усреднить, подмять идеи под себя из-за своей необразованности и лени. Массы «демонов», выглядящих как обычные люди, но у которых нет ничего святого за душой, они рушат (не знаю как у других), но лично мою «Гиперборею», мой «Авалон».
Поэтому для «рыцарей рока», а именно «Дарк-фолка», «Прорицания Вёльвы» о Рагнарёке не кажутся смешными. Если в этой, как спел Роман Неумоев, «духовной войне» погибнут даже молодые, что же будет с миром потом?
Дарк Фолк – это путь тех, кто не хочет «сгнить телом и душой». Это попытка установить утраченную когда-то связь с Богом, по Ницше это идея «вечного возвращения» к самим себе, это путь тех, кто чувствует губительное влияние городов, их хаос и пытается даже этой бесконечной гонке придать определенный ритм. Рок – это современное язычество. Это магическое действие, которое разворачивается не в девственных рощах, а в центре урбанистического пейзажа. Новое язычество не вписывается в современный ландшафт и поэтому своей нелепостью разрушает его, тем самым отбирая пространство для себя, пытается прожить себя самому, а не чтобы его прожил и использовал кто-то. Люди, которые его строят, пытаются оставить за собой право выбора как распоряжаться собой, своим местом, знанием, памятью предков, мнением, временем, свободой.
Через разрушение стереотипов происходит раскрепощение и высвобождение, и обновление. Освобождаясь от ценностей сиюминутных и иллюзорных, остаются ценности вечные. От нищеты духа спасает истинное понимание своего бытия, а истина находится в знании. Поэтому требуется отыскать это метафорическое знание, «Чашу Грааля», «Копьё Судьбы», «Кольцо Нибелунгов» и т.д., как назвать, большой разницы нет, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется.
Поэтому Дарк-фолк как направление несет черты современной героики, ищет связь и выход к примордиальной традиции человечества через ощущение свободы и вечности в культуре, чтобы не стать жертвой современного индустриального общества, названного в восточных доктринах «тёмными веками».
«Рок» – это был истошный крик, а Дарк-фолк его новое воплощение, аватара, кто-то назвал его, что это «шёпот погибающего мира», предупреждение миру, стоящему на грани катастрофы. Возможно «примордиальный центр» находится внутри нас, а «Гиперборея», которую так долго ищут, спрятана в наших душах. Дарк-фолк, да и вообще настоящий рок – это голос из далекой древности, только в новой измененной форме, который, возможно, не даст Атлантиде в наших душах навсегда утонуть и Рагнарёк останется сном, которому всё же не суждено сбыться, это «новая попытка похищения олимпийского огня», путь, где от титана до героя – один шаг.

2005 г.

г.Тюмень

Оригинальная публикация: http://www.sistemabezopasnosti.ru/stati/62-dark-folk-ili-preemstvennost-traditsii-geroev-v-rok-kulture.html