вторник, 5 мая 2015 г.

Владимир Карпец: О "СССР-А" и "СССР-Б"


Фрагмент статьи В. И. Карпца "Зрячая любовь".

По  сути, как  «проект СССР»,  так и   «СССР  как  реальное государство»  существовал  как  «в умозрении»,  так  и  исторически -  по  меньшей  мере двояко. К  сожалению, определения  СССР-1 и  СССР-2 «заняты».  Поэтому  придется  употреблять не очень  благозвучные  СССР-А и  СССР-Б.
Такое  деление  в  точности  соответствует  «делению на два»  самого  «социализма  как  явления  мировой  истории». Социализм-1, исследованный  в  одноименной книге академика И.Р.Шафаревича -  это  глобальный танатос истории,  «тяга  к смерти»  через всеуравнивание  и  уничтожение  религий, различий, наций  и народов, государств, в  конце  концов  даже  самого  человеческого естества (начиная с различий пола ). Это  «рассотворение мира»,  в герметике – «растворение» - раз-творение. Сегодня  продолжением этого  социализма парадоксальным образом  является как  раз враждебный  «реальному социализму» (такое  определение государственному  и  общественному  строю позднего СССР  из-обрел «советский Победоносцев»  М.А. Суслов)  «либеральный  проект»,  «правый  глобализм». 
С другой  стороны есть  совсем  не  исследованный И.Р. Шафаревичем   «социализм  различий»,  сочетания  «духа истории» и  «неподвижности» с «цветущей  сложностью» (К.Н.Леонтьев),  разнообразием   укладов,  сословий, форм  представительства  и  самоуправления.  Это  социализм  народный («национальный» - неточно),  религиозно  и  - шире -  метафизически  ориентированный.
В конечном  счете он  всегда  тяготеет  к  монархии.. В герметике это «сгущение», «коагуляция».  Исследования  в этой области  привели  автора  этих  строк  к  выводам  о том,  что для России   «матричной  формой»,разумеется,  только  матричной, по  многим  причинам не  развившейся  и не  ставшей ,но  всеже  сохранившей  свою  матричность и основополагающие  смыслы   второго, такого  социализма ( совершенно  вне марксистской  схемы  формаций),  была   Московская Русь «эпохи Иоаннов»,  «пытавшаяся  всплыть»  как  в  петербургский, так  и  в  советский период Русской  истории,  но  всякий раз так  и  не  всплывавшая  до конца.  Дерзну предположить,    имеющая  всплыть в  Самом Конце.
История  СССР -  история борьбы  именно этих двух проектов,  двух социализмов.  И  они оба   никуда  не делись  и  в  Новой  России,  даже формально  от  социализма отрекшейся. 
Первый  и  называется -  почти  в  точности по Шафаревичу, - «мировая  революция».  Второй  -  «социализм в одной,  отдельно  взятой  стране», и это, по  сути,  град  ограждения,  строго   по  посланиям  священноинока Филофея Псковского  к Царю Василию Третьему  о Третьем Риме, только  имя  Божие заменяется  именованием  Бога-нет,  что  само по себе оказывается  апофатическим  богосоловием  Святой Руси,  которое  в любую минуту может перейти  в катафазу, как это произошло в  1943 году. 
СССР  не  был  атеистическим  государством.  Если  мы  поймем это, мы поймем  почти все.
СССР-А   -  открытый  для  социалистической  революции в других странах  вариант  левого  глобализма  -   и всеобщего  рассотворения -  и  СССР-Б -  имперская реставрация,  пользующаяся  языком  СССР-А -  ни в коем  случае не разные  государства. Это именно одно государство. В  этом  была  и  сила, и  слабость СССР.  Слабость – потому,  что   СССР-Б  - псевдоморфоз  СССР- А.  Ни  в  коем  случае  не  новое государство,  а  именно псевдоморфоз.
Напомним, что изначально псевдоморфаза  - минеральные образования, обладающие внешней кристаллографической формой, чуждой слагающему их веществу; образуются путем заполнения полостей, оставшихся от выщелоченных минералов (псевдоморфозы заполнения), или химическим замещением; при этом значительная часть вещества замещенного минерала входит в состав замещающегося (псевдоморфозы превращения) или выносится полностью (псевдоморфозы вытеснения).  
Освальд Шпенглер применительно к  истории увпотреблял это слово в  мужском  роде -    псевдоморфоз. «Историческими псевдоморфозами, – писал он, – я называю случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой силой, что культура юная, для которой край этот – ее родной, не в состоянии задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых, собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания. Все, что поднимается из глубин этой ранней душевности, изливается в пустотную форму чуждой жизни; отдавшись старческим трудам, младые чувства костенеют, так что где им распрямиться во весь рост собственной созидательной мощи?! Колоссальных размеров достигает лишь ненависть к явившейся издалека силе». (Шпенглер О. «Закат Европы»., Т.2. М, 1998, с.192).
И  именно  вот эта  самая  «колоссальных размеров  ненависть к явившейся издалека силе»  и была  двигателем ( не  самой  по  себе  причиной!)  гтбели   СССР  в  1985-1993 гг,  и  сегодня  она  же является  двигателем  «советского  ренессанса»  и все крепнущего  стремления  к  восстановлению СССР  именно  как  СССР  ( а не  Российской Империи).  Причина  же  гибели  заключалась  в  том,  что  в  основе  созидательно-охранительного  СССР-Б оставалась  революционно-нигилистическая  идеология  СССР-А,  идеология  «единства  мировой цивилизации»  и  «мировой  революции» .   «Реальный  социализм»  Суслова  потерпел  поражение  от  «идеального», «проектного»  социализма, сразу жк  после  своей  победы  переставшего быть  социализмом,  поскольку  «ничто ничтожит».  А  ненависть  была  и  остается  бродилом.  Сначала  -  к  Самодержавию, затем  к «врагам народа»,  а  на  самом деле  к «ленинской гвардии»,  в  1991 году -  к  «советским буржуям-партократам»…   Она  и  созидала  - на самом деле  и сегодня  созидает -  «формы кристалла». 
Такое, более  объемное видение, позволяет шире   взглянуть  на  тех,  кто  «не любит СССР», не ограничиваясь  срезом  мимоидущего. Мы  прежде  всего  увидим  среди  «не любящих»  потомков, наследников  и  приверженцев  тех,  кто  пал  жертвой  утверждения  СССР-А, как   представителей  высших и средних слоев Империи,  так  и крестьян, казаков,  инженеров, низшего духовенства.  Это совершенно не означает, что  все они были  и  сегодня  суть  привержены «либеральным  ценностям»,  или  «ленивы», или «извращенцы», или  тем  более «предатели».  Более  того,  сегодня  неприятие  коммунизма  у  тех, кто органически    связан именно с Российской  Империей  не  только  соседствует, но  и  предопределяет солидарность с Новой Россией  (в  частности  в  связи  с  проблемой Западной Руси-бывшей Украины ) ,  как  мы это читаем в  письме ста  представителей  первой (Белой) эмиграции во главе  со Светлейшим Князем Георгием Александровичем Юрьевским (Романовым-Долгоруковым) .
И произошла  она  отнюдь  не  в  1991, и даже  не  в  1985 году.  Она  была  внутренне  и  неотъемлемо присуща  всей  совсетской   системе.
Вот  простой,  «справочный»  пример  того, как  антисоветский  «креативный класс»  был  жестко и неразрывно  -  неотрывно! -  «вмонтирован»  в «систему».Как  она  самоуничтожалась:
Серия «Пламенные революционеры»  — одно из крупных издательских предприятий советского агитпропа ЦК КПСС, — издательства «Политиздат».За двадцатилетний период существования серии было выпущено 160 томов художественно-документальных биографий по следующим разделам:
— вожди народных восстаний;
— социалисты-утописты;
— деятели Великой французской  и северо-американской революций;
— декабристы;
— народовольцы;
— российские революционные демократы;
— большевики-герои революций 1905, 1917 (октябрьской) и гражданской войны в России;
— борцы с колониализмом за национальное освобождение;
— деятели мирового коммунистического и социалистического движения, антифашисты;
Для редакционного выбора персонажей серии не существовало границ. Создавался глобальный интернационал революционеров. Стать конкурентом молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей»  помешала лишь краткость срока, отпущенного советской власти и СССР. Как бы то ни было, — в серии «Пламенные революционеры» вышли  произведения известных, незаурядных и выдающихся авторов: В. Аксёнова, В. Войновича,  А. Гладилина, А. Левандовского, Б. Окуджавы, Е. Парнова, Ю. Трифонова, Д. Урнова,  Н. Эйдельмана...
Обратим внимание на: 1) «глобальный  интернационал революционеров»     2)  список  авторов.  Думаю, комментариев не  требуется.  Где  ЦК  КПСС,  а где  «перманентные  диссиденты»?
И  еще  обратим  внимание:  где  здесь или  потомки  «бывших»,  или  действительно писатели «из толщи  народной»  (отКочетова до  «деревенщиков») ?  Их нет.   Нет,  кстати, и, например, Максимова (до  его отъезда),  нет  и сугубого  «интеллигента»  Битова…  И быть не  могло. Очень специфическое  «советско-антисоветское  единство»  было  очевидным  фактом.  И остается.
И  распад СССР – как  и  его  возникновение  на  руинах  исторической  России -  был  делом  этого  самого  «единства».   Объединенного    «идеологией  смерти» - да, по Шафаревичу, никуда не  деться…
Поэтому  надо  говорить  о  зрячей  любви  и  зрячем  отвержении  «нелюбви»  к  СССР.
И  о  «зрячей нелюбви»  к той идеологии ( не внешней, идущей «из-за бугра» с  этой  все понятно,  а именно  внутренней), -  идеологии  «перманентной  революции»,  которая  разорвала  «Союз  нерушимый»  изнутри.   И,   к сожалению,  это  вопрос  не  только прошлого.

Полная версия опубликована в газете "Завтра": http://zavtra.ru/content/view/zryachaya-lyubov/ и в блоге В. И. Карпца: http://karpets.livejournal.com/1667610.html