Фрагмент статьи В. И. Карпца "Зрячая любовь". 
По  сути, как  «проект
СССР»,  так и   «СССР  как  реальное
государство»  существовал  как  «в умозрении»,  так 
и  исторически -  по  меньшей  мере двояко. К 
сожалению, определения  СССР-1 и  СССР-2 «заняты». 
Поэтому  придется  употреблять не очень  благозвучные  СССР-А и  СССР-Б.
Такое  деление  в 
точности  соответствует  «делению на два»  самого 
«социализма  как  явления  мировой  истории». Социализм-1, исследованный 
в  одноименной книге академика И.Р.Шафаревича -  это 
глобальный танатос истории,  «тяга  к смерти»  через
всеуравнивание  и  уничтожение  религий, различий, наций  и
народов, государств, в  конце  концов  даже  самого 
человеческого естества (начиная с различий пола ). Это  «рассотворение
мира»,  в герметике – «растворение» - раз-творение. Сегодня 
продолжением этого  социализма парадоксальным образом  является
как  раз враждебный  «реальному социализму» (такое  определение
государственному  и  общественному  строю позднего СССР  из-обрел «советский
Победоносцев»  М.А. Суслов)  «либеральный  проект», 
«правый  глобализм».  
С другой  стороны есть 
совсем  не  исследованный И.Р. Шафаревичем   «социализм 
различий»,  сочетания  «духа истории» и  «неподвижности» с
«цветущей  сложностью» (К.Н.Леонтьев),  разнообразием
  укладов,  сословий, форм  представительства  и 
самоуправления.  Это  социализм  народный («национальный» -
неточно),  религиозно  и  - шире -  метафизически
 ориентированный.
В конечном  счете он 
всегда  тяготеет  к  монархии.. В герметике это «сгущение»,
«коагуляция».  Исследования  в этой области  привели 
автора  этих  строк  к  выводам  о том,  что для
России   «матричной  формой»,разумеется,  только 
матричной, по  многим  причинам не  развившейся  и не 
ставшей ,но  всеже  сохранившей  свою  матричность и
основополагающие  смыслы   второго, такого  социализма (
совершенно  вне марксистской  схемы  формаций), 
была   Московская Русь «эпохи Иоаннов»,  «пытавшаяся 
всплыть»  как  в  петербургский, так  и  в 
советский период Русской  истории,  но  всякий раз так 
и  не  всплывавшая  до конца.  Дерзну предположить, 
  имеющая  всплыть в  Самом Конце.
История  СССР - 
история борьбы  именно этих двух проектов,  двух социализмов. 
И  они оба   никуда  не делись  и  в 
Новой  России,  даже формально  от  социализма отрекшейся. 
Первый  и  называется -  почти  в  точности по
Шафаревичу, - «мировая  революция».  Второй  -  «социализм
в одной,  отдельно  взятой  стране», и это, по  сути, 
град  ограждения,  строго   по  посланиям 
священноинока Филофея Псковского  к Царю Василию Третьему 
о Третьем Риме, только  имя  Божие заменяется  именованием  Бога-нет,  что 
само по себе оказывается  апофатическим  богосоловием 
Святой Руси,  которое  в любую минуту может перейти  в
катафазу, как это произошло в  1943 году. 
СССР  не  был 
атеистическим  государством.  Если  мы  поймем это, мы
поймем  почти все.
СССР-А   - 
открытый  для  социалистической  революции в других
странах  вариант  левого  глобализма  -   и всеобщего 
рассотворения -  и  СССР-Б -  имперская
реставрация,  пользующаяся  языком  СССР-А -  ни
в коем  случае не разные  государства. Это именно одно государство.
В  этом  была  и  сила, и  слабость СССР. 
Слабость – потому,  что   СССР-Б  - псевдоморфоз  СССР-
А.  Ни  в  коем  случае  не  новое
государство,  а  именно псевдоморфоз.
Напомним, что изначально псевдоморфаза  -
минеральные образования, обладающие внешней кристаллографической формой, чуждой
слагающему их веществу; образуются путем заполнения полостей, оставшихся от
выщелоченных минералов (псевдоморфозы заполнения), или химическим замещением;
при этом значительная часть вещества замещенного минерала входит в состав
замещающегося (псевдоморфозы превращения) или выносится полностью
(псевдоморфозы вытеснения).  
Освальд Шпенглер применительно
к  истории увпотреблял это слово в  мужском  роде -    псевдоморфоз. «Историческими псевдоморфозами, – писал он,
– я называю случаи, когда чуждая древняя культура довлеет над краем с такой
силой, что культура юная, для которой край этот – ее родной, не в состоянии
задышать полной грудью и не только что не доходит до складывания чистых,
собственных форм, но не достигает даже полного развития своего самосознания.
Все, что поднимается из глубин этой ранней душевности, изливается в пустотную
форму чуждой жизни; отдавшись старческим трудам, младые чувства костенеют, так
что где им распрямиться во весь рост собственной созидательной мощи?!
Колоссальных размеров достигает лишь ненависть к явившейся издалека силе».
(Шпенглер О. «Закат Европы»., Т.2. М, 1998, с.192).
И  именно  вот
эта  самая  «колоссальных размеров  ненависть к явившейся
издалека силе»  и была  двигателем ( не  самой  по 
себе  причиной!)  гтбели   СССР  в  1985-1993
гг,  и  сегодня  она  же является 
двигателем  «советского  ренессанса»  и все крепнущего 
стремления  к  восстановлению СССР  именно  как 
СССР  ( а не  Российской Империи).  Причина  же 
гибели  заключалась  в  том,  что  в 
основе  созидательно-охранительного  СССР-Б оставалась 
революционно-нигилистическая  идеология  СССР-А, 
идеология  «единства  мировой цивилизации»  и 
«мировой  революции» .   «Реальный  социализм» 
Суслова  потерпел  поражение  от  «идеального»,
«проектного»  социализма, сразу жк  после  своей 
победы  переставшего быть  социализмом,  поскольку  «ничто
ничтожит».  А  ненависть  была  и  остается  бродилом. 
Сначала  -  к  Самодержавию, затем  к «врагам
народа»,  а  на  самом деле  к «ленинской гвардии», 
в  1991 году -  к  «советским буржуям-партократам»…  
Она  и  созидала  - на самом деле  и сегодня  созидает
-  «формы кристалла». 
Такое, более  объемное
видение, позволяет шире   взглянуть  на  тех, 
кто  «не любит СССР», не ограничиваясь  срезом  мимоидущего. Мы 
прежде  всего  увидим  среди  «не любящих»  потомков,
наследников  и  приверженцев  тех,  кто  пал 
жертвой  утверждения  СССР-А, как
  представителей  высших и средних слоев Империи,
 так  и крестьян, казаков,  инженеров, низшего
духовенства.  Это совершенно не означает, что  все они были 
и  сегодня  суть  привержены «либеральным 
ценностям»,  или  «ленивы», или «извращенцы», или  тем 
более «предатели».  Более  того,  сегодня  неприятие 
коммунизма  у  тех, кто органически    связан именно с
Российской  Империей  не  только  соседствует, но 
и  предопределяет солидарность с Новой Россией  (в 
частности  в  связи  с  проблемой Западной Руси-бывшей
Украины ) ,  как  мы это читаем в  письме ста 
представителей  первой (Белой) эмиграции во главе  со Светлейшим
Князем Георгием Александровичем Юрьевским (Романовым-Долгоруковым) .
И произошла  она 
отнюдь  не  в  1991, и даже  не  в  1985
году.  Она  была  внутренне  и  неотъемлемо
присуща  всей  совсетской   системе.
Вот  простой, 
«справочный»  пример  того, как  антисоветский  «креативный
класс»  был  жестко и неразрывно  -  неотрывно! - 
«вмонтирован»  в «систему».Как  она  самоуничтожалась:
Серия «Пламенные революционеры»
 — одно из крупных издательских
предприятий советского агитпропа ЦК КПСС, — издательства «Политиздат».За
двадцатилетний период существования серии было выпущено 160 томов
художественно-документальных биографий по следующим разделам:
— вожди народных восстаний;
— социалисты-утописты;
— деятели Великой французской  и северо-американской
революций;
— декабристы;
— народовольцы;
— российские революционные демократы;
— большевики-герои революций 1905, 1917 (октябрьской) и гражданской
войны в России;
— борцы с колониализмом за национальное освобождение;
— деятели мирового коммунистического и социалистического движения,
антифашисты;
Для редакционного выбора персонажей серии не существовало границ.
Создавался глобальный интернационал революционеров. Стать конкурентом
молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей»  помешала лишь
краткость срока, отпущенного советской власти и СССР. Как бы то ни было, — в
серии «Пламенные революционеры» вышли  произведения известных,
незаурядных и выдающихся авторов: В. Аксёнова, В. Войновича,  А.
Гладилина, А. Левандовского, Б. Окуджавы, Е. Парнова, Ю. Трифонова, Д.
Урнова,  Н. Эйдельмана...
Обратим внимание на: 1)
«глобальный  интернационал революционеров»
    2)  список  авторов.  Думаю,
комментариев не  требуется.  Где  ЦК  КПСС,  а где 
«перманентные  диссиденты»?
И  еще  обратим 
внимание:  где  здесь или  потомки  «бывших», 
или  действительно писатели «из толщи  народной»  (отКочетова до 
«деревенщиков») ?  Их нет.   Нет,  кстати, и, например, Максимова (до 
его отъезда),  нет  и сугубого  «интеллигента»  Битова… 
И быть не  могло. Очень специфическое  «советско-антисоветское 
единство»  было  очевидным  фактом.  И остается.
И  распад СССР – как 
и  его  возникновение  на  руинах  исторической 
России -  был  делом  этого  самого 
«единства».   Объединенного    «идеологией 
смерти» - да, по Шафаревичу, никуда не  деться…
Поэтому  надо 
говорить  о  зрячей  любви  и  зрячем 
отвержении  «нелюбви»  к  СССР.
И  о  «зрячей
нелюбви»  к той идеологии ( не внешней, идущей «из-за бугра» с 
этой  все понятно,  а именно  внутренней), - 
идеологии  «перманентной  революции»,  которая 
разорвала  «Союз  нерушимый»  изнутри.  
И,   к сожалению,  это  вопрос  не  только
прошлого.
Полная версия опубликована в
газете "Завтра": http://zavtra.ru/content/view/zryachaya-lyubov/
и в блоге В. И. Карпца: http://karpets.livejournal.com/1667610.html
