Интересно, что для Германии Восточная Пруссия играла символическую роль, сравнимую с ролью Косово для Сербии или старинной «Русской землёй» (треугольником Киев-Чернигов-Переяславль) для русского государства. Курфюрсты Священной Римской империи германской нации (Первого рейха) маркграфы Бранденбургские именно для своего восточно-прусского владения (не включенных в состав имперских границ бывших земель Ливонского ордена) выторговали королевский титул. Так что с высокой долей справедливости можно сказать, что именно из Восточной Пруссии «есть пошла прусская земля», родившая Второй, Третий рейхи и современную Германию.
Поэтому в некотором плане символично, что судьба Украины – второй раз (первый – Польшей и Литвой после Батыева нашествия) отторгнутой от основного массива русских земель, решалась именно в Калининградской области Российской Федерации – бывшей Восточной Пруссии. Да и Польша с Литвой вновь не последнюю роль играют в украинских событиях.Еще более символично, что на эту встречу не пригласили представителя Украины. Истерика, охватившая по этому поводу все слои киевской политической, околополитической и мимо прошмыгивавшей элиты, понятна и оправданна. Даже монгольские ханы, прежде чем решить, убить ли им какого-нибудь русского князя или ярлык на княжение ему выдать, приглашали его в свою ставку, беседовали, присматривались, советовались. А тут такой пассаж – европейскую страну, претендующую на статус центра мира, пупа земли и истока человеческой цивилизации, даже не сочли нужным поставить в известность, что состоится встреча, на которой решат, что с ней делать дальше. Не говоря уж о том, чтобы мнением Киева поинтересоваться.
Второй причиной истерики был состав участников встречи. Евроориентированная украинская публика еще бы смирилась, а может быть, даже и гордилась бы, если бы судьбу их страны решали Обама и Путин. Все же один – признанный лидер Запада, а Владимира Владимировича справедливо (хоть и в шутку) называют богом украинцев, приписывающих его «злой воле» все свои несчастья (от урагана до неурожая). И с Меркель, и с Олландом можно было бы смириться. Конечно, истинные патриоты Украины с легким презрением относятся к французам и немцам, давно утратившим навыки организации собственных майданов, но всё же благоговеют перед их технологичностью (они умеют делать «Мерседесы» и «Аэробусы»), богатством (они печатают евро), цивилизованностью (они создали Евросоюз – светлое будущее всего человечества) и высоким уровнем культуры (это на набережной Днепра, под мостом Патона бомжи воняют, а на набережных Лувра, Конти и Гранз-Огюстен, под Пон-Нёф клошары благоухают). Президенты прибалтийских лимитрофов и Польши, премьер Швеции – тоже не вызвали бы отторжения – тоже члены ЕС, «адвокаты» Украины, соорганизаторы и соучастники государственного переворота февраля 2014 года.
Но на встрече присутствовали только помощник госсекретаря США Виктория Нуланд и помощник президента России Владислав Сурков. Сильнее оскорбить чувства потомственных киевских европейцев было в принципе невозможно.
Сговаривающаяся за спиной Украины Нуланд. Та самая Нуланд, которая мужественно кормила «майдан» печеньем. Та самая Нуланд, которая дневала и ночевала на переговорах с Януковичем, запугивая несчастного арестом имущества и счетов, «по секрету» сообщая ему о тысячах боевиков с автоматическим оружием, включая пулеметы, которых на «майдане» тогда еще не было (появились позднее), добиваясь и добившись одного – отказа от силового разгона «майдана» и арестов путчистов, когда сделать это было еще сравнительно легко.
После переворота в Киеве не президент Украины принимал Нуланд, а Нуланд принимала президента. В общем, Виктория в глазах политически просвещенных украинцев была чем-то вроде вице-короля Перу, сходящего в блестящих железных одеждах к индейцам с большой крылатой пироги, в клубах дыма и пламени, под звуки небесного грома и несущего благодать. Ее «сепаратная встреча» с Сурковым не могла восприниматься в Киеве иначе, как самое гнусное предательство, сродни святотатству.
Ведь это только в России существует быстро (в последнее время) сокращающаяся и маргинализирующаяся, но все еще заметная, бодрая и крикливая прослойка авторов, «экспертов» и кандидатов в политики, по версии которых Сурков засыпает и просыпается с мыслью «как бы предать Россию, Путина, Донбасс» и стать столь же «высокочтимым» на Западе политиком, как Яценюк или Саакашвили, а то и целая Мария Гайдар.
Киевом Сурков рассматривается, как земное воплощение «страшного Путина», чьей задачей является умиротворение «революции достоинства», унижение украинцев и уничтожение Украины. Если верить киевским властям, то Сурков и снайперов на «майдан» посылал, и лично «небесную сотню» расстреливал, и от Януковича танки на Киев послать требовал, и Крым захватывал, и на Харьков и Днепропетровск бронетанковые корпуса алтайской конной милиции ГРУ лично под красным знаменем вел. Подозревают, что даже малайзийский «Боинг» он сбил из наградного пистолета.
В общем, если убрать свойственный украинскому провинционализму налет гомеричности с инвектив в адрес Суркова, то в сухом остатке будет глубоко укоренившаяся уверенность – от переговоров с участием Суркова Украине ничего хорошего ждать не приходится. И в этом отношении в Киеве правы. Они имели возможность сравнить, во что превратились условия первого «Минска», выработанные без участия Суркова, после того, как во втором «Минске» при участии Суркова эти условия немного (почти незаметно глазу Петра Порошенко) подкорректировали.
В общем-то и роль Нуланд в калининградской встрече в Киеве оценили почти правильно. Почти потому, что в Киеве уверены: помощник госсекретаря приехала «сливать» Украину. На самом деле Украина давно «слита». Ее «слили» Обама и Керри, а Нуланд (как до нее Байден) лишь получила задание технически оформить этот «слив» так, чтобы США выглядели успешно и благородно, а вожди майданных дикарей не дергались и не портили благостной картины московско-вашингтонского единения.
И это справедливо. Именно Нуланд и Байден были поджигателями украинского кризиса. Они и их партнеры из «ястребиной» фракции демократов, делающей ставку на Хиллари Клинтон, собирались стать и главными выгодоприобретателями переворота. Но не срослось. Россия в войну не влезла, а украинские касики оказались не способны сохранить минимально необходимую управляемость государством. Они умудрялись даже транши МВФ украсть еще до их выделения.
В результате США разжигали конфликт, который должен был пожирать российские ресурсы, а получили пожирающий американские. Причем речь идет не только о прямых и косвенных финансовых вливаниях, но и о потере западными компаниями бизнеса на Украине в результате уничтожении экономики правительством Яценюка, потере денег, вложенных инвесторами в обесценившиеся украинские ценные бумаги, потере из-за отсутствия платежеспособного спроса 40 миллионного рынка, на который рассчитывал ЕС, а также огромных потерь от введенных против России санкций.
Если основную тяжесть материального бремени, связанного с содержанием и поддержкой киевского режима, Вашингтону удалось переложить на МВФ и своих европейских союзников, то политические издержки пришлись полностью на долю Америки. Ни Франции, ни Германии, ни чиновникам МВФ не нравится «за спасибо» таскать каштаны из огня для США и они все активнее саботируют формально поддерживаемую ими американскую политику. Этот скрытый саботаж Вашингтону становится все труднее преодолевать, а в некоторых случаях противостояние и вовсе переходит в открытую фазу.
Неадекватность украинских партнеров, возмущение европейских союзников и ограниченность ресурсов, которые требуются на Ближнем Востоке, в Азии, в Латинской Америке, а связаны на Украине, настигли администрацию Обамы в последний год каденции на фоне разворачивающейся президентской избирательной кампании. Команда Клинтон планировала выйти на нее в качестве геополитических победителей. Оказалось же, что сирийская и украинская авантюры вместо бонусов принесли отторжение избирателей. Лучше всего это иллюстрирует рост рейтинга Дональда Трампа и обвал рейтинга Джеба Буша в ходе республиканских праймериз, при том, что именно последний считался республиканским фаворитом. Буши несут не меньшую, чем Клинтоны, ответственность за политику, проводившуюся США последние два десятилетия. Казус Трампа показывает, что «одноэтажная Америка» желает иной (неконфронтационной) политики.
Демократы сделали правильные выводы и со второй половины прошлого года и голуби (Обама- Керри), и ястребы (Байден-Клинтон) с каждым днем становились конструктивнее. Риторика поменялась диаметрально: от «изоляции России» и «разорванной в клочья» экономики, до признания невозможности разрешить без участия России ни одну кризисную ситуацию, требований к Порошенко выполнять «Минск» и федерализироваться и даже озвучивания планов на очередную «перезагрузку».
И вот, судя по встрече Сурков-Нуланд, час настал. Многократные беседы Путина с Обамой, а Лаврова с Керри дали результат. В Вашингтоне поняли, что Россия не уступит ни одного минского пункта, а времени у них практически не осталось – избирательная кампания стартовала, результат во внешней политике должен быть если не достигнут, то показан еще до того, как она достигнет пика.
Накануне и сразу после встречи Суркова и Нуланд приближенные к администрации Порошенко источники в Киеве сообщали, что американцы потребовали от Петра Алексеевича незамедлительно начать выполнение принятых на себя Украиной по «Минску-2» обязательств, пригрозив в противном случае заблокировать любую помощь Киеву (то-то европейцам было бы радости). То есть политическое решение принято.
О чем, в таком случае, торговались помощник президента России и помощник госсекретаря США 6 часов в Калининграде? Во-первых, 6 часов – не так много. Януковича Нуланд ломала по два-три дня. Порошенко во время переговоров по «Минску-2» Путин, Меркель и Оланд сломали за шестнадцать часов. Шестичасовые переговоры, при массе накопившихся вопросов, как раз свидетельствуют о том, что американцы были готовы к конструктивному поиску решений конкретных проблем. О некоторых обсуждавшихся проблемах и найденных решениях уже стало известно в результате многочисленных утечек в прессу.
Например, предложено решить вопрос проведения местных выборов на непартийной основе. Делается это явно для того, чтобы исключить споры вокруг возможности/невозможности для украинских партий принимать участие в выборах. Понятно, что теоретически (если выборы проходят «по украинскому законодательству») они такую возможность должны иметь, а практически, если в ДНР/ЛНР прибудут представители представленных в парламенте партий, санкционировавших геноцид в Донбассе, не хватит никаких международных наблюдателей и полицейских сил, чтобы спасти их от местного населения.
Кстати, о полицейских силах. Поскольку Киев не считает возможным обеспечение безопасности выборов народной милицией ДНР/ЛНР, а представители Донбасса совершенно справедливо опасаются допускать на свою территорию полномочных представителей силовых структур Киева, предложено создать временные (на период выборов) полицейские силы (очевидно им необходимо будет придать международный характер). Правда, не бывает ничего более постоянного, чем временного. Временные миротворческие силы в Абхазии и Осетии, патрулировали линию разграничения вплоть до ее превращения в государственную границу. Уже 25 лет временные миротворческие силы обеспечивают совместное с силами Тирасполя и Кишинева патрулирование линии разграничения в Приднестровье, которая де-факто также давно является государственной границей.
Если какую-то утечку по итогам переговоров Сурков-Нуланд и можно назвать сенсацией, так это информацию о том, что неформально были обсуждены гарантии Донбассу, что его статус не будет пересмотрен Киевом после того, как все пункты соглашений будут выполнены и ДНР/ЛНР получат права автономий в составе Украины. Речь идет о «договорном статусе автономии» и о том, что «договорной статус» может быть двусторонним (как с Украиной, так и с Россией).
Не совсем понятно, как этот «двусторонний статус» будет оформлен, но ясно, что речь идет о закреплении постоянного российского присутствия на Украине (по крайней мере, в Донбассе). Тот факт, что Нуланд это обсуждала (тем более с Сурковым), должен был бы окончательно убедить Киев в том, что США его предали. Впрочем, киевские лидеры могут гордиться, что ими жертвуют в интересах избирательной кампании Хиллари Клинтон.
Единственная проблема, оставшаяся по результатам этих переговоров – не то, как все же заставить Порошенко-Яценюка-Турчинова согласиться на фактическую капитуляцию, и даже не то, как заставить Верховную Раду проголосовать за все необходимые законы (это вопросы сложные, но решаемые). Проблема в том, как заставить десятки тысяч до зубов вооруженных нацистов и сотни тысяч ищущих спасение в армии безработных всё это выполнять. Будем надеяться, что если этот вопрос не успели решить в Калининграде, то решат при следующей встрече. Главное, чтобы Украину не разорвало по швам, пока Москва и Вашингтон пишут рецепты ее лечения.
Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования
Источник: http://actualcomment.ru/vzyatie-kenigsberga-1601201738.html
Источник: http://actualcomment.ru/vzyatie-kenigsberga-1601201738.html