вторник, 22 января 2013 г.

Архимандрит Тихон (Шевкунов): "Русский патриотизм всегда носил оборонительный, защитительный характер"

Фрагмент интервью С. Черепова с архимандритом Тихоном (Шевкуновым)

Существует давно укоренившееся и крайне неверное представление о том, что Церковь якобы призывает к покорности злу. На самом деле нет ничего более чуждого православному христианству, чем утверждение о том, что не должно противиться злу. Другое дело, что Христос заповедует нам величайшее терпение, противоположное демонической агрессивности, и за исполнение этого терпения, за миролюбие, за героическое самопожертвование ради мира обещает Свою помощь.
Если обратиться к вашему примеру из истории Руси, то действительно, только не преподобный Сергий, а митрополит Киприан Московский просил Димитрия Донского сделать все, чтобы избежать войны и кровопролития с войсками Мамая. Здесь действительно не раз и не два русские подставили "другую щеку", чтобы попытаться умирить своих противников. Когда же все средства были исчерпаны, преподобный Сергий Радонежский благословил князя на битву и, как известно, даже дал ему двух своих иноков - воинов.
Вопрос этот необычайно тонкий. Заповедь любви к врагам - личный подвиг подвижника-христианина, видящего даже в помраченном злобой человеке образ и подобие Божие. Это величайший и трудный подвиг - любить человека даже в самом искаженном его состоянии, прощать даже самое огромное зло, причиненное лично тебе. И высшая степень самоотречения, доступная и понятная далеко не каждому, - не противиться злу, направленному лично против тебя.
Но совершенно другое, когда христианин сталкивается со злом, направленным на ближнего или на целое общество. Здесь он не только может, но и должен сделать все, чтобы это зло было пресечено.
Духовный последователь преподобного Сергия Серафим Саровский, когда к нему пришли разбойники и, избив до полусмерти, ограбили его, не поднял и руки для своей защиты, хотя был физически необычайно силен. Но он же благословлял воинов на защиту Отечества, не просто убеждал, но и требовал пресечь действия мятежников, посягавших на государственные и духовные устои России. Попустительство злу, так называемое непротивленчество (что было, к слову, одной из причин разногласий Льва Толстого с Православной Церковью), является прямым духовным и нравственным преступлением.
Что же касается Чечни, то Россия поступилась очень многим, пойдя на подписание Хасавюртского соглашения. Эта была та же попытка "откупиться", что и при Димитрии Донском. И она также оказалась безуспешной. Вторжение ваххабитских боевиков в Дагестан летом 1999 года буквально вынудило Россию вновь взять в руки меч.
Русский патриотизм всегда носил оборонительный, защитительный характер. Полтора столетия назад знаменитый московский первосвятитель митрополит Филарет дал чеканную формулу, определяющую церковный взгляд на патриотизм как на религиозный долг: "Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими".

© Профиль, 2000

Источник: Web-архив портала "СОБОРНОСТЬ" http://www.sobor.ru