"Острите стрелы! Наполняйте колчаны! Против стен Вавилона поднимите знамя!" (Иерем.51:11-12).
Гремит и доныне вслух сынов веры это слово пророка Иеремии. Давно Вавилон стал образом всякого духовного растления и блуда, нечестия. порока и богопротивления, и давно борьба с ним - это образ непрестанной войны духовной. Давно плен евреев и плач их на реках Вавилонских служит образом духовного плена и гибели всякого народа забывшего Бога, изменившего вере, погибающего от увлечения всем чужеземным, отказавшегося от основ, завещанных родной историей, от основ своего религиозного и народного быта.
Верным сынам народа всегда предстояла борьба против такого Вавилона. Борьба, нередко стоившего им жизни. Но ничто и никогда не могло остановить их мужества, их ревности, их воодушевленного призыва: "Поднимайте знамена против стен Вавилона!"
Страшно и опасно переживаемое ныне положение нашего родного русского народа. "Пришли языцы в достояние его", осквернили его святое святых, оклеветали и унизили все нам родное, дорогое и близкое, пролили кровь верных сынов его, как воду. Они силятся отнять нашу веру, раздрать Россию по частям, замутить ее внутренними раздорами классов и сословий, обессилить умалением всякой власти, понизить и уничтожить наше народное самосознание, надругаться над всем нашим прошлым. Силятся сделать народ наш бездомным бродягой без истории, без Родины, развратить его духовно, обезверить, обратить в блудный и растленный Вавилон, в сплошное царство бессовестности и разврата, предать его в плен чужеземный... Как дикие коршуны сторожат враги России смертный час ее, сторожат в единении с нашими домашними иудами.
Гремит и доныне вслух сынов веры это слово пророка Иеремии. Давно Вавилон стал образом всякого духовного растления и блуда, нечестия. порока и богопротивления, и давно борьба с ним - это образ непрестанной войны духовной. Давно плен евреев и плач их на реках Вавилонских служит образом духовного плена и гибели всякого народа забывшего Бога, изменившего вере, погибающего от увлечения всем чужеземным, отказавшегося от основ, завещанных родной историей, от основ своего религиозного и народного быта.
Верным сынам народа всегда предстояла борьба против такого Вавилона. Борьба, нередко стоившего им жизни. Но ничто и никогда не могло остановить их мужества, их ревности, их воодушевленного призыва: "Поднимайте знамена против стен Вавилона!"
Страшно и опасно переживаемое ныне положение нашего родного русского народа. "Пришли языцы в достояние его", осквернили его святое святых, оклеветали и унизили все нам родное, дорогое и близкое, пролили кровь верных сынов его, как воду. Они силятся отнять нашу веру, раздрать Россию по частям, замутить ее внутренними раздорами классов и сословий, обессилить умалением всякой власти, понизить и уничтожить наше народное самосознание, надругаться над всем нашим прошлым. Силятся сделать народ наш бездомным бродягой без истории, без Родины, развратить его духовно, обезверить, обратить в блудный и растленный Вавилон, в сплошное царство бессовестности и разврата, предать его в плен чужеземный... Как дикие коршуны сторожат враги России смертный час ее, сторожат в единении с нашими домашними иудами.
Настойчиво, властно просится в душу потребность обратить теперь слово и мысль к нашему родному народу в переживаемые им ныне важные дни. Дни не только важные, но страшные, роковые, решающие судьбу родины. Кому теперь вручит народ наш свою жизнь: верующим или неверующим? Устами своих избранников будет ли он взывать: осанна, - или будет вопить: распни Его? Сохранит ли он при новом строе государственной жизни прежнее стремление посреди своего царства земного, человеческого, искать осуществление задач, целей и законов царства небесного и Божьего, все рассматривать при свете высшей правды под руководством Церкви Христа Иисуса, - или станет помышлять лишь о хлебе едином, останется только при земных интересах? Пребудет ли он верным Иисусу, или опять суждено исполниться скорбному слову Христову: Меня единого оставите?
Вопросы страшные. Родина наша вступает на новый путь жизни, пред нами впереди - новая Россия...
Прости, прости, старая тысячелетняя Россия! На наших глазах судили, осудили тебя и приговорили к смерти... Грозные и беспощадные судьи заплевали твое лицо и не нашли в тебе ничего доброго. Суд был строгий, неумолимый и беспощадный. Все слилось в один вопль: возьми, распни!
Знаем и мы, что ничто человеческое тебе не чуждо; знаем, что много было у тебя недостатков. Но и то мы ведаем и видим, что ты соделала Русь святою, а народ свой - богоносцем, если не в осуществлении, то хоть в вечном, неумирающем идеале народной души; ты породила и воспитала великий народ, сохранив его в горькой доле, в горниле исторических испытаний чрез целый ряд веков; ты породила и воспитала сонм святых и праведных; ты не погибла под ударами, - под тяжкими ударами судьбы, но крепла в них, сильная верою; с сей верою, в великой мощи духа, ты перенесла все тяготы, и все же создала, и нам завещала и оставила великое царство. За все это тебе земной благодарный поклон.
Знаем и мы, что ничто человеческое тебе не чуждо; знаем, что много было у тебя недостатков. Но и то мы ведаем и видим, что ты соделала Русь святою, а народ свой - богоносцем, если не в осуществлении, то хоть в вечном, неумирающем идеале народной души; ты породила и воспитала великий народ, сохранив его в горькой доле, в горниле исторических испытаний чрез целый ряд веков; ты породила и воспитала сонм святых и праведных; ты не погибла под ударами, - под тяжкими ударами судьбы, но крепла в них, сильная верою; с сей верою, в великой мощи духа, ты перенесла все тяготы, и все же создала, и нам завещала и оставила великое царство. За все это тебе земной благодарный поклон.
Будущая, новая Россия неизвестна. Но ход ее для нас, верующих, представляется совершенно ясным. Он всецело будет зависеть от того, с Христом ли останется народ наш или откажется от Него, пойдет ли за Ним или Его единого оставит. Не формы жизни, не формы правления спасают народ: семя свято, люди верующие и благочестивые, - те, что не преклоняют колена перед современными Ваалами, как во дни Илии, - уважение к нравственному закону, внутреннее христианство, послушание Церкви - вот что сохранит и укрепит всякое общество и государство. А народ, забывший о Небе, недостоин жить на земле...
Неизмеримо велико значение религиозной идеи, ясно сознанной и последовательно осуществляемой в жизни и исторической деятельности народа. Она освещает ему жизнь яркою путеводною звездой; она осмысливает его прошлое и настоящее, его государственный и общественный строй, его национальное самоопределение; она дает ему мерило и руководство для определения будущего.
Только близорукость, невежество, - или нечистая и упорная преднамеренность могут упускать из вида тесную связь, всегда существующую между государственными и общественными учреждениями народов и их религиозными верованиями. И только легкомыслие может полагать, что, нарушая и ниспровергая одну из главных основ народного миросозерцания или государственного строя, одно из коренных воззрений народа, мы все-таки можем быть спокойны за целость народного духа, за все прочие его основы и воззрения; это значит - отрицать очевидность, отрицать влияние частей на целое. Мы ныне переживаем время господства именно такого непостижимого, точнее же сказать, прямо болезненного легкомыслия.
Видят это верные Богу и Родине русские люди. Видим мы и сознаем, видим и ужасаемся, но не теряем ни веры, ни бодрости. Твердо уповаем на победу, твердо идем на борьбу, знаем всю ее тяжесть, но не откажемся от нее до смерти. Говорим: "Во имя Бога нашего поднимем знамя!" (Пс.19:6). Пусть будут наши знамена - во главе верной дружины борцов за веру и русский народ, и да будет дружина наша для врагов грозна.
Видят это верные Богу и Родине русские люди. Видим мы и сознаем, видим и ужасаемся, но не теряем ни веры, ни бодрости. Твердо уповаем на победу, твердо идем на борьбу, знаем всю ее тяжесть, но не откажемся от нее до смерти. Говорим: "Во имя Бога нашего поднимем знамя!" (Пс.19:6). Пусть будут наши знамена - во главе верной дружины борцов за веру и русский народ, и да будет дружина наша для врагов грозна.
Поднимаются против знамен наших лицемерные обвинения, ползет низкая клевета. Нам говорят: "Вы строитесь для погромов, для насилий, для крови; знамя ваше - знамя междоусобия и раздора". Кто же это говорит? Говорят те, у кого руки в крови убиенных ревнителей патриотизма в разных местах нашей Родины. У этих обвинителей насилие и ложь - правило жизни, низость и предательство - правило борьбы, клевета - излюбленный способ достижения цели.
Нет, не страшны, а почетны обвинения этих изуверов. Их злоба, ненависть и клевета - это признание нашей силы. Против ничтожества не пошли бы с таким бешеным озлоблением! Страша им вечная сила веры, страшно для них наше патриотическое воодушевление. Знают они, что рано или поздно, но неизбежно и непременно на него отозовется сердце народа и сметет их паутину обмана, разоблачит их предательство.
"Ваше знамя, - говорят они, - знамя застоя, знамя прошлого, а не будущего..." Нет! Знамя наше - не застой жизни, а правильное и непрерывное движение вперед живым ростом живого организма, опирающегося в корни прошлого, не порывающего связей с этим прошлым.
Не насилие, не кровь, не погромы несут наши знамена. Мы - мирные борцы. На брань кровавую мы пойдем не в нападении, а лишь в защите наших святынь, в защите целости и бытия нашей Родины...
Да, Русь выделена из мира, избрана для особой великой цели хранения и распространения неповрежденной Истины веры; она посвящена Богу и Его мироправящему Промыслу. Пусть же русский народ останется верным своим прирожденным свойствам, пусть не отпадет от взлелеянного веками образа жизни и того конечного ее стремления, которое он выразил в именовании своем: Святая Русь.
Другие народы дали изобретателей, другие народы создали ту картину внешней жизни, которая теперь так привлекает и соблазняет многих: хорошие дома, довольство и сытость. Пусть же русский народ и это все обретет, но пусть останется при своей уже приобретенной славе: он дал и воспитал святых, прославленных во множестве, и в еще большем множестве незримых и миру неведомых... И не полезно, невозможно русским переделываться в чужеземцев, да и нет к тому оснований и побуждений, ибо быть русским - почетно, быть русским - славно, быть русским - значит приобщаться к жизни истинно-человеческой и достойной.
В вихре и суете современных политических страстей, в борьбе партий, в соблазнах политических похотей, когда меняются знамена и "платформы", когда одни подчеркивают свое желание дать нам право, иные - экономические успехи, одни стоят за тот или иной образ правления, другие подчеркивают стремления чисто национальные, одно забывается чаще всего: стремление к святости и спасению. Так происходит смешение цели и средств. Блаженны вы, члены патриотических союзов, если сознаете и в главу ваших стремлений ставите заботу о том, чтобы Россия - наша великая, милая, бесконечно дорогая нам Россия - осталась и пребывала вовеки Русью Святой! Только в ее святости, только в ее православии и слиянии с Церковью Христовой могут быть осмыслены и освящены образ ее государственного строения и ее национальные задачи, интересы и стремления...