В принципе излагаемые уважаемым
Игорем Ивановичем мысли во многом правильны. Но поскольку, как стало
ясно, они собраны его уважаемой соратницей Е.В. Семеновой из отдельных
материалов, написанных, возможно, в разных контекстах, в предложенном виде они
вызывают некоторые возражения. Начну с такой цитаты: «Чтобы спасти
ситуацию, в России нужно принципиально новое Белое Дело. И оно, надеюсь, еще
появится. И вберет в себя, даст Бог, какие-то традиции минувшего».
Белое дело не было чем-то
неизменным и устоявшимся. Оно постоянно развивалось, политически и духовно
мудрело от первоначального февралистского этапа (в котором доминировала
демократическая идеология Антанты, насаждаемая обманными обещаниями помощи) –
до легитимно-монархического, который нашел свое выражение в Приамурском Соборе (июль 1922) под
духовным окормлением РПЦЗ и на предшествоваших в эмиграции Рейхенгальском съезде (май 1921) и I Всезарубежном Церковном Соборе
(ноябрь 1921).
И о любом движении следует судить не по начальному
становлению, а по его итогу.
Об этом итоге я напоминал
критикам Белого движения в докладе
на II Бело-Монархическом совещании 28-29 марта 2008 г. в С.-Петербурге:
Белое движение при духовном окормлении архиереями РПЦЗ стало основным руслом
осознания русским народом сути своей национальной катастрофы и пути выхода из
нее, продолжив формирование белой идеологии в эмиграции (укажем на труды И.А. Ильина, архм. Константина /Зайцева/,
архиепископов Серафима
/Соболева/, Аверкия
/Таушева/ и др. деятелей РПЦЗ). Причем свое важное значение в этом
процессе имели даже ошибки Белого движения, из которых оно вынесло должные
уроки. Именно в эмиграции, на печальном опыте осознания своих ошибок и мiровой
раскладки сил, включая предательство Западом и России и Белого движения (что
очень ярко проявилось при эвакуации
из Крыма армии генерала Врангеля в ноябре 1920 г.),
Белая идея обрела
законченные формы. Причем слово "белые" уже стали применять не только
к военным организациям, но и к Церкви (Зарубежную Церковь называли
"белой" в отличие от советской "красной"), и шире – ко всей
русской православной антикоммунистической эмиграции (в отличие от
совпатриотов). Таким образом, понятие "белая эмиграция" стало
обозначением той малой части русской нации, которая не примирилась с
большевизмом и осталась верна исторической России, стараясь служить ей как
русский передовой дозор во враждебном мiре ширящейся апостасии – для накопления
опыта, нужного для будущей возрожденной России, возрожденной пусть и на
короткое время перед концом времен.
На политическом уровне это
стало разоблачением единого глобального фронта разрушителей православной
России, в котором коммунизм и либеральная демократия были союзниками… а не
противниками. (Поведение белой
эмиграции в годы Второй мiровой войны и неудавшиеся попытки возобновить в эти
годы освободительную войну "гражданскую" также следует оценивать
с этой точки зрения.)
На идеологическом уровне, на
практическом осмыслении всех систем, противоборствовавших в ХХ в. – коммунизма,
либеральной демократии, фашизма, – Белая идея от непредрешенчества тем более
сознательно вернулась к монархической государственности как единственно
спасительной для России.
На духовном уровне это
привело к восстановленному осознанию православной России как Третьего Рима, всемiрного
Удерживающего – за что и должна вестись борьба. Только путем небывалых
страданий и последующего покаяния за грехи, ставшие причиной революции, а не
вооруженной силой и не надеждами на помощь западных демократий, суждено было
нашей стране весь ХХ век идти к осознанию этого пути спасения как единственного.
(См. гл. Х в книге "Вождю
Третьего Рима".)
Но, к сожалению, к моменту
крушения СССР эти выводы были осознаны лишь небольшой частью нашего народа,
почему трагедия и продолжается в новой форме...
Что же "принципиально
нового" в сравнении с этим нужно искать и предлагать?
Соглашусь с тем, что, к
сожалению, сегодня многие ряженые или припозднившиеся эпигоны Белого дела
(напр., "новый дворянин" С.В. Волков) выпячивают только его
"отрицающую", антикоммунистическую составляющую, не вникая ни в
анализ его первоначальных ошибок, ни в положительную итоговую программу. Волков
в частности обоготворяет белых лишь за то, что им «все-таки в ходе боев удалось
истребить многие тысячи наиболее оголтелых и опасных» красных ("Наша
страна" № 2302). И сегодня для таких, как он, этот запоздалый натужный
антикоммунизм является главным критерием "борьбы" в условиях, когда
коммунизма больше нет, а на повестке дня иной, не замечаемый, враг: царство
антихриста.
Вероятно, к таким
"белым" можно отнести слова уважаемого Стрелкова: «Если же
основным критерием станет "кто не с нами - тот против нас" (что и
есть "большевизм", на самом деле), то не только Белая Идея, но и
вообще любое патриотическое движение не выйдут дальше нашего крохотного
форума... Если люди, считающие себя "белыми", не хотят плестись в
хвосте за разнородными враждующими идеологиями (в разной степени
воспринимаемыми как "чужие"), то надо формулировать что-то своё...
Или окончательно "возложить венки" на могилу почившего в Бозе Белого
Движения».
Но мне кажется, что ни
формулировать "что-то свое", "принципиально новое", ни
"возлагать венки на могилу" нет необходимости. Тем более что
отмеченный выше зрелый политический и идеологический итог Белого движения никак
не может быть "чужим", он дает и четкий ответ, как нам относиться к
нынешним угрозам, не повторяя тот «выбор, какой пришлось делать офицерам в
1917-м: за кого встать? Ситуация в стране сейчас до безобразия напоминает 1917
год - противостояние "керенщины" и "большевиков" ("оба
хуже") при отсутствии четко организованной русской патриотической силы
(Корнилов и Алексеев ее еще только начинали формировать)...»
Разумеется, в нынешней ситуации
коммунисты и февралисты (перекрасившиеся коммунисты) в РФ имеют общего внешнего
врага и в обороне от него выбор народа представляется иным и простым: защищать
Россию. Но как это лучше сделать? «А вот теперь представьте - наступил
надлом и Вы пытаетесь призвать русских людей к объединению. Вы что - вывесите
"Кригсштандарт" и портрет Власова над своей трибуной? Может, кто-то к
Вам и прислушается, но если рядом будет стоять другая трибуна - с коммунистами,
то потянутся к ним - они будут раздавать георгиевские ленточки и напоминать
народу о Победе (под портретом Сталина - Верховного Главнокомандующего)».
Согласен с Игорем Ивановичем, что «как
это ни прискорбно, при коммунистах (вернее - при тех, кого мы, по умолчанию,
так называем) народ был и чище, и лучше и более близок к традиционным русским и
христианским ценностям, чем сейчас. Не смотря ни что - ни на строительство
новых храмов, ни на двуглавого орла и триколор, ни на "семеновские"
погоны Президентского полка...». Однако это было не благодаря коммунистам, а
вопреки: с конца 1930-х гг. Сталин лишь ради сохранения своей власти
паразитировал на национальных христианских ценностях державообразующего народа.
А нынешняя компрадорская власть пытается пропагандно паразитировать и на
русской истории и на "советских достижениях" (см.: "Нынешняя РФ – не Россия и не
СССР, а симулякр того и другого") в целях своей легитимации. Нынешние
коммунисты, конечно, уже не убивают миллионы людей, а всего лишь играют в т.н.
"системную оппозицию" в компрадорском режиме, часто с правильной
критикой власти, но они тупо не способны отделить советские достижения от антирусской
большевицкой идеологии и ее "Русского холокоста". Эта позиция в
глобальной войне так же проигрышна, как и западнические иллюзии февралистов.
Поэтому для белых патриотов
выбора между ними нет. Мы должны, несмотря на наши крохотные силы, противостоять
идейно и духовно тем и другим, в любой ситуации разъясняя подлинный масштаб
мiровой войны и сохраняя истинный критерий России ради образумления как можно
большего числа наших соотечественников. Потому что только так можно получить
Божию помощь, без которой ничего не достичь.
Однако это не значит: "кто
не с нами - тот против нас". В случае, когда "наступит облом", и
тем более в случае войны – придется спасать наше Отечество совместно с другими
внутренними силами, которые готовы его спасать. В этом случае прагматическая
тактическая необходимость временно может возобладать над идейными
противоречиями. Примерно так в годы гражданской войны белые вожди не исключали
совместных антибольшевицких действий с различными национально-сепаратистскими
образованиями (хотя те эгоистично уклонились), и даже с недавними противниками
России (как Краснов с немцами), откладывая принципы "на потом".
Подобным образом и власовская РОА и другие русские антикоммунистические
формирования в годы советско-германской войны, под окормлением РПЦЗ, решали
вынужденно проблему меньшего зла. Для меня Власов не кумир, он продукт
и жертва своего времени, но при всех его недостатках я не брошу в него камень,
уважая всех, кто жертвовал своими жизнями за Россию в его армии. Однако
поднимать в наших условиях его портрет (как это делают "православные
гитлеристы") считаю контрпродуктивным и в этом согласен со Стрелковым. Тем
более что главный враг России сегодня уже не коммунизм (он потерпел свое историческое
поражение) и сами коммунисты (несмотря на свое национально-историческое
невежество и советскую зашоренность) уже не те.
Подобным образом и белый
монархист Стрелков прагматично создавал оборону в Новороссии из ополченцев с
разными идейными взглядами (где "красные" выглядели таковыми лишь
вследствие своего узкого исторического кругозора и неграмотности, часто по
инерционной аналогии прошлой войны с нацистами, да еще и под влиянием
путинского симулякра, однако среди них много жертвенных и честных людей,
которые нуждаются в национально-историческом православном просвещении). А улюлюканье в адрес
"чекистской" Новороссии и биение себя в грудь нынешних
припозднившихся "истинных антикоммунистов" – это их проявление
комплекса собственной неполноценности.
Стрелкову, к сожалению, не
позволили довести дело до конца, но его заслуги велики, и его анализ ситуации
как правило наиболее точный, что отмечено и в последнем решении ГС СРН.
Однако повторю: это не означает,
что нам нужно "ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ Белое Дело".
Опубликовано в сообществе ОД "Новороссия":
http://od-novorossia.livejournal.com/924188.html
http://od-novorossia.livejournal.com/924188.html