четверг, 24 апреля 2014 г.

Правая и Левая Фаланга: Актуальность мировоззренческого равновесия




Основатель и глава Испанской Фаланги и ХОНС (Falange Espanola de las J.O.N.S.) Хосе Антонио Примо де Ривера некогда прямо и чётко заявил, что  возглавляемая им организация — не «правая» и не «левая» («no es de derechas ni de izquierdas»). Первоочередной задачей для него, талантливого  идеолога, одарённого философа и партийного лидера, было преодоление идейных крайностей и поиск «разумной середины», то есть того, что  именуется «третий путь» или «третья позиция». Это хорошо известная и достаточно детально изученная историками Фаланги тема.
Ранняя Фаланга, юная и задорная, видела Испанию, говоря языком поэта, «весёлой и в короткой юбке»«Espana alegre y faldicorta». Не строгой и  надменной сеньорой, но загорелой смеющейся девчонкой, «сеньоритой Испанией». Фалангисты-революционеры взяли у «левых» идеи социализма  и народничество, а у «правых» — традиционализм и защиту национального Отечества. Для левых радикалов, а именно анархистов, социалистов и  коммунистов, они были самыми настоящими «конкурентами», так как открыто и, самое главное, небезуспешно покушались на их массовую  пропагандистскую работу и влияние на народ. Правым, которые были, как правило, из обеспеченных слоёв общества, очень не нравились  антиклерикализм и рабоче-крестьянские симпатии фалангистов.
Если Левая Фаланга изначально опиралась на рабочий класс и вовлекала его в национал-синдикалистские профсоюзы, то Правая окончательно  нашла себе поддержку у аристократии, военных и генерала Франсиско Франко, победителя в гражданской войне. Для правых фалангистов  клерикализм и крайний национализм были в порядке вещей, тогда как для левых фалангистов и национал-синдикалистов важен был именно  социальный дискурс и честная борьба за чаяния и интересы простого народа. То есть фактически существовали две Фаланги, идейно  противоположные и нередко смотревшие друг на друга очень даже недружелюбно. Если Хосе Антонио был приверженцем равновесия и всячески  примирял оппонентов, то его «наследники справа» и «наследники слева» говорили на разных языках. Левые фалангисты упорно выпроваживали  правых из Фаланги с возгласом «Фаланга — не для правых!» («Falange no es de derechas!»). Правые, обиженные и обозлённые, отвечали  противникам взаимностью, называя их «марксистами» и «левыми экстремистами». Уникальный «хосеантонианский» синтез (sintesis joseantoniana)  при этом неизбежно и трагически разрушался.
Хосе Антонио, как известно, изучал труды Карла Маркса и Фридриха Энгельса и знал марксистскую философию. Отсюда и явно выраженный  «марксизм» Левой Фаланги, который откровенно раздражал «классических» левых, ибо они не желали видеть фалангистов своими  «идейно-политическими» союзниками. И «ортодоксальным» правым, «декоративным» фалангистам-франкистам, не был нужен такой союз с  «леваками». Как это не парадоксально, но «революционеры» и «контрреволюционеры» носили одни и те же рубашки — синие рубашки Фаланги. Не  было только другого — взаимопонимания.     
История Испанской Фаланги, переполненная противоречиями и противостояниями, во многом поучительна для адептов «право-левого»  экспериментаторства, так как рьяное забвение мировоззренческого равновесия обернулось для неё расколами и взаимными, порой доведёнными  до полнейшего абсурда, претензиями «правоверных наследников».

Подготовлено Алексеем Ильиновым по материалам Интернета