вторник, 4 сентября 2012 г.

Максим Медоваров: Для индоевропейца тело и мир - живые

Для обозначения "материи" каждая культура выбирала название определенного конкретного вещества. Не касаясь китайской культуры, укажу на различие ближневосточного и индоевропейского подхода. В безлесной Месопотамии и Аравии главный материал - глина. Потому и человек, и мир предстают как созданные из глины. Слепил Аллах Адама из глины и вдохнул в него Дух. А тело - голем. И весь мир - голем. Который движется и живет только благодаря ежесекундному вмешательству Аллаха (отсюда окказионализм - учение о непрерывном божественном вмешательстве, отрицающий наличие собственных законов природы; окказионализм очень распространен у исламских и иудейских богословов).
Для индоевропейца тело и мир - живые. Творец не просто создал их, но наделил собственной жизнью. Потому архетипом для материи вообще является не глина, а древесина: греч. hyle, лат. materia и значит - "древесина". Творец мира - плотник (санскр. Тваштар). Потому и в мире Он воплощается как Сын Плотника (см. у Генона). Здесь - принципиально иная логика, чем в постхристианском иудаизме и исламе. Не глина + Дух. Не голем + Дух. А живая жизнь: живое тело + живая (животная) душа + Дух. Перед Единственным иудеев и мусульман всё обращается в песок пустыни. Перед Сыном Плотника всё цветёт и растёт.