вторник, 25 сентября 2012 г.

Михаил Сергеев: Антихрист-арт. "Иконы сатанины" и их PR

О богохульной выставке, организованной на "Винзаводе" Маратом Гельманом при участии гражданина США Виктора Бондаренко и политтехнолога Станислава Белковского, сказано более чем достаточно. Однако, на наш взгляд, следует обратить внимание на информационно-пропагандистское прикрытие этой акции. 
Идеолог и куратор проекта, бывший православный христианин Роман Багдасаров снабдил выставку аннотацией, похожей по стилю на гибрид листовки с «Марша белых ленточек» и советского учебника истории для средней школы:
«Икона должна быть освобождена от исторического «шлейфа», который несёт в себе рудименты рабовладельческого строя, феодализма, деспотизма, патриархальности, мракобесия, невежества, подавления личности…».  С целью борьбы с наследием рабовладельческого строя и феодальной раздробленности, «за отправную точку приняты образы участниц феминистической группы Pussy Riot, которые стали символом борьбы за духовную свободу» и т.д.
В отличие от багдасаровской агитки, с которой вы можете ознакомиться на сайте «Винзавода», текст в буклете выставки выглядит умнее - с претензией на интеллектуализм и вовлеченность в культурно-философский контекст.
Более того, эти самые культурно-философские аллюзии выглядели довольно странно для акции, целевой аудиторией которой были гей-активисты, борцы за разнообразные свободы и богемные тусовщики. Утверждалось, что художница Евгения Мальцева (до этого предпочитавшая рисовать мужские торсы) на сей раз выразила «самое само вещей» (выражение А.Ф. Лосева).
Тут же, через запятую упоминается религиозный философ, ученик Владимира Соловьева Сергей Трубецкой – к слову, отец одного из основателей евразийства Николая Трубецкого. Видимо, имя Трубецкого, русского и православного, автора монографии «Учение о Логосе в его истории», было призвано как-то  «освятить» выставку, хитом которой были «очень рискованные изображения антихриста».
Наконец, почетного борца с мракобесием Мальцеву объявили продолжателем «Последней доктрины» Юрия Мамлеева. Сразу же за этим заявлением следовал очередной панегирик Наде Толокно и ее подельницам. Контекст задан. Хипстер-интеллигент, слыхом не слыхивавший о Philosophia perennis и новой метафизике (и, скорее всего, о метафизике вообще) теперь будет пребывать в уверенности, что «Мамлеев тоже наш». 
Вообще, нейтрализовать и дискредитировать враждебный дискурс можно различными способами. Можно, прикинувшись ревнителем ортодоксии, заявлять: если некий автор когда-то написал текст, скажем, о Телеме или гностицизме, то он и есть кроулианец или гностик, анафема-маранафа. 
А можно и наоборот – замазывать все в одно, приравнивая грантолюбивое современное искусство к христианской традиции, и используя мыслителей-консерваторов (благо большинство из них уже не смогут возразить) для рекламы черных «икон»  Pussy Riot.