И потому бесконечно больно современное 
отмахивание церковных деятелей от самых напряженных вопросов нашего 
времени, нежелание считаться с ними.
Всё это – из монофелитского понимания 
религиозного делания, из забвения, что и путь природной культуры не есть
 создание Аримана, бога тьмы и зла, а тот же Божий мир, который при всей
 поврежденности грешным человеком остается ареною человеческой жизни, 
орудием Божиего домостроительства. 
В Богочеловеческом процессе природное и чисто 
человеческое не вычеркивается как грех, а воспринимается как 
недостаточное, неполное, что может быть и уврачевано в своей немощности и
 восполнено в своей скудости».
Повторяя расхожее сравнение Церкви в раскидистым 
деревом, выросшем из маленького семечка или желудя Апостольской Церкви, 
Соколов говорит, что Церковь растет 2000 лет и будет расти. Она не 
порабощает себя канонам и прочим формам первых веков.
«Никакие грехи прошлого для подлинной Церкви не 
закрывают возможности стряхнуть их с себя, пока она не застыла, не 
признала за догму временную, мертвую форму. И в этой широте Церкви 
открывается её особая, сверхприродная сущность».
Вообще, протестантский и модернистский библейский
 историцизм - "а вот эту строчку дописали в Септуагинту, а вот эту 
буковку вставили масореты, а вот здесь вообще авторство ап. Павла 
спорно" - абсолютно чужд подлинно церковному сознанию. Именно потому, 
что Бог такой же господин Истории, как и Писания. Именно потому, что Св.
 Дух веял на переписчиков, переводчиков и членов Соборов не меньше, чем 
на Апостолов. И не имеет абсолютно никакого значения, кто, что и когда 
вставлял в Писание. Раз к нашему времени оно дошло именно в таком виде, 
значит, на то воля Божия. Думать иначе - значит отдавать ВСЮ историю 
человечества целиком в руки дьявола, приписывать ему способность 
искажать и Писание, и Церковь. Соколов еще мягко выразился про 
монофелитство, от этого протестантствующего рационалистического подхода 
веет самым махровым манихейством, не то что монофелитством.
Потому правы были К. Леонтьев и Толкиен, указывая
 на невозможность Церкви-дубу снова стать юной Церковью-желудем. Прав 
был Флоренский, указывая, что даже крайне сомнительное авторство 
некоторых апокрифов и даже канонических книг в силу своей огромной 
авторитетности перевешивает всякие сомнения, и то, что подписано именем 
Апостола - то, по признанию руководимой Св. Духом Церкви, действительно 
соответствует учению Апостола, кто бы фактически это ни написал. 
Флоренский перемножал огромную авторитетность на малую вероятность 
подлинности - и при умножении всё равно получалась большая величина. И 
прав был Макдональд, которому приснился сон, что Апостол Иоанн Богослов 
лично сжигает древнейшие списки Евангелий, дабы библиопоклонники 
перестали гоняться за древними буковками и читали то, что Дух написал в 
сердцах человеческих.
Опубликовано на традиционалистском портале "Артания":