четверг, 5 сентября 2013 г.

Корпорация Мондрагон - солидаристский вызов либеральному капитализму

Logoingles.jpgМондрагонская кооперативная корпорация - федерация рабочих кооперативов, созданная в баскском городе Мондрагон в 1956 году, в настоящее время она является седьмой по величине испанской компанией по выручке и ведущей бизнес-группой в Стране Басков. В конце 2008 года обеспечивала занятость для 92773 человек, работающих в 256 компаниях по четырем направлениям: финансы, промышленность, розничная торговля и знания. 
Главные принципы работы "Мондрагона": акционированная собственность работников, справедливое распределение заработной платы, отсутствие безработицы. Испанский эксперимент, продолжающийся более 50 лет, подтверждает: артельная, общинная экономика, отрицающая господствующие либеральные модели, может быть успешна даже в масштабе отдельно взятой корпорации.

Доктор экономических наук, одна из видных представителей современной российской социал-демократии Галина Ракитская в своей статье, посвященной Мондрагону, отмечает, что в основе этого опыта по построению альтернативной экономической модели лежит социальная доктрина католической церкви (на эту доктрину в свою очередь повлиял европейский солидаризм и отчасти - христианский социализм):

http://traditio-ru.org/images/5/5d/Arizmendiarreta.jpg
Дон Хосе Мария
Арисмендиариетта
"Об инициаторе создания и основателе мондрагонской группы кооперативов иной раз пишут, что он придерживался левых и даже социалистических взглядов, и называют «красным священником». Дон Хосе Мария Арисмендиариетта действительно был католическим священником. Но когда мы спросили в Мондрагоне о взглядах Арисмендиариетты, нам разъяснили, что левым (тем более, социалистом) его вряд ли можно считать. Нам объяснили, что Арисмендиариетта придерживался социальной доктрины католической церкви..."
 

С победой Франко в Испании в 1939 году установился жестокий террор. В списках сторонников республики, приговоренных фашистами к смерти, значилось и имя Хосе Марии Арисмендарриеты, священника, редактора антифашистской газеты в Басконии. Но из-за ошибки фашистов, принявших его за простого солдата, он остался в живых. И эта ошибка сохранила жизнь человеку, которому суждено было начать на практике эпоху утверждения «синтезного» социализма.

Через несколько лет после окончания гражданской войны Арисмендарриета подпал под амнистию военнопленных, был выпущен из тюрьмы и вскоре после этого направлен церковным начальством священником в маленький провинциальный город Мондрагон в Басконии. Предыдущего настоятеля мондрагонского прихода фашисты расстреляли.

В те годы в провинции Басков господствовала атмосфера нищеты и подавленности. Вся Испания после гражданской войны находилась в тяжелом состоянии, но Баскония пострадала особенно сильно, и власти Франко там бесчинствовали больше, чем где бы то ни было. Промышленные предприятия были разрушены или бездействовали, свирепствовала безработица, особенно среди молодежи, капиталов для инвестиций не было: Испания до момента падения фашистского режима находилась в экономической изоляции.

Известно, что дон Хосе самостоятельно изучал историю кооперативного движения и хотел было после войны поехать в Бельгию и поступить в университет города Левена, где уделялось большое внимание кооперативной теории и истории, но не получил разрешения церковного начальства прервать ради этого свою службу в Мондрагоне. Однако это не помешало (если не помогло!) молодому священнику прийти к собственным пионерским идеям по созданию кооперативов нового типа и их ассоциации. В Басконии он не видел иного выхода для спасения от безработицы и разрухи, нежели попытаться создать такие кооперативы. Начать он решил с основания кооперативного технического училища. Арисмендарриета хотел было получить на это субсидию от властей и местных предпринимателей, но ничего не добился и решил обратиться за пожертвованиями к своим прихожанам. Таким образом ему удалось собрать необходимые средства, и в 1943 году училище было открыто и приняло первых двадцать учеников. За работой училища наблюдал комитет, избираемый родителями учеников. Читая в училище лекции по социологии и кооперативной теории, Арисмендарриета впервые формулирует свои идеи по созданию кооперативов нового типа и приобретает первых преданных учеников и… врагов среди местных фашистов. Среди тех и других за ним закрепляется прозвище «красного священника».

Здесь надо отметить, что по отзывам людей, близко знавших дона Хосе, он был яркой харизматической личностью. Американский социолог Фред Фройндлих, несколько лет проживший в Мондрагоне, пишет: «Первым и самым важным уникальным фактором успеха федерации «Мондрагон» является личность Хосе Марии Аризмендарриеты. Говорил он всегда тихо, спокойно, оратором был неважным, но обладал потрясающим умением достойно держаться и убеждать своих слушателей. Аризмендарриета был сильным человеком и умел вдохновлять людей каким-то особым, ему одному присущим образом. Он пользовался огромным уважением среди своих учеников и рабочих». (Доклад на конференции по вопросам кооперации в Вашингтонском университете, май 1998 года.)
«Мондрагон» в развитии

В 1956 году пятеро учеников Аризмендарриеты создали под его неформальным руководством первое кооперативное предприятие сначала по ремонту, а потом и по производству бытовых электроприборов. Назвали они его «Улгор», по первым буквам фамилий основателей. Деньги на создание фабрики дон Хосе вновь сумел собрать у своих прихожан, среди которых пользовался большим уважением и доверием.

Это был кооператив нового «синтезного» типа — базирующийся на двух основополагающих принципах синтезного социализма. Первый: «Кто не работает, тот не владеет!» (и владеют все, кто работает). И второй: «Продукт труда — частная собственность его создателя!». То есть когда прибыль делится между работниками, а та ее часть, которая вкладывается в развитие производства, записывается на индивидуальные счета работников (остается их собственностью), дает им проценты (как если бы они положили свои деньги в банк) и изымается ими при уходе с предприятия. И — никаких акций! Ну и разумеется — полная внутренняя демократия, опирающаяся на принцип «один человек — один голос».

Сейчас «Улгор» — одно из крупнейших в Испании предприятий, половина продукции которого идет на экспорт.

Вслед за «Улгором» ученики и сподвижники Арисмендарриеты стали создавать новые подобные кооперативы. Сначала путем «почкования» и сбора необходимых средств с учредителей и потенциальных потребителей (в виде займов), а с 1959 года с помощью кооперативного банка нового типа, названного его создателями Народной рабочей кассой (Caja Laboral Popular). Рассказывают, что когда дон Хосе впервые предложил своим ученикам создать такой банк, они решили, что он тронулся. «Мы сказали ему, — рассказывает один из них, — что вчера мы были ремесленниками, потом — мастерами и инженерами. Сегодня пытаемся научиться быть менеджерами. А теперь вы хотите, чтобы мы стали банкирами. Это невозможно!» Но Арисмендарриета убедил их, что это и возможно, и необходимо. Для создания первоначального оборотного капитала дон Хосе предложил воспользоваться пунктом закона, позволяющим кооперативным банкам платить проценты по вкладам на 1,5 % больше банков государственных. И расчетливые баски бросились вкладывать свои деньги в новый банк. Сказалось тут и высокое доверие к Арисмендарриете. Предприятия, создаваемые на деньги Рабочей кассы продавались по себестоимости и в рассрочку новым трудовым коллективам. В свою очередь старые и вновь образованные кооперативные предприятия ежегодно вкладывают в кассу 13 % своей прибыли. Зато кредиты от кассы кооперативы получают под символический процент.

Американский экономист Дэвид Эллерман, очень хорошо охарактеризовал роль Народной кассы — как «общественное предпринимательство».

Субсидии кассы в целом составляют 60 % от себестоимости создания предприятия. 20 % вносит трудовой коллектив из вступительных взносов работников и 20 % — внимание! — министерство труда из государственного фонда содействия созданию новых рабочих мест. В первые годы государство не помогало, и кассе приходилось вносить больше 60 %. Помогать стало, когда убедилось в эффективности работы кассы и жизнеспособности новых кооперативов. Но тут надо отметить, что и кооперативы «Мондрагона», в соответствии с испанским законодательством, 10 % от своих прибылей отдают на социальные нужды региона.

Особое внимание касса проявляет к социальным нуждам членов федерации и всех жителей региона. Она создала, к примеру, сеть кооперативов для женщин, которых в Испании с большой неохотой берут на работу частные фирмы. В том числе были созданы кооперативы по приготовлению и доставке обедов на дом или в учреждения, затем — рестораны, детские сады (члены кооперативов за содержание в них своих детей платят очень немного) и другие специфические предприятия сервиса. Никакой коммерческий банк, да и государственный, не стал бы вкладывать в это деньги.

В течение первых трех лет касса помогает новым коллективам управлять своими предприятиями, командируя своих специалистов в их Советы директоров. В период общего экономического спада в стране касса нередко прибегает к конверсии разоряющихся частных фирм в кооперативы, если находит, что фирмы в этом случае смогут выжить, ну и разумеется, при согласии их работников на конверсию. В периоды стагнации Народную кассу буквально осаждают представители гибнущих частных фирм, просящие помощи по превращению их фирм в кооперативы!

Начав свою деятельность с крохотной комнатки, горстки сотрудников и мизерного капитала, Народная рабочая касса в 2003 году имела вкладов уже на 9 миллиардов евро и 250 филиалов по всей Басконии. Для проведения расширенного воспроизводства со временем был создан специальный предпринимательский отдел, который, в свою очередь, был впоследствии разбит на шесть подотделов: исследовательский — для изучения конъюнктуры рынка, промышленный, сельскохозяйственный, консалтинговый, аудиторский, информационный и городского строительства. Касса совместно с промышленными и торговыми кооперативами финансировала создание учебных и научно-исследовательских заведений федерации и строительство домов для работников федерации.

В 80-е годы с ростом нагрузки предпринимательский отдел был выделен из Кассы в самостоятельное кооперативное учреждение — Центральный межкооперативный фонд, а для консультирования новых коллективов были созданы два отдельных кооператива — «АКС консалтинг» и «ЛКС инжениринг». Здесь мы в очередной раз видим характерную для принадлежащих работникам компаний тенденцию к дроблению и автономизации управленческих звеньев, чтобы не затруднять внутреннюю демократию и не создавать почвы для бюрократизации и коррупции.

Народная касса и выделившийся из нее Межкооперативный фонд при создании новых предприятий стремятся, чтобы они были по возможности не слишком большими по числу работников, не более 500 человек. А если это по технологическим причинам невозможно, то закладывается максимальная автономизация подразделений, чтобы отстающие подразделения не висели на шее тех, кто работает лучше, прибыльнее. Незаинтересованность в создании больших предприятий — важное качество социалистических кооперативов. Гарантия от монополизации. Для выполнения сложных заказов кооперативы создают временные технологические объединения суверенных предприятий требуемого профиля.
«Кооперативы второго ряда»

В федерации по мере ее развития стали создаваться кооперативы второго ряда для поддержки производственных кооперативов. К таким кооперативам фактически относится и Народная рабочая касса с ее дочерними отделениями. Важнейшим из кооперативов второго ряда является созданный по предложению Аризмендарриеты в 1974 году научно-исследовательский и конструкторский институт «Икерлан». Вслед за ним были созданы еще два научных кооператива поменьше. Их работа обеспечивает технологический прогресс всей федерации, ее конкурентоспособность. Эти институты завоевали в Испании широкое признание, и их услуги (за высокую плату!) стремятся получить многие частные компании.

Далее по важности следуют кооперативные учебные заведения. В федерации создано более 100 начальных школ, руководят которыми совместно учителя и родители, и 14 технических колледжей, четыре из которых университетского уровня, специализирующихся на инженерном образовании, бизнесе и менеджменте, социальных программах и педагогике. Кроме того, касса финансирует и обучение молодежи «Мондрагона» в университетах Европы. Научно-конструкторские институты обеспечивают повышение квалификации работников всех уровней и профессий. Созданы при них и специальные курсы для переквалификации сокращаемых работников, чтобы они могли работать в других кооперативах, испытывающих дефицит рабочих рук.

По испанским законам все работники федерации считаются предпринимателями и на них не распространяется система государственного социального и пенсионного страхования. Поэтому «Мондрагону» пришлось создать и мощный кооператив по оказанию социальных услуг своим работникам, при котором затем возникли самостоятельная страховая и пенсионная компании. Советы директоров всех кооперативов второго ряда наполовину состоят из представителей кооперативов первого ряда (производственных), которые их финансируют.

Структура руководства «Мондрагона»

Поначалу все управление и координация проводились Народной рабочей кассой, работавшей под контролем Наблюдательного совета, состоявшего из представителей всех производственных кооперативов федерации. С увеличением численности кооперативов, с появлением кооперативов второго ряда и соответственным усложнением работы кассы в 1985 году был создан Конгресс федерации — фактически ее парламент, формируемый также из представителей кооперативов. Конгресс собирается один-два раза в год и определяет стратегическое развитие федерации в целом. Затем избирает Генеральный совет — правительство федерации. Одна из важнейших задач этого Совета — наблюдение за деятельностью Народной кассы во исполнение стратегических решений Конгресса.

В 1991 году была произведена очередная реконструкция структуры управления федерацией. Был учрежден пост Президента федерации.

Структура процесса принятия решений

Каждая входящая в группу Mondragon компания является кооперативным предприятием, принадлежащим работникам. Почти все проработавшие в таком кооперативе более пяти лет являются его «членами» («members»). В качестве частичных собственников сотрудники принимают окончательные решения. Другими словами, вместо того чтобы идти сверху вниз по иерархической вертикали, власть движется в обратном направлении — снизу вверх. Но, как в большинстве демократических государств, работники осуществляют свою власть через избранных представителей.

Самые главные из этих представителей — члены руководящих советов всех первичных кооперативных компаний. Такой совет, как правило, состоящий из 7-10 человек и переизбираемый через четыре года, действует в каждом кооперативе как своеобразный совет директоров. Совет нанимает и увольняет директора-распорядителя (эквивалент генерального директора) своего предприятия, утверждает распределение прибыли и принимает путем голосования другие крупные политические решения17. Кроме выборов своих представителей в руководящий совет сотрудники имеют право присутствовать на проходящих дважды в год общих собраниях, где обсуждаются и иногда выносятся на голосование главные вопросы, стоящие перед данной компанией.

Все 160 кооперативов распределены по 22 промышленным секторам, которые, в свою очередь, объединены в девять отделений. Эти отделения плюс несколько групп штатных менеджеров корпоративного уровня образуют собственно МСС. Каждый промышленный сектор имеет свой собственный административный совет, директора-распорядителя и общие собрания; это же имеет место в корпорации в целом. Административный совет корпоративного уровня (называемый постоянным комитетом) избирает президента МСС и контролирует деятельность команды топ-менеджеров.

При такой структуре принятия решений (снизу вверх) корпорация в целом не владеет своими «дочерними» компаниями. Правильнее говорить об обратном: входящие в нее отдельные кооперативы — хозяева корпорации. Назначение управленческого центра - обеспечивать обслуживание индивидуальных предприятий, то есть компании-члены являются, по сути, клиентами корпорации. Любой кооператив может выйти из состава МСС, если решит, что больше не получает адекватной ценности от менеджеров.
Финансовая структура

Необычную структуру процесса принятия решений «Мондрагона» дополняет столь же неординарная финансовая структура. Чтобы стать членом — собственником первичного кооператива, работник должен внести стартовый капитал, равный примерно половине его среднегодовой зарплаты. Обычно кооператив дает работнику ссуду на часть или всю сумму взноса. Со временем счет основного капитала работника растет двумя основными путями. Первый — накопление процентов на внесенный стартовый капитал. Второй — ежегодное получение части прибыли предприятия (пропорционально размеру заработной платы). Фактически деньги на счете нельзя расходовать до тех пор, пока работник не уйдет на пенсию или не уволится по собственному желанию. Эти средства используются компанией как резервный фонд и как источник инвестиционного капитала.

В действительности в те годы, когда кооператив скорее убыточен, чем прибылен, счета сотрудников уменьшаются. Кроме того, прежде чем распределить прибыль по счетам работников, предприятия по установленным правилам должны отчислить определенную часть своей прибыли на образование собственных резервных фондов, другим кооперативам и самой корпорации, а также на поддержку социальной и образовательной деятельности, В целом такая консервативная финансовая политика помогает достигать одну из главных нефинансовых целей — стабильную долговременную занятость для работающих членов кооперативов.
Отсутствие безработицы в «Мондрагоне»

Одним из самых выдающихся результатов деятельности «Мондрагона» считается то обстоятельство, что федерация не имеет себе равных в капиталистическом мире по показателю занятости. За 40 с лишним лет существования федерации в Испании произошло несколько экономических спадов, приводивших к резкому росту безработицы, но в «Мондрагоне» ни разу не было выброса безработных, и непрерывно, лишь с разной скоростью, росло число рабочих мест.

Объясняется это беспрецедентное явление рядом причин. Прежде всего, кооперативы «Мондрагона», опираясь на свою Народную кассу, в случае ухудшения конъюнктуры для какой-либо их продукции налаживают выпуск другой, пользующейся спросом продукции. Затем одни кооперативы, как мы уже отмечали, имеют возможность передавать ставших лишними сотрудников на другие предприятия федерации, где ощущается дефицит рабочей силы. При необходимости они имеют и возможность послать своих лишних работников на федеральные курсы переподготовки и повышения квалификации, чтобы затем использовать их у себя в новом качестве или в других кооперативах. Во время переподготовки работники получают 80 % от своей последней зарплаты. (Плюс проценты от своей доли в капитале их компании!)

Важной причиной отсутствия безработицы в «Мондрагоне» является и то обстоятельство, что его компании почти не знают банкротств, в то время как в капиталистическом мире это является главным источником безработицы.