Василий СИРЕНКО,
доктор юридических наук, профессор,
член-корреспондент НАН Украины,
академик АПрН Украины, народный депутат Украины,
беспартийный, член фракции коммунистов в Верховной Раде Украины
Любой народ в тяжелые кризисные времена нуждается в сплочении, объединении вокруг идеи – цели, достижение которой призвано вывести народ из кризисного состояния. Когда многомиллионная нация не имеет собственной государственности, естественно, возникает идея-цель бороться за утверждение своего независимого суверенного государства, в котором были бы реализованы представления народа о его самых сокровенных социальных ценностях и приоритетах.
В Украине, вместе с формированием украинской нации, вынашивалась и вырабатывалась идея национальной независимости на протяжении столетий. Первая попытка ее реализации была предпринята во времена Богдана Хмельницкого. Вторая попытка ее реализации связана с революцией 1917 года и созданием Украинской Советской Социалистической Республики, как самостоятельного государства, добровольно объединившегося с другими государствами в Союз Советских Социалистических Республик на федеративной основе. После того, как путем предательства советских лидеров и вмешательства Запада, СССР был разрушен и ликвидирован, Украина предприняла третью попытку реализации идей государственной независимости, приняв соответствующую Декларацию, Акт о независимости, Конституцию. Однако, принятие необходимых формальных документов провозглашения независимости, еще далеко не означает, что Украина реализовала полностью свою национальную идею, наполнив ее необходимым социальным содержанием. Народ стремится в независимости не ради принципа, не ради самоутверждения, не ради самой идеи, а ради лучшей жизни, ради установления социально справедливого общества, где каждый гражданин Украины мог бы реализовать свои интересы, потребности и ожидания. Как раз этого после провозглашения независимости и не случилось. Советские предатели-номенклатурщики вместе с криминально-теневым капиталом, сформированным в недрах советской номенклатуры, и националисты, щедро подкормленные Западом, захватили власть в Украине не ради утверждения народных ожиданий социальной справедливости, а ради собственного обогащения. Прикрываясь идеей национальной независимости, дорвавшаяся к власти клика прежде всего захватила крупную общенародную собственность, объявив ее ничейной, и, как нувориши, одномоментно обогатившись за счет народа, резко поделила украинское общество на богатых и бедных, утверждая в Украине такие рыночные реформы, которые были актуальны во второй половине XIX века и совершенно неуместны для века XXI-го.
Следовательно, национальная идея в Украине оказалась не только нереализованной в своей полноте, но и в сущностном выражении. Если говорить о национальной идее в теоретическом аспекте то это включает в себя прежде всего такие приоритеты общества, которые способны сориентировать общество к конкретной идеи-цели. Чего общество хочет добиться в ближайшее время и что является глубинной объединяющей основой общества – это и есть национальная идея. Важным аспектом понимания национальной идеи есть то обстоятельство, что национальная идея, в отличие от всех остальных идей “гуляющих” в общественном сознании, включает в себя приоритеты и ценности более глубокого уровня, практически на уровне общественного подсознания. Это то, что вынашивалось народом веками, было его мечтой, надеждой, целью. Приоритеты и ценности такого глубокого уровня действуют практически на протяжении всей истории конкретной нации, и нация стремится к их достижению и реализации, именно массово почитаемые в конкретном обществе, человеческие ценности, придают жизни общества определенную направленность. Социальные ценности и приоритеты являются даже частью характерных черт, менталитета нации. Это степень культуры конкретного общества.
Применительно к Украине, в качестве идеи-цели можно говорить о четырех важнейших социальных категориях, на протяжении веков волнующих украинскую нацию и все народы, населяющие Украину, – это: Собственность, Труд, Державность, Справедливость. Украинец всегда, на протяжении веков, боролся за справедливое распределение собственности, за право своим трудом зарабатывать на достаточно обеспеченную жизнь, за свою державность и за справедливость, как высший нравственный принцип организации общества.
Собственность, Труд, Державность, Справедливость – вот то, что столетиями осмысливалось, воспевалось, мечталось, программировалось, проходило через восстания, бунты и революции, и, наконец, после формального провозглашения независимости, может и должно реализоваться в жизни народа. Первейший вопрос жизнеустройства общества есть вопрос о Собственности. Практически вся история развития человеческой цивилизации связана с разрешением проблемы собственности. В любой форме организации общества и государства именно от разрешения проблемы собственности напрямую зависит острота социальной межклассовой борьбы, приближение или отдаление социальных потрясений или благополучного прогрессивного развития. Именно собственность характеризует распределение богатства общества между различными лицами, группами, классами, государством. Отношение собственности, будучи законодательно урегулированным государством, приобретает форму права собственности, которое включает в себя полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться объектами собственности.
В любом обществе важнейшее значение имеет собственность на средства производства, которая определяет и характер собственности на предметы потребления. Другими словами, от характера распределения собственности, зависит и характер и доля того общественного богатства, которое может получить каждый член общества. При капиталистической или буржуазной форме собственности, непосредственный производитель полностью отделен от материальных условий его труда. Здесь буржуазная частная собственность основана на капиталистическом товарном производстве, формальном равенстве и формальной свободе частных лиц как субъектов собственности. Именно такой либерально-идеологический подход и дает возможность собственникам средств производства быть богатыми, а лишенным собственности на средства производства быть бедными и даже нищими.
Природа собственности такова, что одна форма частной собственности при эксплуатации дает прибыль, а другая требует затрат. В 1990 – 1992 годах, изменившая народу партийная номенклатура решила поменять свое номенклатурное положение на право собственности на средства производства. Легально и легитимно, в соответствии с Конституцией УССР, это сделать было невозможно, потому что в Конституции УССР было записано, что государственная собственность – общее достояние всего народа Украины. Между прочим, в переводе с греческого res publica и означает общее достояние, общее дело, право всех.
Общее достояние – это такая форма собственности, которая не может быть поделена, присвоена любым способом, продана без согласия всех владельцев, пользователей и распределителей, т.е. собственников. Только народ в целом, на референдуме, подавляющим большинством голосов, мог решить судьбу своего общего достояния. Никакие представители народа в виде депутатов парламента и других государственных органов не имели правовых полномочий решать вместо народа судьбу его общего достояния – общенародной собственности на средства производства. Но партийная номенклатура, стоящая у власти в 1990-м году, решив обмануть народ и стать крупными частными собственниками, отбросила прочь всякую законность, справедливость, совестливость и народное согласие, объявив общее достояние народа ничейным, а потому подлежащим частному присвоению, то есть приватизации. В результате через ваучеризацию, акционирование, конкурсы и другие формы приватизации самые прибыльные объекты средств производства попали в частную собственность очень узкого круга лиц, вчерашних партийных, советских и комсомольских руководителей, торговых главарей и криминальных авторитетов. А основная масса населения стала собственниками квартир, дач, машин, приусадебных участков, которые не приносят прибыли, а требуют затрат на содержание. Следовательно, собственники средств производства, особенно базовых отраслей промышленности, стали получать баснословные прибыли, а собственники личного имущества, приватизированных квартир и приусадебных участков, встали в ряды бедных, а миллионы опустились до уровня нищеты. Таким оказалось “справедливое” распределение общенародного достояния, которое до прихода к власти “демократов-реформаторов” кормило весь народ на уровне многих развитых стран Запада. Вопиющая незаконность и несправедливость воровской приватизации утвердила реальность, согласно которой 60 % самых прибыльных отраслей промышленности оказалось в руках примерно двухсот семей крупных собственников Украины, примерно 20 % собственности принадлежит 80 % населения, и 20 % еще находится в собственности государства. В результате государственный бюджет Украины составляет только 27 % от валового внутреннего продукта (ВВП), остальная часть ВВП идет на частные счета.
Такое соотношение размеров долей собственности и прибыли в Украине привело к резко негативному социально-классовому расслоению украинского общества: стало 5 % богатых, 15 % зажиточных и 80 % бедных и нищих. При этом развитие производства меняет тенденции данного соотношения: богатые становятся богаче, а бедные беднее. Кризисному состоянию социально-экономического развития Украины не видно конца. А причина одна – несправедливое распределение собственности на средства производства в Украине.
То, о чем мечтает народ Украины на протяжении столетий – быть собственником по труду, не сбылось. Наоборот, вместе с независимостью, появились новые господа, вчерашние номенклатурщики, вероломно, без труда и пота, забрав у народа его собственность. Народ не может смирится с таким циничным, грубим мошенническим обманом. Такое умыкание, отчуждение, экспроприация у народа его собственности, общего достояния, не знает аналогов в истории. Даже классический европейский либерализм признает только то гражданское общество, которое строится на равных началах равными членами общества. Либерализм Локка, Милля несовместим с экономическим расизмом, насилием меньшинства над большинством, с обществом, где пытаются объединить грабителей и ограбленных. Идеологи европейского либерализма говорили не просто о частной собственности, а о трудовой частной собственности. Локк и Гегель определяли собственность как поле, орошенное потом работников.
В Украине, России и Беларуси православный народ всегда мечтал о собственности нажитой честным трудом. Народ всегда презирал и осуждал тех, кто присваивал чужое даром, кто наживался за чужой счет. Наша теперешняя частнособственническая элита, захватившая собственность и власть, вызывает не только осуждение, но и презрение собственного народа.
Народ обязан вернуть себе свое достояние – собственность на средства производства, для материального обеспечения всех граждан страны от грудного младенца до глубокого старика. Именно так распределяются доходы от общей собственности во многих социально благополучных странах мира. Например, в Норвегии правительством создан специальный фонд и в конце года правительство на счета всех граждан, от младенцев до стариков, отправляет им причитающуюся им долю доходов от общей собственности. В Кувейте существует Фонд будущих поколений, куда ежегодно перечисляются 10 % доходов от добычи нефти. В Саудовской Аравии и Кувейте за счет общих доходов государства финансируется бесплатное медицинское обслуживание и все ступени образования. Причем государство берет на себя все расходы для проведения самых дорогостоящих операций для своих граждан в любой стране мира. Каждый гражданин страны может выбрать себе место обучения и его отправляют учиться за границу со стипендией в три раза выше чем стипендия в любом другом университете этой страны. За счет общих доходов финансируется наука и культура. Работают бесплатно детские сады. Созданы так называемые магазины для “бедных”, где если посетитель набирает товара больше чем на 10 динаров (1 динар = 3,5 $), то платит только 10 динаров. Остальное оплачивает государство. Если в Кувейте или Эмиратах человек вступает в брак, то государство единовременно выплачивает ему от трех до пяти тысяч долларов. Пособие также выплачивается по случаю рождения ребенка, смерти, свадьбы, потери кормильца. И все это за счет общей собственности, находящееся в распоряжении государства. Конкретный гражданин страны оказывается полностью социально защищенным за счет того богатства, которым распоряжается его страна. В Украине, как и во всем бывшем СССР, подобное было до переворота 1991 года. Государство имело возможность направлять колоссальные средства для социальной защиты своих граждан, включая низкие цены на продукты питания, низкую плату за электроэнергию, коммунальные услуги, бесплатное образование и здравоохранение. Теперь такой возможности у государства нет, потому что базовые отрасли промышленности, наиболее прибыльные, работают на прибыль частных лиц. С такой вопиющей несправедливостью мириться нельзя. Общая собственность, нажитая поколениями советских людей и данная природой Украине, должна служить каждому гражданину и всему обществу. Поэтому национализация базовых отраслей промышленности, создание фонда неприкосновенной общей собственности, достояния всего народа Украины – есть первая и ведущая, главнейшая идея-цель народа Украины. Общая собственность народа – гарантия национальной безопасности и благосостояния всех граждан Украины.
Следовательно, составляющей национальной идеи Украины, ее сущностной основой, есть требование о возврате народу его законной собственности в виде базовых отраслей промышленности. В идеале, в Украине господствующими должны быть общенародная собственность на базовые отрасли промышленности, как общее достояние народу Украины, частная трудовая собственность и коллективная трудовая собственность. Это соответствует принципам морали и справедливости, законам человеческого общежития и положением всех мировых религий. Народ Украины никогда не смирится с фактом незаконного отчуждения своей общей собственности в пользу узкого круга частных лиц. Поэтому борьба за возврат народу его собственности есть главная составляющая национальной идеи Украины. Следующей важнейшей составляющей национальной идеи, неразрывно связанной с собственностью, есть Труд. Именно приватизация общенародной собственности передача в частную собственность средств производства, резко изменили условия реализации гражданами своего конституционного права на труд. Граждане в массовом порядке лишились реального права на труд, то есть равного для всех членов общества права на получение гарантированной работы и оплаты труда в соответствии с его количеством и качеством. Явная и скрытая безработица отбросила в бедность и нищету миллионы людей. Остановка и развал производства привели к потери не только работы как источника заработка и первейшего условия жизни, но и квалификации профессионализма, культуры труда.
Кризисное состояние сферы труда стало центральной проблемой всего периода так называемых “демократических” реформ. За это время заработная плата потеряла свою стимулирующую воспроизводственную функцию. В структуре денежных доходов на долю заработной платы приходиться лишь около 40 % (в развитых странах 60 – 70 %), да и эта часто не выплачивается. Если учесть что из всего занятого населения 85 % работают по найму, то становятся ясными все глубины того социального бедствия, в которое реформаторы загнали трудящихся Украины.
Процессы приватизации привели к тому, что большая часть работников оказалась отчуждена как от собственности на средства производства, так и от продуктов труда. Безработица, постоянное ожидание работников потерять рабочее место держат людей в страхе, что приводит к стрессовым состояниям и имеет очень негативные социально-психологические последствия. Удручающий фактор: среди безработных преобладают люди в возрасте 35 – 40 лет. Сформировались устойчивые группы риска в сфере труда – это женщины и молодежь. В то же время наблюдается активный процесс развития теневой экономики и нелегальной занятости со всеми ее “достижениями”: криминальными отношениями, повышенной эксплуатацией, отсутствием социальной защищенности, экстремальными условиями труда. Расширение неформальных трудовых отношений, неконтролируемых государством и нерегулируемых трудовым правом – утверждает в практику нарушение социальных прав человека. Реформы, направленные на личное обогащение небольшой группы крупных частных лиц и собственников, привели к полному разрушению системы охраны труда, к почти полному износу оборудования, низкой квалификации работников. В годы реформ резко снизились объемы деятельности предприятий, по подготовке и повышению квалификации кадров. По сравнению с 1990-м годом образовательная деятельность на предприятиях сократилась более чем на 60 %. Десятки тысяч людей гибнут на производстве или становятся инвалидами. Разрушена система воспроизводства квалифицированных кадров. Поэтому в ближайшем будущем, даже при условии экономического роста, страна может столкнуться с такой проблемой как отсутствие квалифицированных кадров ряда профессий на крупных предприятиях. Общество дальше не может мириться с тем, что государство цинично игнорирует требования Конституции Украины о том, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается.
Конституция Украины четко указывает: “Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями… Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не ниже определенной законом… Право на своевременное получение вознаграждения за труд защищается законом”.
В сегодняшней “реформаторско-демократической” Украине ни одно из этих требований не реализовано. Поэтому борьба за право на труд как условие и источник благосостояния граждан Украины и их семей является важнейшей составляющей национальной идеи Украины.
Итак, собственность и труд – это две важнейшие ценности, которые являются определяющими для качества жизни, как всего общества, так и каждого гражданина Украины. А качество жизни, как научно обосновано, включает в себя здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются уровнем рождаемости и продолжительности жизни, естественного воспроизводства, трудоспособности. Удовлетворенность потребностей по качественным показателям уровня жизни населения (материальный достаток, жилищные условия, полноценность питания, интересная работа и др.) а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экономическое благополучие). Именно определяющее значение собственности и труда для качества жизни применительно к каждому гражданину, является основанием считать эти категории составляющими национальной идеи Украины.
Однако, право собственности и право на труд как идеи-цели народа Украины не могут быть обеспечены без Державности – подлинно независимого суверенного государства Украина, которая защищает интересы подавляющего большинства своих граждан. Собственное независимое государство, как основной институт политической системы украинского общества, организующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и объединений граждан в их интересах. Любое государство триедино в свое сущности:
1) государство как средство ведения "общих дел" и регулирование отношений власти и народа;
2) как средство экономически, а потому и политически господствующего класса над другими классами общества для их эксплуатации и подавления;
3) как источник права и закона, организующих жизнь общества и деятельность самого государства.
Так исторически определилось, что в Украине вместе с государственной независимостью состоялся социальный предательский контрреволюционный переворот, в результате которого из бывшей советской номенклатуры быстро и коварно, в обман народа, сформировался мощный класс крупных частных собственников, захвативших государственную власть. Забрав у народа его национальное достояние – общенародную собственность, бывшая номенклатура, поделившись на олигархические кланы, захватила государственную власть как средство своего классового политического господства. В результате, в независимой Украине, утвердился политический режим олигархических кланов, воюющих друг с другом за обладание государственной властью для собственного обогащения. Народ, при этом, остается глупенькой жертвой обмана и самообмана в политических разборках кланов, так как пока не способен осознать своих классовых интересов.
Манипулируя сознанием граждан, правящему классу новых собственников удается передавать власть от одного клана к другому, оставляя народ в бедности и нищете, но с надеждой, что недавно пришедшие к власти олигархи будут лучше прежних. Эта наивная вера народа в лучших господ, позволяет жалкой горстке нуворишей, используя государственную власть, распоряжаться общенародной собственностью как своей собственной, извлекая из нее огромные доходы для себя и своих семей. (Нувориш (от. фр.) – человек, быстро разбогатевший нетрудовыми методами).
Существует два пути установления власти народа: завоевание собственности и завоевание государственной власти. Можно, обладая собственностью, взять власть под свой контроль и, обладая властью, контролировать собственность. Первый путь – классический, буржуазный политический режим, второй – открыли и реализовали большевики в 1917 году.
Советская и партийная номенклатуры, обладая советской народной властью, обманув и оскорбив народ, обменяла чужую ей советскую власть на свою ворованную крупную частную собственность. Объявила идеалами демократию, свободу, равенство и, прикрываясь этой общей демагогией, используя собственность, вернула себе власть, оставив народ и без собственности и без власти. Народ, лишившись общенародного достояния, т.е. собственности, принадлежащей всем и кормящей всех, лишился и своей народной власти, т.е. власти, действующей в интересах народа. Сегодняшнее украинское государство – это государство нуворишей-олигархов. Интересы народа для него чужие и враждебные, так как все, что делается в интересах народа, есть ущербным для прибылей и интересов олигархов.
Неустранимое противоречие между теперешними крупными частными собственниками и остальным населением по поводу собственности и власти, делает проблему: кому принадлежит государство: нуворишам или народу, составляющей национальной идеи Украины. Для благосостояния народа, для повышения качества его жизни необходимы общенародная собственность и справедливая державная власть. Тогда народ будет трудиться на себя, получать прибыль из своей собственности и контролировать свою власть, требуя от нее справедливости и законности.
Справедливость – один из основных общечеловеческих социальных идеалов, которого народ добивается на протяжении всей своей истории. В сегодняшней независимой Украине в результате переворота и антинародных реформ полностью утвердились принципы социальной несправедливости. Принадлежащая народу собственность на важнейшие средства производства обогащает кучку нуворишей-олигархов, неравенство и эксплуатация довели народ до бедности и нищеты на фоне миллиардных состояний примерно двухсот семей крупнейших украинских капиталистов.
Социальная политика теперешнего украинского государства, которая охватывает все сферы жизнедеятельности людей (труд, быт, культуру) все больше сужает возможности граждан Украины в удовлетворении своих потребностей и интересов.
Государство украинских нуворишей практически ушло от реализации важнейших принципов социальной справедливости: "От каждого – по способностях, каждому – по труду", "Кто не работает, тот не ест". Сегодня в Украине нет социальной защищенности человека, нет социальных гарантий его достатка, нет движения к сближению между положением богатых и бедных, наоборот, эта пропасть расширяется, нет равенства соотношения прав и обязанностей: у богатых права, у бедных только обязанности, нет правовых, политических и социально-экономических гарантий социальной справедливости. В Украине не обеспечено справедливое распределение деятельности (труда), социальных благ (прав, возможностей, власти, вознаграждения, признания), уровня и качества жизни, информации и культурных ценностей.
Превышение смертности над рождаемостью прежде всего среди бедных слоев общества и бездействие власти в ликвидации этой явно социальной "болезни" общества – яркий показатель социальной несправедливости в Украине. Поэтому борьба за социальную справедливость есть важнейшая составляющая национальной идеи Украины.
Итак, исходя из основополагающих приоритетов общественных идеалов абсолютного большинства народа Украины, в основе которых лежат удовлетворение потребностей и интересов личности и общества есть все основания утверждать, что Собственность, Труд, Державность и Справедливость есть главнейшее содержание национальной идеи Украины. За каждую составляющую этой национальной идеи: Собственность, Труд, Державность и Справедливость народу Украины предстоит тяжелая, но благородная справедливая и законная борьба.
Теперешняя украинская элита нуворишей-олигархов в какие она бы цвета не рядилась от помаранчевых до бело-голубых неспособна реализовать национальную идею Украины.
Она неспособна вернуть народу украденную у него Собственность, обеспечить право каждому на Труд, отказаться от подавления и угнетения народа с помощью государственной машины, а, следовательно, не способна установить социально-политический режим Справедливости в обществе. Поэтому борьба за национальную идею Украины, в которой Собственность, Труд, Державность и Справедливость реализуются как предпосылка свободы каждого гражданина Украины и условия свободы для всех – есть всенародная задача демократических сил Украины на ближайшую перспективу.
Оригинальная публикация: "Голос України", 2 мая 2005 года
Источник: Сайт Коммунистической Партии Украины (Web-архив) ― http://www.kpu.net.ua
Источник: Сайт Коммунистической Партии Украины (Web-архив) ― http://www.kpu.net.ua