Редакционное примечание AURORA CONSURGENS: Евразийский Солидаризм: Наша, полуторагодичной давности, оценка политической позиции Александра Владимировича Елисеева оказалась излишне жёсткой. По прошествии времени признаём нашу тогдашнюю неправоту и возобновляем републикацию материалов этого автора. С надеждой на понимание, примирение и диалог!
Статья публикуется на дискуссионной основе!
Наши далекие предки исповедовали веру, очень близкую к
православному христианству. Она существенно отличалась от того, что пытаются
выдать за «язычество» многие полуфольклорные группировки, делающие упор на
поэтическом описании различных божеств и сил природы. Показательно, что с ними
солидарны (только со знаком минус) те православные критики язычества, которые
готовы видеть в нём всего лишь «поэтические воззрения славян на природу».
Автор этих строк уже писал о том, что славяно-русы создали
мощную религиозно-философскую систему, в основе которой лежало единобожие и
троичность. Наши предки смотрели на мир в высшей степени диалектически, считая троицу
преодолением множественности (двоицы), при сохранении самого разделения,
которое претерпевает любая единица. Отсюда и почитание
различных Триглавов, которых было множество - на самых разных уровнях.
Начало всем Триглавам давал Единый Бог, о почитании которого
славянами рассказывали такие разные авторы, как византиец Прокопий Кесарийский
и германец Гельмольд. Разные божества являлись его проявлениями, эманациями,
ипостасями. У этого божества было несколько имен. Ещё академик Б. А. Рыбаков,
сделавший очень много для исследования славяно-русского язычества, отмечал
сходство следующих теонимов - Род, Сварог, Стрибог и Святовит. Он считал их
названиями одного, верховного божества, почитавшегося как творца. Действительно,
и Сварог-кузнец, и Род, дарующий жизнь, и Податель Света (Святовит) и Старый
(изначальный) бог - все они характеризуют одного бога-творца, проявляющего свою
полноту в разных ипостасях. В этот же ряд нужно поставить и Белобога, который в
различных славянских сказаниях, выступает как творец мира (из первоначального
хаоса материи - «досельского океана-озера»), имеющий своим противником злого
Чернобога. (Оба божества изображены как белая и черная птицы.)
К слову, сам
Чернобог вовсе не равен Белобогу онтологически, все его коварные замыслы, в
конечном итоге, оборачиваются против него. То есть, дуализм тут весьма
относительный и очевидна близость славянской и христианской традиций.
Согласно Ипатьевской летописи у Сварога («Небесного») есть
сын - Даждьбог (Дажьбог, Дажбог), являющийся богом солнечного света. Ближайший
его аналог - эллинский Аполлон. К слову, это божество считалось покровителем
северного народа гипербореев, которым древние греки приписывали могущество и
праведность жителей Золотого Века. Наших далеких предков (скифов, славян,
русов) часто отождествляли с гипербореями, в чем выражалось признание некоей
изначальности славянской традиции, прямо наследующей Золотому Веку. Ещё одно
важное совпадение - в «Слову о полку Игореве» русичей называли «Даждьбоговыми
внуками», подчеркивая их происхождение от гиперборейского солнечного бога. В
летописи этот бог предстаёт ещё и царем: «Солнце царь сын Сварогов еже есть
Дажьбог». И тут, безусловно, нужно вспомнить о скифском царе Колаксае
(«солнечном царе»).
У небесного кузнеца Сварога был и другой сын - Сварожич. Его
часто отождествляют с Даждьбогом, однако, функции у них разные. Если Даждьбог -
солнечное божество, то Сварожич связан с огнём. В слове «Слове некоего
христолюбца и ревнителя правой веры» (XIV-XV) рассказывается о «пережитках»
язычества - многие жители Древней Руси: «...Молятся огню, называя его
Сварожицем». И здесь аналогом нашего огненного божества является уже
индоарийский бог Агни, чье имя имеет поразительное сходство с русским словом «огонь».
Сам Агни отождествляется с Вайшванарой - «Всечеловеком», «Чакравартином»,
«Царем мира». Это некий сверхличностный принцип, бытийный полюс нашей
вселенной, архетип всего человечества. И показательно, что в русских сказках
Огонь - тоже царь, который сражается со Змеем - Змиуланом.
Получается, что оба сына Сварога выражают два разных аспекта
Небесного. Даждьбог, Солнце-Царь - это солнечный, световой, благостный аспект,
тогда как другой Сварожич (Царь-Огонь) - является аспектом огненным,
сражающимся, карающим. Вместе со Сварогом они образовывали один из высших
триглавов. (Были и другие, например, Сварог-Перун-Велес). Любопытно, что в нём
наблюдается соотношение, в чем-то напоминающее соотношение внутри православной
Троицы. Там имеет место быть «единоначалие» Бога-Отца, от которого рождается
Бог-Сын, и от которого исходит Бог Святой Дух. У католиков же, с их филиокве,
Святой Дух исходит от Сына и Отца. Тем самым, по мнению, православных
богословов, упор делается именно на общей сущности трех Ипостасей, и она
представляется чем-то безликим, на манер субстанции, материи. «По православному
учению, как мы видели, безличной сущности в Боге нет, - пишет епископ Василий
(Родзянко). - В этом основная разница тринитарного богословия Востока и Запада,
на чем и основана вся проблема «филиокве», о чем мы будем еще говорить ниже. Мы
уже говорили, что ипостасное свойство Личности Отца - нерожденность. Она
включает в себя личную встречу всей полноты Божественной сущности с
божественной Личностью путем возникновения в нерожденности рождения и
исхождения. Вспомним: Отец потому и «отец», что Он - источник Обоих, из Него
все. Вся полнота от Отца: «единица подвиглась в двоицу и остановилась на
троице», по выражению свт. Григория Богослова. Этим свт. Григорий обозначил
«кружение» в Боге (περιχώρισις - греческое святоотеческое выражение,
изображающее божественное взаимообщение любви всех трех Лиц Божества). Таким
образом все освещается светом, воссияет, ничего в Боге нет темного и скрытого,
все полностью прозрачно во взаимной любви и полной открытости друг другу и друг
в друге. «Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна», как говорится в
Символе Веры Православной Церкви. В этом пункте - очень глубокое догматическое
расхождение с латинским богословием, в котором Божественная сущность не
личностна, как в Православии. В ней здесь усматривают «безличную единую
сущность Божию, - как бы некий «общий фонд», в котором выявляются Лица, но не
обязательно «прозрачные» друг для друга, как например «единое начало в
единосущии Отца и Сына, из которого исходит Дух Святой», согласно догмату
Флорентийского Собора о «Филиокве». («Теория распада вселенной и вера Отцов»).
Представление о безликой сущности Бога есть перенос на Него
реалий нашей вселенной, поврежденной Грехопадением. В Раю человек представлял
собой единый, тотальный Субъектом, каждая Часть которого была призвана выражать
Целое. Но после космической катастрофы, «Большого Взрыва», разорвавшего на
части Субъект, вселенная, некогда бывшая в Раю, превратилась во множество
осколков, влачащих тленное существование в безликой тьме «объективной»
реальности. (Тут, безусловно, надо сделать оговорку. Кому-то может покажется,
что автор склоняется к язычеству. Между тем, это было бы неверно. Я
придерживаюсь Символа Веры, что «называется», от «сих до сих». Но языческая
традиция схватила многие верные моменты, и вот эти моменты стоит изучать,
подтверждая правоту нашей Православной Веры.)
Возвращаясь к славянской троице, следует выделить её
социальное измерение. Солнечный аспект явно указывает на священство. «Солнце»
этимологически близко к «слову». А оба эти слова близки к этнониму «славяне»
(«словене»). Всё это указывает не просто на священнический статус славян, но на
некую их пророческую миссию, заключающуюся в том, что бы произнести, проречь
некое новое и высшее Слово. Мы уже попытались произнести его в прошлом веке, и,
во многом, успешно. Несомненно, грядёт и новая попытка.
Огненный аспект указывает на воинское сословие. Цвет огня -
красный, такой же, как и цвет этого сословия, проливающего свою и чужую,
красную, кровь - в бою с врагами. И с этим цветом связан этноним «рус» («рос»).
Согласно епископу Клермонскому Литупранду (10 век), имя русов происходит именно
от слова «красный». В самых разных этимологических словарях слово «рус»
тождественно слову «русый», которое означает не столько «белый», сколько
«ярко-красный», «рыжий». Например, в словаре А. Г. Преображенского «рус(ъ)»
(«руса», «русо», «русый») означает «темнорыжий», «коричневатый» (о волосах).
Ему соответствуют укр. «русый», бел. и серб. «рус», чеш. «rusu», словац. «rus»,
«rosa», «rusa glava». Связь слов «рус» и «красный» прослеживается и вне
славянских языков. Вот примеры - латыш. «russys» («кроваво-красный»), «rusa»
(«ржавчина»), лит. «rusvas» («темнокрасный»), латин. «russeus», «russys» («красный»,
«рыжий»). И не случайно, что народ, «выбравший» такое, «красное» имя, поднял
знамя Красной Революции, предложив великую альтернативу всему миру.
Мысль о том, что словене и русы связаны с кастами
священников и воинов высказал В. И. Карпец в работе «Русь Мiровеева». С этим
выводом можно согласиться. При этом, стоит учесть, что речь идёт о двух
образованиях одного и того же этноса, который мы называем «славяне», хотя по
данным средневековых источников (Иордан), вначале все наши предки именовались
венедами и только потом разделились на собственно венедов, склавинов и антов.
Многие арабские авторы разделяют славян и русов, но почти все подобные тексты
восходят к Ибн-Хордадбеху, который определил достаточно ясно: "Русы суть
вид славян".Как очевидно, под славянами он имел ввиду некий единый
этнический массив, названный по имени священников-словен. А русы были выделены
ввиду их чрезвычайной военной активности. Сам по себе параллелизм
«словене-русы» свидетельствует о том, что наши предки были склонны соединять священническое
(пророческое) и воинское. (Само их возникновение русские летописи Московской
Руси связывали с двумя братьями - Словеном и Русом). И полнее всего это
выразилось в фигуре царя (князя). И правители Древней Руси, и русские государи
соединяли священническое и воинское. Тут можно вспомнить хотя бы князя Олега Вещего, явно
прозванного так ввиду священнического статуса. Само соединение священнического
и жреческого было характерно для изначального социума Золотого Века, когда
человек не знал разделения на касты и классы. В индоарийской традиции есть
представление о единой сверхкасте «Хамса» («Лебедь»), что сразу же заставляет
вспомнить об Аполлоне - лебеди были его птицами. Аполлон же, как было сказано
выше, есть аналог солнечного Даждьбога, потомками (внуками) которого считали
себя славяно-русы.
Возникает вопрос - а как же быть с третьим, «хозяйственным»
сословием земледельцев и ремесленников? Есть ли у них свой «архетип»,
укорененный в сакральной традиции? Для ответа на этот вопрос нужно, для начала,
обратиться к индоарийской традиции. Она знает о существовании Вивасвата и Агни,
двух божеств, очень тесно связанных друг с другом. Вивасват («Сияющий») -
солнечный бог, Агни - его вестник. При этом, сам Агни, как уж отмечалось выше,
именуется Вайшванарой («Всечеловеком»). По сути, это два аспекта Царя Мира - сверхличностного
космического принципа, полюса бытия, человеческого архетипа. Их же можно
считать аналогами славяно-русских Сварожичей - Даждьбога и Огня, которые тоже
были царями.
Согласно индоарийской традиции, есть Царь Мира - Вайшванара,
Чакравартин. Ещё его называют Ману, имея ввиду именно царский архетип
человеческого. Но есть и Ману сугубо земной, исторический, первый человек,
который дал начало земному бытию всех людей. «Если Чакраварти представляет
собой исключительно световой полюс архетипа (солнечный полюс), то Ману подобен
луне, в полнолуние отражающей свет в максимальной степени (райский Адам), но
могущей и не отражать его вовсе, как в новолуние, - замечает А. Г. Дугин. -
Иными словами, Ману — это архетип отражающий. Любопытно заметить, что корни
слов «человек» и «луна» во многих языках очень близки (нем. «Mensch» и «Mond»,
англ. «man» и «moon» и т.д.), что свидетельствует о естественности и
осознанности символических взаимосвязей в языковых формах древних традиций. С
другой стороны, этот же корень часто обозначает и «разум» — санскритское
«manas», латинское «mens», русское «мысль» (этимологически родственное, кстати,
слову «муж», т.е. «человек») и т.д. В этом случае речь идет уже о подчеркивании
световой природы исторического Ману, замещающего в материальном мире субъекта,
т.к. разум в пределах трибхуваны является наиболее субъектным качеством,
происходящим прямо или косвенно от первоинтеллекта, буддхи. В этом смысле Ману
как обладающий манасом (разумом) является одним из аспектов вираджа,
глобального разума плотного космоса, свойственного Вайшванаре». («Пути
Абсолюта»)
Сама индоарийская традиция повествует как об историческом
Ману, так и о лунном боге Соме. Он тоже выступает как первый царь, именно Сомой
был совершён первый обряд посвящения на царство (раджасуя). Однако, вскоре царь
презрел благие обеты и похитил жену у своего двоюродного брата Брихаспати.
Иногда Сому отождествляют с Ямой, который тоже выступает в
качестве царя - мертвых, владыки загробного мира. (Сам Яма представлялся
своеобразным «заместителем» Царя Мира - он сын Вивасвата, а Агни уступает ему
место владыки загробного царства.) У Ямы же есть иранский аналог - Йима или
Джамшид, который был праведным царем, но потом отклонился от праведности, в
результате чего был свергнут с престола и убит собственным братом Спитьюрой,
разрезавшим его напополам (символ двойственности, в которой и есть
начало смерти).
Как представляется, Ману (брат Ямы), лунный Сома, царь
Мертвых Яма и его аналог Ийма (Джамшид) - это всё разные имена одного
первопредка, от которого взяло начало «лунное», историческое человечество,
отражающее солнечный свет Архетипа, а также использующее его огненную мощь.
Также и «третья каста» отражает свет двух высших каст, поэтому можно сказать,
что она символизирует исторического первочеловека. И тут, конечно, имеет место
быть всё та же двойственность, в плену которой находится наш расколотый мир. С
одной стороны, отражение света есть его искажение, с другой стороны - сам свет всё
же оказывает благое воздействие. Луна - Солнце мертвых, но она же и освещает
землю, когда заходит Солнце.
Третье сословие вроде бы ниже первых двух, но само число
«три» указывает на его особый статус. Ведь троица преодолевает двоицу,
двойственность, которая проявляется разнообразно, в том числе и на социальном
уровне - как отчуждение власти от народа, меньшинства от большинства, труженика
от средств производства. И тут самое время вернуться к нашей славяно-русской
традиции, в которой есть фигура младшего, третьегобрата. Он находится
вроде бы в приниженном положении, но, в конечном итоге, именно ему сопутствует
удача.
Славянская традиция утверждала существования лунного бога
Трояна (одновременно и царя), повелителя ночной тьмы. Его имя троично, что
связывают, в первую очередь, с тремя фазами луны. Однако, смысл здесь намного
глубже, сами лунные фазы символизируют преодоление двойственности и обретение
полноты. Луна, всё более освещаемая Солнцем, превращается из месяца в круглое
светило, обретая некую солнечность.
Троян намного более известен, как сказочный Дедушка Мороз.
«Будучи Владыкой зимы, Дед Мороз несет с собой не только холод, снег и лед, но
и ночь, тьму, - пишет С. Жарникова. - Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает
звездами и Луной, ему подчинено зимнее небо, он украшает его сполохами
Северного Сияния. Его богатство - серебро, алмазы, жемчуг - все, что связано в
традиционных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом, слезами и
магией... Связанный с серебром, лунным светом, луной и ночью, Дед Мороз
непосредственно связан и с «тем светом» - миром предков. Общеизвестно, что у
многих народов Европы Луна считалась «Солнцем мертвых». Дед Мороз -Владыка Вод
и Владыка Ночи, звезд и луны даже именем своим свидетельствует о связи с миром
умерших. Ведь недаром столь близки слова «смерть, морена, морана», «море» и
мороз». Умереть - равносильно понятию «остыть», «околеть», то есть
замерзнуть... В русской традиции... существовал обычай, по которому накануне
Рождества старший в доме высовывался с печи в волоковое окно или выходил на
порог с ложкой овсяного киселя и звал: «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!».
Даже в наши дни старики и старухи в северорусской глубинке на вопрос, кто такой
Дед Мороз, отвечают: «Это наши предки, родители». Овсяный же кисель - специфическое
ритуальное блюдо, связанное с поминальной обрядностью». («Исторические корни
образа Деда Мороза на Русском Севере»)
Владыкой загробного мира являлся и Кощей, кстати, тоже царь.
Бессмертным его назвали не случайно, очевидно, он был царем Золотого Века,
который, согласно языческим традициям, не знал смерти. И он же был первым
умершим, как и Яма (Йима). И, как можно предположить, Кощей, подобно Йиме
(Джамшиду), отступил от праведности, что и стало причиной его смерти.
(Любопытно, что в некоторых сказаках фигурирует брать Кощей - Кош. И тут можно
вспомнить о том, что Йима («Близнец») был убит собственным братом. Налицо опять
раздвоение.) В народном сознании христианской эпохи произошло как бы раздвоение
образа изначального царя. Его благая сторона выразилась в образе доброго
Дедушки Мороза, дарящего подарки. А сторона неправедная породила сказочный
образ злодея Кощея, который «над златом чахнет» (здесь указание на превращение
Золотого Века в царство наживы и корысти).
Лунный царь всё-таки является царем, а его троичность
предполагает, что именно ему суждено стать первым, преодолеть двойственность,
столь характерную для высших каст, допустивших два роковых
разделения: 1) на священников и воинов; 2) на элиту и народ. Луна станет
Солнцем, пройдя все необходимые фазы. Показательно, что согласно балтской
традиции (очень близкой к славянской), Луна вступила в брак с солнцем. Потом,
она, правда, изменила ему, что вызвало гнев громовержца Перкунаса (Перуна),
ударившего по ней (отчего и появился ущербный месяц). Возможно, здесь указание
на измену солнечному аспекту Небесного, которая и вызвала гневную реакцию его
огненного аспекта. (Огонь важнейший атрибут Перуна, он постоянно горел у его
статуи.) Но всё двойственно, как и поведение лунного светила, которое изменила
Солнцу - с его дочерью Аушрой (Авророй), богиней утренней зари. Здесь, судя по
всему, указание на готовность Луны к рассвету, к встрече с новым Солнцем.
Характерно, что сама Луна здесь предстаёт в мужском обличьи, тогда как Солнце -
в женском. Это некое переворачивание образов, которое характеризует всю ту же
двойственность. Высшее падает до низшего, низшего поднимается до высшего.
(Высший небесный Триглав порождает земной, социальный. Троичность рождает
троичность. От Сварога-Даждьбога-Огня - до Даждьбога-Огня-Трояна).
Грядёт актуализация человеческого, лунного, близится
пробуждение царского начала, присущего третьей касте производителей. (Отсюда и
легенды о пробуждении спящего Государя, которые надо понимать как в личностном,
так и в социальном плане.) Всё это наметилось уже в прошлом веке, когда третья
каста, отчасти низведенная до четвертой (сословия пролетариев, слуг) поднялась
против выродившихся элит, предавших как Государя, так и народ. Залп «Авроры»
(Аушры) был призывом к Солнцу Нового Золотого Века. Коммунистическое стремление
преодолеть социальное неравенство было неосознанным стремлением возродить
Золотой Век с его единой кастой гиперборейского Лебедя. Но стихийность и
неосознанность этого стремления привела к радикально-эгалитаристскому требованию
создания гомогенного общества. Между тем, сами социально-психологические
различия не устранить. Зато их можно гармонизировать, освободив большинство от
ига меньшинства, объединив всех в личности Государя, свободного от воздействия
разнообразных олигархий - аристократической, буржуазной, бюрократической.
Революция третьей касты была искажена приверженцами левого
западничества, которые навязали партийно-бюрократическую диктатуру. Однако при
этом, была высвобождена колоссальная энергия, позволившая вырваться в ночное,
космическое небо - с целью покорения и преодоления тьмы.
Буржуазно-капиталистическому хаосу «невидимой руки» был противопоставлен План.
Социальная проектность стала попыткой поставить «лунную» рациональную мысль
Ману (вспомним о санскритском «manas», латинском «mens») на службу солнечному
пробуждению.
Это была великая попытка. И она обязательно будет повторена
- уже на новом уровне, на базе Традиции, без буржуазно-западнических искажений.
«Последние станут первыми» - это евангельское предсказание
созвучно пролетарско-коммунистическому: «Кто был ничем, тот станет всем».
Революция третьей касты производителей преодолеет
двойственность.
Славяно-русская Троица - победит!
Опубликовано в газете "Завтра":