В середине 1930-х годов, находясь в эмиграции в Болгарии, Иван Лукьянович Солоневич начал разрабатывать тезисы «Штабс-капитанского движения» (неформального объединения единомышленников Солоневича, образовавшегося на основе кружков подписчиков газеты «Голос России»).
Изначально, написанием «Тезисов» Солоневич ставил цель создания
теоретической базы для сообщества «штабс-капитанов», то есть тех
патриотически настроенных эмигрантов, которые разделяют идеи русской
национальной монархии, но не нашли себе применения в условиях эмиграции.
Солоневич надеялся, что рано или поздно ему и его единомышленникам
предстоит вернуться в Россию (после свержения советского строя), и
придётся заново строить национальное государство.
Солоневич излагает в книге те идеи, на которых, по его представлению, должна быть основана идеология «народно-монархического движения», призванного объединить разрозненных сторонников возрождения монархии в России. Ими являются русский национализм, неразрывно связанный с православием, монархическая государственность, основанная на единоличном наследовании престола и опирающаяся на внеклассовое, бессословное общенациональное народное представительство.
Анализируя русскую историю, Солоневич отмечает, что расцвет русской государственности пришёлся на эпоху Московской Руси, царствование Алексея Михайловича. Крайне негативно оцениваетреформы Петра I, и последовавшую за ним эпоху имперской истории России, характеризующуюся переустройством страны на западный лад, закрепощением крестьян и утерей традиций. Следствием того, что попытки изменить ситуацию к лучшему, предпринимаемые императорами начиная с Павла I, не были поддержаны дворянством и не реализованы в полной мере, Солоневич считает крушение монархии и приход к власти большевиков.
Солоневич излагает в книге те идеи, на которых, по его представлению, должна быть основана идеология «народно-монархического движения», призванного объединить разрозненных сторонников возрождения монархии в России. Ими являются русский национализм, неразрывно связанный с православием, монархическая государственность, основанная на единоличном наследовании престола и опирающаяся на внеклассовое, бессословное общенациональное народное представительство.
Анализируя русскую историю, Солоневич отмечает, что расцвет русской государственности пришёлся на эпоху Московской Руси, царствование Алексея Михайловича. Крайне негативно оцениваетреформы Петра I, и последовавшую за ним эпоху имперской истории России, характеризующуюся переустройством страны на западный лад, закрепощением крестьян и утерей традиций. Следствием того, что попытки изменить ситуацию к лучшему, предпринимаемые императорами начиная с Павла I, не были поддержаны дворянством и не реализованы в полной мере, Солоневич считает крушение монархии и приход к власти большевиков.
«Политические тезисы Российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения» были опубликованы сотрудником Солоневича В. Левашовым в Софии в 1940 году. Работа над тезисами впоследствии привела к появлению труда «Идея Белой империи», впоследствии ставшего известным под названием «Белая империя». Две главы этой работы — «Дух народа» и «Монархия», были опубликованы в «Нашей газете» до января 1940 года. В 1941 году«Дальневосточной группой Российского народно-имперского (штабс-капитанского) движения» в Шанхае был выпущен сборник под названием «Белая империя», включающий в себя две опубликованные ранее главы труда Солоневича и статью «Критика д-ра Позова и ответ Ив. Солоневича». Также в 1941 году в Циндао были переизданы «Тезисы».
После переезда в Германию Солоневич продолжил работу над главным трудом своей жизни. В своей работе он использовал материалы из своей библиотеки, а также регулярно посещалБерлинскую государственную библиотеку. Постоянные переезды, арест, ссылка под наблюдение Гестапо затрудняли работу над книгой, многие необходимые материалы (такие, как сочиненияславянофилов или К. Маркса) было невозможно достать. Работа продолжалась и после войны, в оккупационной зоне и, впоследствии, в Аргентине и в Уругвае. По словам самого автора, «Народная монархия» (это название появилось к концу 1950 года, по инициативе В. К. Левашова-Дубровского) переписывалась четыре раза.
Первая часть книги начала печататься в газете «Наша страна» в 1951 году. В течении двух лет вышли отдельными выпусками первые три части книги, и половина четвёртой части напечатана в газете. Пятая часть вышла в 1954 году, уже после смерти автора. В 1955 году началось второе издание книги в четырёх частях, продолжающееся до 1958 года. Далее книга издавалась в 1970-х годах, издательством «Наша страна» и издательством «Глобус» в Сан-Франциско. В России впервые «Народная монархия» была издана издательством «Феникс» в 1991 году тиражом 40000 экземпляров. После книгу печатали минское издательство «Лучи Софии» в 1998 году, московское Некоммерческое партнерство «Центр поддержки культуры и развития информационных технологий», издательства «Эксмо», «Римис». Суммарный тираж изданий «Народной монархии» составляет около 70 000 экземпляров (на 2005 год), что делает труд Солоневича самой тиражируемой книгой среди русскоязычной литературы, посвящённой монархической тематике.
Релевантные ссылки:
1. "Народная монархия". Репринтное воспроизведение издания 1973 г. http://monarhiya.narod.ru/nm_ogl.html
2. Воронин И.П., заместитель редактора газеты "Монархист" (СПб). "Народная Монархия" – политическое завещание Ивана Солоневича. http://www.solonevich.narod.ru/voronin-2005-1.html
3. Лобанов С. Идеи "народной монархии" Ивана Солоневича. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/solonevich.htm
4. Сорокин А.Ю. И. Л. Солоневич о монархии и народном представительстве: http://www.solonevich.narod.ru/sorokin.html