В российской историографии нет большего раздражителя, чем творческое наследие Льва Гумилёва. Если проследить реакцию на его Пассионарную теорию этногенеза (науку о том, как рождаются, живут, развиваются и умирают народы), то подмечаешь удивительные вещи – Л. Гумилёва либо признают как гения создавшего новую теорию развития общества, либо игнорируют и отрицают ценность его наследия. Шквал критики сыплется на учёного со стороны ярых коммунистов, империалистов, сионистов, глобалистов… Это негативное единодушие порождает у обывателя две мысли:
1.Теории Гумилёва несостоятельны и недостойны внимания;
2. Гумилёв рассказал людям, что-то такое, в чём заключена правда для избранных, а не для народных масс.
Чтобы разобраться в дилемме, предлагаю взглянуть на события в современной Украине через призму гумилёвского учения.
Кризис украинского государства поставил вопрос о том, почему в пределах современной Европы возник очаг саморазрушения. Чтобы ответить на него нужно понять, почему Украина противостоит России. Удивительно то, что колыбель русской цивилизации превратилась в угрозу её существования.
1.Теории Гумилёва несостоятельны и недостойны внимания;
2. Гумилёв рассказал людям, что-то такое, в чём заключена правда для избранных, а не для народных масс.
Чтобы разобраться в дилемме, предлагаю взглянуть на события в современной Украине через призму гумилёвского учения.
Кризис украинского государства поставил вопрос о том, почему в пределах современной Европы возник очаг саморазрушения. Чтобы ответить на него нужно понять, почему Украина противостоит России. Удивительно то, что колыбель русской цивилизации превратилась в угрозу её существования.
Процесс отчуждения занял большой исторический период в течение, которого русский, живущий на территории окрайны, стал считать себя нерусским. Такие русские как украинец, уралец, сибиряк – это люди определённого места проживания. Богдан Хмельницкий в грамотах подписывался как князь русский, казаки в гоголевском "Тарасе Бульбе" всюду провозглашают себя защитниками земли русской и умирают за "Святую Русь". Казаки-запорожцы переселённые Екатериной II на Кубань сохранили фамилии, украинский говор, элементы бытовой культуры, но в их понимании они – защитники России. Это говорит о многом, поскольку поляки, переселённые в Сибирь, не сохранили языка, бытовой культуры, но принадлежность к польской нации в них неистребима. Большинство немцев, прожив в России 200 лет вернулись в современную Германию сохранив фамилии, язык, вероисповедание.
Украинский язык изначально не являлся отдельным языком. Данное южнорусское наречие, благодаря искусственной (политической) диффузии с галичанским диалектом, трансформировалось в идиому (пограничное состояние между языком и диалектом). Если бы говор отдельных районов России культивировать как язык в течение 100 лет, то можно было бы не сомневаться в появлении поморского, костромского, уральского языков. Не верите? Тогда пообщайтесь в уральской деревне с носителями местного диалекта и сразу обнаружите массу неизвестных слов: “лыва” (лужа), “вёдро” (хорошая погода), “пимы” (валенки), “вехотка” (мочалка), “враз” (сразу), “галить” (выполнять роль ведущего в детской подвижной игре), “голбец” (подпол), “гомонок” (кошелек), “катушка” (ледяная горка для катания), “ладом” (как следует) , “навяливать” (навязывать), “ни в коем разе” (ни в коем случае), “обабок” (подберезовик), “сидеть голодом” (голодать), “скать” (раскатывать тесто), “стайка” (сарай), “толкушка” (пестик).
Если проследить генезис украинства, то можно с удивлением отметить, что оно строилось не столько на местной самобытности, сколько на отрицании русскости. Украина в понимании этногенеза – это "антисистема" в отношении системы Русской цивилизации. Почему это произошло? Механизм данной проблемы раскрыт в работах Л. Гумилёва.
"В любом социуме всегда есть некоторое количество людей с негативным мироощущением – т.е. когда человек противопоставляет себя природе, в которой он видит сферу страданий. При этом он обязан включить в отвергаемую им биосферу и свое собственное тело, от которого необходимо освободить "душу", т.е. сознание. Пути для этого предполагались разные, но принцип был всегда один – отрицание мира как источника зла.
Системная совокупность людей с негативным мироощущением называется Антисистемой.
Антисистема вытягивает пассионарность из этноса, как вурдалак, ее цель – не созидание, т.е. усложнение системы, а упрощение, т.е. перевод живого вещества в косное, косного – путем лишения формы – в аморфное, а это последнее легко поддается аннигиляции, являющейся целью поборников антисистемы.
Эта концепция возникает не среди этносов (среди этносов действует позитивная система мировоззрения, которая позволяет этносу существовать, черпая силы из природных богатств своего региона), а на стыках их, и распространяется по зонам этнических контактов – т.е. негативное мироощущение нуждается в непосредственных распространителях (эмигрантах, купцах, путешественниках, и т.п.) и в твердых носителях, т.е. записанном тексте. Антисистемы этносов не образуют – они гнездятся в телах этносов, как раковые опухоли в телах живых организмов, негативные учения распространяются не как "живая" традиция, усваиваемая при детском воспитании, а только через процесс обучения традициям "сделанным", т.е. записанным, "книжным".
Поэтому антисистемы существуют очень долго, меняя свои вместилища – обреченные этносы. Иногда они возникают заново там, где два-три этнических стереотипа накладываются друг на друга. А если им приходится сменить при этом символ веры и догмат вероисповедания – не беда. Принцип стремления к уничтожению остается тот же". (Лев Гумилёв "Древняя Русь и Великая степь")
Системная совокупность людей с негативным мироощущением называется Антисистемой.
Антисистема вытягивает пассионарность из этноса, как вурдалак, ее цель – не созидание, т.е. усложнение системы, а упрощение, т.е. перевод живого вещества в косное, косного – путем лишения формы – в аморфное, а это последнее легко поддается аннигиляции, являющейся целью поборников антисистемы.
Эта концепция возникает не среди этносов (среди этносов действует позитивная система мировоззрения, которая позволяет этносу существовать, черпая силы из природных богатств своего региона), а на стыках их, и распространяется по зонам этнических контактов – т.е. негативное мироощущение нуждается в непосредственных распространителях (эмигрантах, купцах, путешественниках, и т.п.) и в твердых носителях, т.е. записанном тексте. Антисистемы этносов не образуют – они гнездятся в телах этносов, как раковые опухоли в телах живых организмов, негативные учения распространяются не как "живая" традиция, усваиваемая при детском воспитании, а только через процесс обучения традициям "сделанным", т.е. записанным, "книжным".
Поэтому антисистемы существуют очень долго, меняя свои вместилища – обреченные этносы. Иногда они возникают заново там, где два-три этнических стереотипа накладываются друг на друга. А если им приходится сменить при этом символ веры и догмат вероисповедания – не беда. Принцип стремления к уничтожению остается тот же". (Лев Гумилёв "Древняя Русь и Великая степь")
Если вы внимательно прочитали гумилёвские мысли, то цепочка украинской истории идеально вписывается в рамки "антисистемы".
Зарождение "Украины не России" в сознании жителей Украины-Руси произошло в течение последних 400 лет. Прологом для этого процесса стала Брестская церковная уния (1596 г.), которая зафиксировала решение ряда епископов православной западнорусской Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой о принятии католического вероучения и переходе в подчинение римскому папе с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Уния фактически расколола общество, предопределила переход украинской элиты под патронат Польши, папы, западноевропейского суперэтноса (общность масштаба многих государств, объединенная общей идеологией, стереотипами поведения). Первым уколом униатской антисистемы стал разгром иерархии православной церкви на украинских землях. Обезглавленная церковь не смогла удержать часть своей паствы от участия в интервенции против Русского царства в момент Смуты.
В течение 300 лет украинская антисистема развивалась довольно противоречиво. Её подпитывали пассионарный (действенный, страстный) всплеск казачьих бунтов, польско-русские войны, сепаратизм местной верхушки и т.п. Но главный тренд-ассимиляция с Россией был вне конкуренции. Дело не в силовом доминировании Москвы, о котором любят распространяться "свидомиты", а в глобальном пассионарном всплеске всей Русской цивилизации. Народы Центра и окраин объединила стратегия движения к Чёрному морю, устранения угроз (Турция и Крымское ханство), освоения новых земель, получения новых возможностей от колонизации. Главный очаг антисистемы – униатская Галичина, была изолирована от Русского мира новыми границами, установившимися после раздела Польши.
Революционный всплеск в Европе в 40-е годы ХІХ века разбудил демократические настроения в России, переживающей кризис феодального капитализма. На окрайнах всплеск недовольства самодержавием среди пассионарной интеллигенции привёл к поиску образцов свободы в историческом прошлом. Рождается термин "Украина-Русь", где значимость понятия "Украина" повысилась, и само слово стало восприниматься не только как географический термин, но отчасти и как название этнического пространства. Особенно заметно это стало к концу XIX века. На рубеже XIX и XX веков термин "Украина" как название всей этнической территории стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне. В ходе борьбы украинства с малороссийской идентичностью он стал конкурировать и с официальным и церковным термином Малороссия, вытеснив его окончательно в 1920-х годах в связи с большевистской политикой украинизации.
Многие исследователи изображают Т. Г. Шевченко, как борца за украинскую независимость, но изучение творчества поэта даёт представление о его мечте о свободе для жителей края, а не о создании "окремої держави". Державники появились позже, когда освободительные войны на Балканах привели к возникновению независимых славянских государств. Волна славянофильства с революционным уклоном вылилась в идею освобождения от самодержавия, которое ассоциировали с русским народом и православием, исходя из официальной триады времён Николая І "Православие, Самодержавие, Народность". Антисистемный всплеск в рядах украинских провинциалов был подхвачен Австро-Венгрией и Польшей (разделенной, но не лишившейся экспансионистских настроений в отношении "восточных кресов").
Австрийские власти официально переименовали русских галичан в рутенов. Просто людям сказали, что с сегодняшнего дня они рутены, а не русские, русские – те, что в России. Началось образование антирусской Руси. Усилилась борьба с русским литературным языком, с русскими книгами – распространение и того, и другого приравнивалось к государственной измене, много русских патриотов было посажено в тюрьмы. Под покровительством правительства возникла "украинская" партия, расколовшая единство русских в Прикарпатье. Национальной доктриной этого движения стала русофобия.
Австрийское правительство "выписывает" во Львов М. Грушевского, перед которым ставится три задачи:
1) создать украинский литературный язык, возможно менее похожий на русский;
2) переделать историю Малороссии так, чтобы она перестала быть частью истории русского народа;
3) образовать ядро "украинской" интеллигенции, ненавидящей Россию, идеалом которой было бы оторвать Малороссию от России с включением ее в состав Австрийской империи.
Конечно, невозможно в коротком исследовании раскрыть весь объем деятельности М. Грушевского, работал он весьма усердно. Написанная им "История Руси-Украины" пестрит упоминаниями об "украинских князьях", "украинцах" и т. п. Поначалу безудержная фантазия провинциального историка вызывала смех и негодование не только в русской среде, но и среди европейских ученых (от лекций Грушевского отказались французы, когда он вместо русской истории стал им открывать украинскую быль). Ни в исторической науке, ни в летописях и исторических документах нет и намека об Украине и украинцах, вдруг – оп, и появляется "Русь-Украина", "русско-украинский" язык. Потом слово "Русь", "русский" можно отбросить и останется "Украина", "украинский", "украинцы". Отвергнутые всеми серьёзными учёными украинские исторические метаморфозы перекочевали в мир общественного мнения русофобских сил.
В 1900 году Грушевскому удалось объединить почти всех деятелей "украинства" в Галиции в национально-демократическую партию. В 1909 году во Львове прошел "всеукраинский" съезд, на котором была выработана докладная записка венскому правительству о возможности посредством агитации галицких "украинцев" отделения всей малороссийской части русского народа. Внедрялась в сознание привычка называть малороссов украинцами.
Грушевский признавал, что "украинцы" не являются нацией, но "нужно желать быть нацией, необходимо работе в этом направлении посвятить все силы, двинуть все общественные средства, чтобы переработать потенциальную энергию этнографического существования в динамику национального развития". Цель все та же – раскол русского народа. Союзница Австро-Венгрии Германия также вынашивала планы ослабления России перед решающими битвами. В германском генеральном штабе было организовано отделение, которое занималось "украинскими" делами. С первого года первой мировой войны плененные малороссы были выделены в особые лагеря, где подвергались "украинизированию". Вернувшись в 1918 году в Малороссию они стали главным орудием распространения украинской идеологии в крестьянской среде.
К 1917 г. вся украинская (русофобская) идеология сформировалась и получила распространение в пассионарных кругах. Прежде всего, она свободно гуляла среди революционеров-радикалов. Почему борцы против самодержавия приняли националистов в свой круг? Прежде всего сказалось родство душ: и те и другие – пассионарии Антисистемы (активно действующие люди, преодолевающие страх смерти). С их точки зрения любые разрушители старых устоев – это союзники.
Пути большевиков и самостийников временно разошлись в момент гражданской войны, но вскоре они опять понадобились друг другу. Завоевав пространство бывшей Российской империи, большевики встали перед проблемой как наладить управление. Идеи интернационализма хорошо действовали в период войны, но они не работали в мирное время, когда требовалось созидать. У Ленина и его соратников было представление о том, что после революции каждая нация получит право на самоопределение, и ход событий продемонстрировал массовый побег наций из империи. По сути, большевики остались один на один с русским народом и почувствовали угрозу контрреволюции. Чтобы обезопасить себя Коммунистическая антисистема прибегла к манёвру. Она построила СССР – государство конгломерат, в котором Россию уравновешивали антисистемы в виде союзных и автономных республик.
С целью закрепления власти большевики взялись за реализацию программы коренизации — замены русского языка на языки национальных меньшинств в администрации, образовании и сфере культуры. На Украине эта программа получила название украинизации. В апреле 1923 г. XII съезд РКП(б) объявил коренизацию официальным курсом партии в национальном вопросе. В том же месяце VII конференция КП(б)У заявила о политике украинизации, что украинские ЦИК и Совнарком сразу же оформили декретами. Было принято решение об украинизации госструктур и предприятий, которую планировалось закончить до 1 января 1926 года. Все рабочие и служащие предприятий и учреждений были обязаны выучить украинский язык под угрозой увольнения с работы.
При активном давлении КП(б)У, в 1920-х - начале 1930-х годов проводилась украинизация Кубани, Ставропольского края, части Северного Кавказа, Курской и Воронежской области РСФСР, исторически заселённых выходцами с Украины. В приказном порядке школы, организации, предприятия, газеты переводились на украинский язык обучения и общения. Украинизация затронула и ряд областей Северного Казахстана, на тот момент являющейся автономией в составе РСФСР. Так, почти все школы Фёдоровского района Кустанайского округа в 1930 - 1932 гг. были переведены на украинский язык, а сама украинизация в районе была закреплена за Харьковским Обкомом партии.
Украинские националисты опять оказались в тренде. Им дали на растерзание не только Малую Русь, но и обширные территории Новороссии и Войска Донского. Для усиления украинских большевиков призвали М. Грушевского из эмиграции. Враг всего русского возглавлял Украинскую Академию наук до своей естественной кончины (1934 г.). И поверьте – он не молчал.
Результат украинизации проявился достаточно скоро. Его можно было увидеть в практике переоформления документов, когда русский (и очень часто еврей) записывался "украинцем", т.е. когда происходило изменение фактической национальности на "правильную", в появлении развращённой национальными привилегиями "национальной" интеллигенции и т.п. В рядах компартии Украины произошло массовое бегство в "украинцы".
Блицкриг украинского большевистского проекта остановили сталинские репрессии 1937 г. В этот момент Сталину стало ясно, что усердные Косиоры и Квиринги заигрались и создали условия для проявления украинской оппозиционности.
Временное охлаждение Вождя по отношению к украинскому проекту сменилось эйфорией 1939 г., когда СССР присоединил Восточную Польшу. Воссоединение Западной и Восточной Украины обернулось трагедией для поляков. Их выпихнули из всех сфер общественной жизни и подготовили почву для вытеснения в пределы послевоенной Польши.
Великая отечественная война показала, что ставка большевиков на построение антисистем ошибочна и гибельна для СССР. Пропитанные националистическим духом жители автономий массово предавали свою страну, сотрудничая с фашистами. Появилось новое явление "народы-предатели", так окрестили малые народы Кавказа и Крыма за их лояльность захватчикам. Сталин даже прибег к массовым переселениям – депортациям. Их цель была не только в том, чтобы продемонстрировать неизбежность кары за предательство, но и провести социальный эксперимент по перевоспитанию. Сталинский режим лишал антисистему естественной среды (ландшафта) и стремился её ассимилировать. Нужно сказать, что подобный геноцид не принёс коммунистам избавления от проблем деструкции со стороны антисистем, а напротив взрастил пассионариев готовых разрушить СССР.
Украинские националисты на общем фоне коллаборационизма советских граждан стали самыми непримиримыми и кровавыми. Масштабы украинского коллаборационизма (как и коллаборационизма других народов СССР) долгое время были одной из тайн советской послевоенной идеологии. При этом, согласно данным немецкого командования и оценкам российских историков, только количество украинских легионеров, которые входили в вооруженные формирования на стороне Германии (вермахт, войска СС, полиция), составляло 250 тыс. Массовая украинская измена проявлялась в различных формах содействия и сотрудничества этнических украинцев с нацистами, от участия в диверсионно-разведывательных формированиях, структурах администрации и полиции на оккупированной Третьим рейхом территории, службе в рядах вермахта и СС, в добровольном пособничестве в уничтожении коммунистов, евреев, солдат РККА, попавших в окружение, и прочих лиц.
Наказать второй по численности народ в Советском государстве Сталин не мог, но выводы сделал. Думается, что его знаменитый тост по поводу Победы "За русский народ!" стал эмоцией, в которой чувствовалось желание сказать правду-матку всем народам СССР относительно того, кто внёс решающий вклад разгром врага.
После Второй мировой войны развитие украинской антисистемы стало делом бойцов Холодной войны. Запад создал информационный украинский фронт, который в течение 46 лет готовил общественное мнение не только к независимости, но и к борьбе со всем русским.
Коммунисты им во многом помогали: неэффективностью экономики, заигрыванием с украинской самобытностью, ставкой на национальные кадры, утверждением мифов о России – тюрьме народов, Крымским подарком… По-прежнему приоритетом в образовании оставался украинский язык, а в культуре – гопак, изобретённый несравненным И. Моисеевым и внедренным в сознание обывателей как вклад Украины в мировое балетное искусство.
Было бы неправильно изображать Украину как территорию сплошного деструктива. Богатая ресурсами и людьми, расположенная в комфортном для проживания климате, Украина получила приоритетное развитие в составе Союзного государства. Уровень жизни республики, базирующийся на мощной индустрии и развитом сельском хозяйстве, был самым высоким в стране. Высокий уровень жизни украинцев вывел их на лидирующие позиции во всех сферах жизни. После Сталина только Андропов был человеком, сформированным вне системы украинской культуры. Для украинца понятие наш Тихий океан, наша Сибирь – не пассаж юмориста, а часть убеждений. Советская глобализация серьёзно стала угрожать настроениям украинского сепаратизма. Люди активно передвигались по стране, вступали в межнациональные браки, признавали русский язык самым полезным и игнорировали "мову".
Развал СССР – уничтожил гигантскую страну, которая строилась как антисистема по отношению к России, и дал возможность всем субъектам этого образования покинуть его трухлявую оболочку.
В определённой степени для Украины независимость стала неожиданностью. Народ не очень и хотел, но пассионарные группы из советско-партийной номенклатуры, кооператоров, спортсменов и нацменов уже вовсю рвались к "самостийному" изъятию общественной собственности в свою пользу. Решающий вклад в изменение общественного мнения в пользу независимой Украины внесли пассионарии Украинской антисистемы. Объединённые в РУХ, они силой ультиматумов навязали суверенитет и внедрили идеологию антирусского духа в политику украинской державы. Первым её проводником стал коммунист, главный идеолог ЦК КПУ Л. Кравчук. Он всю жизнь как коммунист отрицал ценность российской цивилизации, ассоциируя её с царской Россией и новое амплуа президента предоставило возможность развить тему. Антирусский Кравчук вызвал беспокойство у многих. И россияне и украинцы в большинстве ещё не привыкли к русофобии. Л. Кравчук поплатился проигранными выборами и уходом в тень, где до сих пор себя комфортно чувствует в качестве третейского судьи, правда с торчащими ушами русофоба. Л. Кучма вселял надежду на обретение гармонии в отношениях с Россией, но скоро его политика многовекторности приобрела характер сдачи позиций на Западе и иждивенчества на Востоке. В его правление состоялся "захват" столицы Киева многочисленными выходцами из Львова, Тернополя, Ивано-Франковска. Кучма очень скоро понял, что без идеологии нельзя укорениться, а поскольку у него и его партии её не было, то идея украинской антисистемы пришлась ко двору. С тех пор украинский олимп оказался в плену русофобской культуры. Окончательной победе над русским сознанием мешала историческая память народа и численный перевес русскоязычных (русских). Что только не делали с этим ГОРЕМ националисты и власть. Первым ударом стала перепись 2001 г., когда путём подтасовки численность русских резко сократилась – на 26,6 процента за 12 лет. А затем практика манипулирования цифрами стала тотальной и безутешной для сторонников всего русского, если так пойдёт, то скоро всех ждёт радостная весть о последнем русском на просторах Украины (в учебниках местной истории русских будут упоминать в ряду с печенегами и половцами). Стереть историческую память оказалось сложнее, но и тут 23 летнее капанье на мозги даёт результат – всё чаще появляется мысль о примирении и прощении в пользу тех, кто стрелял в спину, затягивал удавки на шее, жёг партизанские деревни.
Финальной диверсией Кучмы против русского мира стала операция "Янукович", суть которой в дискредитации русской Украины путём навязывания ей неуклюжего, малообразованного, связанного с криминалом политика. Затея удалась в 2004 г. Оранжевый шабаш Ющенко – Тимошенко вырвал власть у умеренных и направил страну в сторону Западного мира. События "оранжевой революции" всколыхнули общественные русофильские силы и даже проявили отдельных людей способных возглавить борьбу с антисистемой, но их тут же стали оттеснять из политики и даже физически устранять.
Разговоры относительно того, почему на Украине нет пророссийских политических сил, радуют наивностью. Это похоже на упрёк в адрес немецкого пролетариата, озвученный советскими обывателями в годы ВОВ: почему рабочие Германии не поднимутся на борьбу с фашизмом?
Почти 23 года идёт вытаптывание русского мира на Украине. Всё (ВСЁ) школьное образование переведено на украинский язык. Все (ВСЕ) русскоязычные, наиболее сильные и совестливые преподаватели изгнаны. На уроках истории, литературы несут такую "лабуду", что дети приходят домой и русским папе с мамой заявляют, что они не русские, а украинцы. Все (ВСЕ) социологические опросы фальсифицировались на протяжении эры независимости. В этом плане показателен пример того, как было фальсифицировано количество русскоязычных в стране. Всеукраинская перепись населения 2001 года утверждает, что русский язык является родным для 29,6 % населения страны. Эти данные не посмел опровергнуть ни один украинский социолог, кроме… американцев. Согласно Gallup на Украине русский язык родной для 83% населения (статья "Russian Language Enjoying a Boost in Post-Soviet States" на сайте Gallup).
Кризис 2013 - 2014 гг. на Украине явился кризисом украинской антисистемы. Его суть в глубоком духовном кризисе, когда все друг друга ненавидят, но живут, терпят и ждут. Выбор Украины не может быть многовекторным, потому что она, благодаря политике последних лет, осталась без корней и может существовать только как часть чьей то системы: либо Русской, либо Европейской.
Источник: http://maloros.org/v-fokuse/rakurs/2592-2014-02-10-22-07-42.html