Молодёжная социал-христианская инициатива в Испании, ответственно обратившаяся к левому спектру социалистических идей, зародилась в 1920-х годах, когда в 1924 году была создана организация Христианская Рабочая Молодёжь (ХРМ) (Juventud Obrera Cristiana (JOC)). Церковная молодёжь, выделившаяся из общего Католического Действия (Acción Católica), стала налаживать плодотворные контакты с рабочей молодёжью. ХРМ возникла во многом благодаря участию бельгийского кардинала Йозефа Лео Кардейна (Jozef Lео Cardijn (1882 - 1967)), целью которого были популяризация и распространение Социальной Доктрины (Doctrina Social) Церкви в молодёжной среде. Последователи отца Кардейна стали называть себя «хосистами» (jocistas). Они начали проповедовать Святое Евангелие и вести небезуспешную образовательную деятельность, привлекая всё больше и больше молодых рабочих.
Впоследствии филиалы Христианской Рабочей Молодёжи появились в десятках стран. Национальные Движения (Movimientos Nacionales) ХРМ были сгруппированы в Интернациональный Координационный Комитет Христианской Рабочей Молодёжи (Coordinadora Internacional de la Juventud Obrera Cristiana).
Единичные группы ХРМ заявили о себе в Испании в 1920-х годах. После окончания Гражданской войны оформились две параллельные структуры — Рабочая Молодёжь Католического Действия (Juventud Obrera de Acción Católica (JOAC)) и группы «хосистов», верные воззрениям отца Йозефа Кардейна.
В 1951 году Римско-Католическая Церковь начала уделять особое внимание массовой пропаганде церковных идей среди молодёжи и рабочих. ХРМ постепенно была преобразована в Рабочую Молодёжь Католического Действия (Juventudes Obreras de Acción Católica). В 1956 году на конгрессе в Вальядолиде были учреждены Рабочие Братства Католического Действия (Hermandades Obreras de Acción Católica (HOAC)), начавшие создавать независимые христианско-демократические синдикаты, настроенные явно оппозиционно к режиму Франко. В своих изданиях, как, например, в еженедельнике «Ты» («Tú»), социал-христианские оппозиционеры критиковали те или иные аспекты социальной политики диктатуры и требовали либерализации жизни страны. В их взглядах появились теперь уже открыто социалистические левые идеи и требования как воплощение подлинно Апостольского Идеала, защищающего всех обездоленных и угнетённых.
В 1970-х годах рабочие-католики появились на большинстве испанских предприятий и влились в некоторые рабочие организации. В кризисных для молодых христиан-социалистов 1980-х годах была образована новейшая организация — Христианская Рабочая Молодёжь Испании (Juventud Obrera Cristiana de España). В 1990-х годах Христианская Рабочая Молодёжь стала восстанавливать утраченные ранее позиции, опираясь на давние традиции Католического Действия и рабочего христианского молодёжного движения в целом (Молодёжный Рабочий Мир (Mundo Obrero Juvenil), в частности).
Испанский опыт продуманного соединения социального христианства и социализма более чем уникален и, безусловно, немало востребован сегодня.
Подготовлено Алексеем Ильиновым по материалам Интернета