Николай Яковлевич Данилевский — самый известный на Западе русский философ и историк ХIХ века. Данилевский — один из основателей теории цикличности истории и цивилизационного подхода к истории, фактически — первооткрыватель, ибо ещё до Тойнби и Шпенглера сформулировал концепцию культурно-исторических типов человеческих общностей (цивилизаций). Главный труд Данилевского "Россия и Европа", который, по мнению Фёдора Достоевского, должен бы стать "настольной книгой каждого русского", входит на Западе в число обязательных для изучения всеми, кто занимается философией истории (и, естественно, Россией), но почти не известен широкой публике на родине. Да и имя Данилевского в сегодняшней России фактически отсутствует в политическом дискурсе и обиходе. Труды Данилевского не цитируются российскими политиками, охотно пересказывающими мысли тех западных философов и политологов, которые сами возводят свои идеи к Данилевскому.
В чём фундаментальная новизна подходов Данилевского к философии истории и оригинальность его взгляда на взаимоотношения России и Европы?
Участники: Сергей Киселёв, историк; Борис Межуев, политолог; Людмила Авдеева, старший научный сотрудник кафедры русского философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; Анна Хоршева, кандидат исторических наук; Александр Ефремов, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела рукописей РГБ.
В чём фундаментальная новизна подходов Данилевского к философии истории и оригинальность его взгляда на взаимоотношения России и Европы?
Участники: Сергей Киселёв, историк; Борис Межуев, политолог; Людмила Авдеева, старший научный сотрудник кафедры русского философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; Анна Хоршева, кандидат исторических наук; Александр Ефремов, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела рукописей РГБ.