пятница, 11 декабря 2015 г.

Александр Дугин: Мы живём на собственной периферии

"Мы сами совершили культурное самоубийство -
и мы с этим не разобрались, мы просто не поняли..."
Выдержка из интервью А. Г. Дугина в программе "Взгляд. Ноомахия":

Мы живем на собственной периферии. В каком-то смысле мы останки русских людей, русской культуры, русской цивилизации. Прежде, чем осуждать тех, кто уничтожает памятники в Пальмире, надо вспомнить, что совсем недавно, сто лет назад, наши предки, а не какие-то пришельцы, уничтожали и взрывали наше наследие, плевали в царя, уничтожали собственного монарха; наши улицы и наши станции метро носят имена убийц – и это нас не волнует. 

Почему-то нас в первую очередь трогает, что боевики ИГИЛ уничтожают памятники Пальмиры. Но мы сами прожили эпоху страшного вандализма, мы сами совершили культурное самоубийство – и мы с этим не разобрались, мы это просто не поняли.
Главное – мы не поняли, что произошло, каким образом прервалась связь с нашей традицией, куда исчез Серебряный век русской культуры, куда исчез фундамент русской религиозной философии. Мы начали осмыслять себя в истории в конце XIX века, и вдруг все это прервалось, было поспешно заменено большевистской чепухой упрощенного материализма, и на этом мышление русского человека завершилось.

Прежде, чем кого-то осуждать или кому-то давать советы, необходимо прийти в себя. У нас ракеты, армия, государство, порядок – отлично. Но если во всем этом бронежилете не будет человеческого существа, не будет живого сердца, русского ума, души, то грош нам цена. 
Мы не поняли, что произошло в XVII, что произошло в XIX веке, мы не поняли совершенно баланс петровских времен, совершенно не разобрались с расколом XVII века. Мы не завершили историческую работу над самосознанием, над пониманием себя самих, над построением русской истории – потому что история это смыслы, а не факты, поскольку бессмысленные факты не составляют истории. 

История появляется только тогда, когда она становится осмысленной. Мы не доделали это ни в XVIII, ни в XIX, ни в совершенно жутком XX веке – когда много всего происходило, частично интересного, частично чудовищного, кровавого, но происходило это не с человеком, а с механизмом или животным, которого куда-то гоняли: то в космос, то в метро, то в шахты, в гигантские циклопические заводы, огромные домны. Для чего? – этот вопрос не задается.


И вот в 91-м году партбилеты всех тех, кто оправдывал эти домны, покорение Сибири, освоение целины, горят, как желтые осенние листы. Если нет смысла, то так оно и будет. Поэтому так же легко отказались от либерализма, и так же легко откажемся от сегодняшнего патриотизма. Сегодняшний патриотизм – пустой, потому что он основан на той же самой череде формальных, практически принудительных умозаключений и действий, смысл которых мы все меньше и меньше понимаем.

Сможем ли мы выполнить эту миссию, сможем ли понять, что нам заповедовали те люди, которые создали наш народ, которые запустили его историческое бытие? Ведь бытие народа – это тоже бытие осмысленное, бытие логическое, если угодно, в отличие от бытия животного вида, которое кормится, выживает для какой-то понятной цели. Но если народ ставит для себя цель – выжить, что он уже исчез как народ. Если у него нет никакой сверхцели, сверзадачи, такой народ просто растворится. Народ живет в истории, только выполняя ту или иную миссию; никогда не воспроизводя себя, не выживая, не сохраняясь – все это присуще любому виду. Даже камни сохраняются как-то и расстраиваются, когда они падают, срываясь с горной лавины и раскалываясь. Я уже не говорю о животных, они еще более остро переживают разные неприятности. Но человеческое существо и человеческое общество живет только и исключительно смыслом, миссией, целью, задачей, духом – в этом вообще и состоит человек как таковой, его природа. 

Нам, русским, было завещано нашими основателями сделать нечто эсхатологическое. Совершить определенное действие, жест, исполнить определенное задание с прицелом именно на Конец времен. В этом смысл Москвы – Третьего Рима, translatio imperii, передачи византийской миссии Катехона на Русь в XV-XVI веках. В этом смысл нашего исторического бытия. Находимся ли мы сейчас на уровне этой миссии? Мне кажется, ответ очевидный, если каждый посмотрит на себя. Но тем не менее, чудеса все же бывают. Из нынешней массы потерянных, растерянных, с трудом справляющихся с элементарными человеческими задачами масс, может быть, под воздействием каких-то экстраординарных сил и проснется тот самый народ, которым мы в глубине своей, вопреки самим себе нынешним, и являемся.

Полный текст интервью см. по ссылке: https://www.facebook.com/alexandr.dugin/posts/1097718950238144