вторник, 13 ноября 2012 г.

В. Л.: Казем-Бек и движение младороссов

Первая волна российской эмиграции выбросила за пределы Родины все многообразие политических идеологий, расходившихся с  ленинско-сталинским вариантом большевизма. Оторванные от почвы, русские партии и группировки продолжали странное существование. Сколь  угодно смелая риторика была сравнима только с абсолютным бессилием - и это на фоне грандиозных идеологических откровений и революций  20-30-х годов! Ультра-левые и ультра-правые порой встречались в парижском или пражском кафе - и дышали бессильной злобой друг другу в лицо,  уверенные, что именно из-за их оппонентов Великая Россия ушла в прошлое.
Незначительное меньшинство эмигрантов оказалось в состоянии осознать, что происходит. ("Была у нас Россия, великая держава. - И будет!  Будет!" - как сформулировал эти чувства Булгаков фразой, ставшей хрестоматийной). Будущее России - там, под якобы гнетом якобы  инородцев-большевиков. Не в грязных парадных европейских гостиниц, где бывшие офицеры царской армии открывают двери вчера  презираемым европейцам, влачит свое существование Родина - но там, где в очередной раз логика евразийского пространства подчиняет себе  очередной Великий Проект. Где русский мессианский дух руками латышских стрелков и комиссаров, вчерашних учеников иешив, вершит  апокалиптический и страшный суд над обветшавшей реальностью.
Осознать, что Советская Россия имеет больше прав называться Святой Русью, нежели гнилая романовская империя (в худшем смысле этого  слова) для эмиграции было трудно, почти нереально. Кое-кто сделал для себя открытие слишком поздно - как Родзаевский, трагедия которого  заключалась в слепой вере антисоветской пропаганде. Публично солидаризоваться с советским режимом в эмиграции означало почти что  объявить себя агентом апокалиптически-жестоких спецслужб - и нередко это так и было.
Но нас интересует в первую очередь проницательные личности и тенденции, "стоящие посреди руин". Евразийцы, сменовеховцы,  национал-большевики, Савинков-младший со своим журналом "Завтра" (какова ирония!), младороссы.
О последних написано меньше всего - между тем, программа младороссов была одной из наиболее верных интуиций эмиграции. Евразийство,  смесь монархизма и коммунизма затрудняют приклеивание ярлыков. Д. Стефан в своей весьма качественной монографии "Русские фашисты"  вообще избегает говорить о Партии младороссов - поскольку не решается определить ее как "фашистскую". У. Лакёр в своем претенциозном труде  "Черная сотня. Происхождение русского фашизма" уделяет Партии четыре страницы - и делает на них десяток грубых ошибок. На наш взгляд,  определение "национал-большевики", с известной поправкой, может быть применимо к Партии младороссов.
Но о чём, собственно, идет речь?
Партия младороссов была основана в 1923 году в Мюнхене под названием Союз "Молодая Россия" (с 1925 - Союз младороссов). Основой для  объединения эмигрантской молодежи послужило недовольство "взрослыми" организациями "отцов": "Люди старших поколений, живущие в  прошедшем, не понимают настоящего". Главой Союза стал Александр Львович Казем-Бек. Несмотря на молодость (род. 1902), юноша успел  повоевать на фронтах первой мировой и гражданской, освоить несколько языков и окончить высшую социальную политическую школу в Париже.
Казем-Бек, определяя ориентацию Союза, склонился к поддержке Великого Князя Кирилла. Последний обратил внимание на организацию и  благоволил к ней. В одном из самых ранних упоминаний Союза говорится: "Младороссы - довольно оригинальная политическая группировка. По  своей идеологической сущности, она, отчасти, родственна фашизму, отчасти евразийству и национал-большевизму. Но в то же время младороссы  монархисты, более того, они убежденные легитимисты" (т.е. сторонники легитимности Кирилла как Императора).
Младороссы считали, что революция оказала положительное, обновляющее влияние на Россию. Необходимо лишь слегка скорректировать курс,  сделать его более национальным, более подчиненным интересам России. Этого можно добиться путем создания "второй советской партии",  ведущей активную пропаганду. Одним из лозунгов партии был "Лицом к Родине!" (в отличие от прочих эмигрантов, упоминающих Советскую  Россию только вперемешку со злобной руганью). В новой России создан наиболее эффективный госаппарат - Советы. Если в России утвердится  национальная монархия, рассуждал Казем-Бек, то ни одна держава мира не сравнится с ней по мощи и народной энергии. Через великие  потрясения - к великой России! Младороссам принадлежит лозунг "Царь и Советы!". "Революция есть смерть старого типа Монархии и рождение  Монархии нового типа", ибо "Принцип не умирает - умирает форма". Опорой монархии должен быть пролетариат, ибо "русская нация практически  стала нацией пролетарской". Национальное и классовое слилось, и требует мистического Монарха. Просторы Евразии диктуют свою логику.
Некоторые исследователи полагают, что мировоззрение молодых бунтарей развивалось под влиянием Солоневича и его "Народной монархии". В  действительности, отношения между Казем-Беком и Солоневичем были весьма натянутыми - как и вообще с большинством эмигрантов старшего  поколения. Солоневич скорее продолжал линию утопически-лубочного леонтьевского махрового "монархического социализма"; Казем-Бек  воспевал революцию, качественный прорыв рациональной системы пятилеток и Нового человека, который куется в стройках Советской России.
Капитализм отвергался младороссами как "форма порабощения народных масс незначительным меньшинством". Все это напоминает европейский  фашизм, но лишенный своей наихудшей черты - примитивного расизма, и обогащенный евразийством. На положительный пример Муссолини  младороссы иногда ссылались - но сам Муссолини любил подчеркивать схожесть фашистской и большевистской революций.
Газета "Младоросская искра" (чувствуете терминологию?) писала в 1932 году: "В России младороссов пытаются изобразить зловещими "зубрами",  несущими расправу и реставрацию. За рубежом младороссов пытаются изобразить пособниками и наймитами коммунистов". Помните, у  национал-большевика Савинкова-младшего: "Нас ругают и там, и там, значит, мы правы"?
В том же 1932 году младороссы констатировали, что в ВКП (б) зреют национальные силы. В армии, в комсомоле, на селе и на фабриках - "смена  вех" ощущается в Советской России, это не ясно только обращенным в прошлое эмигрантам. "Мы приветствует красноармейца-националиста и  рабочего труженика, нового интеллигента и спеца".
Исходя из своих идей, младороссы провозгласили, что начинают готовить кадры для агитации и, в перспективе, управления Новой Россией.  "Очаги" и "звенья" (т.е., отделения) партии превратились в учебно-пропагандистские центры. Выходили газеты и журналы, росла организация. От  названий младоросских изданий ("Бодрость", "Новый путь", "Младоросская искра"), от их терминологии ("Доктрина Российской Союзной Империи",  да и само слово "младоросс") веет свежестью мысли и духа.
Младороссы с тревогой переживали за Родину, видя рост агрессивных настроений в Германии (надо сказать, что в отличие от фашизма, к нацизму  Казем-Бек с самого начала относился резко отрицательно). Финскую кампанию советских войск младороссы восторженно поддержали, ибо она  соответствовала национальным интересам. "То хорошо, что хорошо для Родины".
С началом второй мировой войны планы и надежды рухнули. Младороссы ушли в вооруженное Сопротивление нацистам. Организация как таковая  перестала существовать. Казем-Бек был арестован, но ему удалось бежать в США, где он и объявил официально в 1942 году, что партия  распускается "дабы дать полную возможность каждому из ее членов проявить по своему разумению свой патриотический долг в отношении  воюющего Отечества нашего". Ни одна русская эмигрантская партия не дала столько бойцов Сопротивлению, сколько Союз младороссов.
После войны бывшие младороссы поверили в национальное преображение Родины, и многие из них (практически все руководство, включая  Казем-Бека) вернулись. Преображение Родины состоялось, но вряд ли младороссы осознали, в какой степени. Все, что напоминало о прошлом,  было вредно - в том числе и эмигранты-националисты. Правда, самому Казем-Беку повезло - он не попал ни в лагерь, ни даже в ссылку, как  прочие. Вернувшись в СССР по личному разрешению Маленкова, он до конца жизни проработал в Отделе внешних церковных сношений  Московского Патриархата.
Единственным дееспособным отделением Младоросской партии после войны остался греческий, носивший название Русские революционные силы. РРС принимал активное участие в подпольной борьбе греческих монархистов с "черными полковниками", изготовлял листовки и даже  перебрасывал их (или, по крайней мере, пытался) в СССР. Свое отличие от классических монархистов лидер этой группы формулировал так:  "Слава Богу, что есть РРС, а то если бы ждать от старых пердунов защиты Монархии, то определенно далеко не уедешь. Жалкие паразиты, ни к  чему не способные, зря коптящие небо".
История партии младороссов малоизвестна, источники не опубликованы, плохо освоены или вообще недоступны. Однако можно уверенно сделать  вывод, что Казем-Бек сотоварищи достоин занимать место в ряду если не провидцев, то просто зрячих свидетелей Великой эпохи.

"НОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ"