пятница, 16 ноября 2012 г.

Испанский "третий путь" и кризис политического франкизма

Правление каудильо Франсиско Франко, пришедшего, как известно, к власти после победы в кровопролитной Гражданской войне 1936-1939 годов, оценивается исследователями-историками достаточно объективно и здраво критично, с учётом тех или иных спорных моментов. Успехи его авторитарно-этатистского режима, прежде всего послевоенная модернизация страны и постепенное преодоление последствий общественного раскола, несомненны. С другой стороны, оппоненты, как правило, из леволиберального лагеря, считали франкизм или же франкофалангизм разновидностью фашизма и относились к нему соответственно. Однако факты доказывают совсем обратное. Публицист Хосе Хавьер Эспарса в статье «Фашизм в Испании?» (Jose Javier Esparza «Fascismo en Espana?»http://foster.20megsfree.com/x_dior_001.htm) опровергает утверждения, что национал-революционный фалангизм Хосе Антонио Примо де Риверы и франкизм Франсиско Франко были «классическим» фашизмом в духе итальянского фашизма Муссолини и германского нацизма Гитлера. О необходимости второй революции в Испании — фалангистской, национальной, синдикалистской и социалистической — говорил национал-синдикалист и один из учредителей Испанской Фаланги Рамиро Ледесма Рамос и также анархист Хоакин Марин (Joaquin Marin).  Фалангистский национал-синдикализм действительно был подлинно революционным мировоззрением и его «фашизм» (на который он пусть и не до конца, но, всё-таки, ориентировался на раннем этапе) был ничем иным, как разновидностью самобытного немарксистского социализма, поглощённого, к несчастью, магмой франкистской диктатуры. Авторитарный франкизм опирался, прежде всего, на традиционное право и, будучи контрреволюционным, большинство смелых требований национал-синдикализма свёл на нет. Современные неофалангисты, в основном последователи Хосе Антонио Примо де Риверы, Мануэля Эдильи и Нарсисо Пералеса, обвиняют Франко в том, что он, как контрреволюционер и правый реакционер, задушил всякую революционную динамику вообще, что привело к плачевным результатам, ибо сегодня в Испании серьёзных инициативных правых партий и организаций, включая фалангистские, фактически не существует.
Франкизм просуществовал почти четыре десятилетия, модернизировал национальную экономику и создал уникальные политические и правовые структуры. Но он же исчез после смерти каудильо, ибо прямых продолжателей дела Франко так и не нашлось. Почему это произошло?  Победители в Гражданской войне, пришедшие к власти, не задумывались, в общем то, об углублении и развитии идеологии фалангизма, адаптированной к новым условиям и, как это не парадоксально, но в 1975 году Фаланга (имеется в виду «официальная», государственная) была такой же, что и в 1936 году. В «золотые годы» режима Франко с 1957-го по 1975 год политическая элита страны стремилась максимально приспособиться к условиям европейской либеральной демократии и риторика фалангизма здесь была просто неуместна. Хуан Карлос I де Бурбон, ставший законным монархом Испании 22 ноября 1975 года, где-то может считаться «преемником» Франко, ибо именно каудильо проложил ему дорогу к престолу.
Франко так и не сумел предложить достойную идеологию, которая могла бы дать ответ на неизбежные социальные перемены и найти активных продолжателей-государственников в будущем. Стремление к процветанию страны диктовало совсем другие, подавно не революционные, условия и потому правительству, ещё вчера ультраправому, приходилось идти на многие уступки и жертвы, дабы избежать нового социального взрыва. Каудильо сумел соединить авторитаризм с органической демократией и обеспечить участие граждан в жизни государства. Но, как отмечает тот же Хосе Хавьер Эспарса, франкизм не развил в полной мере теорию франкистского государства и не сумел закрепить официальный статус созданной политической системы. Открытое пренебрежение идеологией Фаланги было вызвано практическими соображениями, ибо интеллектуальные «тонкости» не были интересны окружению каудильо. Франкизм после ухода из жизни своего отца-основателя так и не сумел решить для себя, чем он будет заниматься и кого он будет защищать. Монархию? Национальное единство? Рыночную экономику? Традиционную мораль? 
Фалангизм, в конце концов, разделился на несколько групп и группировок, «аутентичных» и «независимых», и сконцентрировался на оппозиционном антифранкизме, христианском персонализме и «третьепутистском» социализме. Но и он, как это не прискорбно, «застрял» на уровне 1950-1960-х годов.
Франсиско Франко как глава государства создал все необходимые условия для развития среднего класса и потому его режим вполне может считаться «буржуазным», но никак не «фашистским». Франкистская Испания добропорядочного европейского буржуа сама же себе сделала прививку от всякой «фашистской» революционности. В отличие от Франции и Италии, где существует проблема иммиграции и наблюдается рост националистического активизма, испанские правые далеки от крайнего, способного к решительным действиям, радикализма, хотя и в Испании есть проблема сепаратистского национализма, угрожающего целостности страны.

Алексей Ильинов