вторник, 2 декабря 2014 г.

Русские эмигранты — участники французского Сопротивления







Французское Сопротивление (Rèsistance — противодействие, отпор, сопротивление врагу) по праву занимает особое место в истории Второй мировой войны. Само слово «Сопротивление», впервые использованное русскими эмигрантами Б. Вильде и А. Левицким в названии нелегально выходившей в Париже антифашистской газеты, почти сразу стало именем интернационального освободительного движения, объединившего многочисленные подпольные антифашистские группы и организации.
Заявившее о себе вскоре после капитуляции военной администрации маршала Петена французское Сопротивление действовало как внутри страны, так и за ее пределами, где была создана организация «Сражающая Франция», которую возглавлял генерал Шарль де Голль из штаб-квартиры в Лондоне. На призыв де Голля «Не все потеряно, рано или поздно мы победим наших врагов!» откликнулись люди самых разных политических воззрений — от «правых» католиков до коммунистов и анархистов.
Первоначально движение видело свою задачу в том, чтобы распространять радиосводки с фронтов и антинацистские листовки, помогать заключенным, а также устраивать саботаж и диверсии на предприятиях и военных объектах. Одновременно, почти сразу после оккупации, заявили о себе первые вооруженные группы, в составе которых было немало русских эмигрантов, прошедших войну в Испании. В 1941 году партизанское движение охватило всю страну.
С нападения Гитлера на Советский Союз начинается второй период истории Сопротивления. Теперь в подпольных группах — все больше выходцев из России, воспринимавших участие в антифашистском движении как возможность помочь охваченной войной Родине. 22 июня 1941 года в русских эмигрантских кругах было объявлено «днем национальной мобилизации». В одиночку или мелкими группами русские антифашисты примыкали к уже существовавшим французским подпольным группам или создавали свои организации. Вступая в ряды Сопротивления, многие из эмигрантов, специально оговаривали, что готовы выполнять любые приказы, но только если они не противоречат интересам Советского Союза.
Война на Восточном фронте заставила Гитлера вывести из Франции около 20 дивизий. Это в значительной мере ослабило триумфалистские настроения среди оккупантов и позволило партизанам перейти к открытому противостоянию. Однако после того как в Париже на станции метро Барбес–Рошешуар полковник Сопротивления Фабьен (Пьер Жорж) застрелил немецкого офицера, оккупационные власти, прежде создававшие видимость доброжелательных отношений с местным населением, переходят к репрессиям. Они устраивают облавы, расстреливают заложников, участников Сопротивления арестовывают и отправляют в концентрационные лагеря.
Третий период истории антифашистской борьбы во Франции начался в ноябре 1942 года, когда под Сталинградом была разгромлена 6-я армия Паулюса, и продолжался до 6 июня 1944 года, то есть до высадки союзнического десанта, в которой участвовали примерно 300 тысяч бойцов «Сражающейся Франции».
В мае 1943 года из разрозненных антифашистских групп был создан Национальный совет Сопротивления, в который вошли почти все патриотические силы Франции. В том же 1943 году создается деголлевская Тайная армия, а год спустя она объединяется с двумя другими антигитлеровскими военными организациями — во «Французские внутренние силы».
Тогда же, в 1942 – 1943 годах, во Францию стали прибывать на работы советские военнопленные. Некоторым из них удалось бежать из лагерей и присоединиться к партизанам. В конце 1943 года по инициативе ЦК французской компартии и некоторых деятелей русской эмиграции был создан Центральный комитет советских пленных, координировавший действия партизан и выпускавший газету «Русский патриот», а позднее был сформирован Первый советский партизанский полк. Всего в рядах французского Сопротивления сражались почти 40 тысяч партизан семнадцати национальностей, среди них — около трех тысяч эмигрантов и советских граждан, бежавших из немецких концлагерей и лагерей для военнопленных.
Позднее к Сопротивлению стали примыкать солдаты армии генерала Власова, части которой размещались на западе Франции. В дальнейшем, после победы союзников, судьба советских военнопленных, в том числе, участников Сопротивления, сложилась трагически — их собирали в фильтрационные лагеря и высылали на родину, где многих из них вскоре по возвращении расстреляли по абсурдным приговорам, а тем, кому удалось уцелеть, предстояли долгие годы сталинских лагерей и ссылок.
О русских героях Сопротивления мы знаем не много. Известно, что среди них было немало людей, сыгравших значительную роль в общественной и культурной жизни «русского Парижа» предвоенной поры — Георгий Маковский, Борис Вильде и Анатолий Левицкий, Ариадна Скрябина-Кнут, Вера Оболенская (легендарная «Вики»), мать Мария Скобцова (Е. Ю. Кузьмина-Караваева), о. Димитрий Клепинин, Илья Фондаминский, прот. Николай Оболенский, Георгий Гагарин, Вадим Андреев, Тамара Волконская, Анна Смирнова-Марли, Владимир Варшавский.
Однако о многих выходцах из России, участвовавших во французском Сопротивлении, не известно ровным счетом ничего. Как того требовала конспирация, в подпольные группы они вступали под псевдонимами или под вымышленными иностранными именами, поэтому проследить их реальные судьбы чаще всего не удавалось. Многие бесследно исчезли в немецких концлагерях и гестаповских застенках. Сотни имен участников французского антифашистского подполья были установлены в послевоенные годы Содружеством русских добровольцев, партизан и участников Сопротивления.
На русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем стоит похожий на небольшую часовню памятник воинам-эмигрантам, участвовавшим в Сопротивлении и сражавшимся в рядах французской армии. Он был установлен Анной Воронко-Гольдберг в память о ее сыне Эдуарде и других русских, отдавших жизнь за Францию. 3 мая 2005 года памятник русским участникам французского антифашистского движения был открыт на парижском кладбище Пер-Лашез. По замыслу создателей — скульптора Владимира Суровцева и архитектора Виктора Пасенко — он представляет собой отлитую в бронзе мужскую фигуру в полный рост.
На медали Сопротивления изображены скованные кисти скрещенных рук: большие пальцы образуют латинскую букву «V» — начальную букву слова «Victoire», т.е. победа. Тот же образ — и на бронзовом пятигранном знаке узников концлагерей. Бело-синяя лента этого знака символизирует благородство, духовную чистоту и веру в грядущее освобождение.

***

В истории русской эмиграции участие в движении Сопротивления во Франции — одна из самых славных и благородных страниц.
Многие наши соотечественники в тяжелейший период нацистской оккупации Франции поднялись на борьбу с фашизмом. Их имена золотом выбиты на скрижалях памяти героев Второй мировой войны.
Вера Аполлоновна Оболенская, рождённая Макарова, от природы щедро одарена не только женской красотой, но и редкой памятью, образованностью и тем, что зовется внутренней культурой. Участвуя во французском Сопротивлении с августа 1940 г., она выполняла сложные задания, вербовала добровольцев для де Голля.
Вера Аполлоновна и близкие ей людей вышли из среды непримиримо относившейся к коммунистическому строю, но патриотически настроенной по отношению к России. Когда войска Гитлера стали одерживать над Красной армией одну победу за другой, это только усугубило их решимость продолжать своё опасное дело, теперь уже не только за Францию, но и за свой русский народ.
Часами, не разгибая спины, она перепечатывала поступавшие с мест донесения, составляла сводки, размножала приказы и воззвания, вела обширную переписку, встречалась со связными и представителями подпольных групп и все держала в памяти, ничего не записывая: адреса, явки, пароли, фамилии, клички связных… В квартире своей хранила секретные документы, копии планов, схемы вражеских оборонительных сооружений. Она помогала советским военнопленным в организации партизанских отрядов на территории Западной Европы. Вот что можно прочитать о Вики Оболенской у Виктора Астафьева: «А княгинюшка-то, между прочим, еще и с юмором была: несла чемодан с секретными бумагами, ее и остановил немецкий патруль: «Что у вас в чемодане?» — «Маленькая бомба, месье». Патруль захохотал и отпустил ее — значит, было отпущено ей еще жить».
Когда ее арестовали, гитлеровцы предложили сохранить ей жизнь в обмен на сотрудничество. Оболенская отказалась, на допросах держала себя с исключительным мужеством, следователь прозвал ее Княгиня «Ничего Не Знаю».
С. В. Носович, тоже эмигрантка, дочь бывшего сенатора, участница Сопротивления, арестованная вместе с Оболенской, но оставшаяся в живых (смертная казнь была заменена ей каторжными работами), рассказывала: «Допрашивали нас пять гестаповцев с двумя переводчиками. Играли они главным образом на нашем эмигрантском прошлом, уговаривали нас отколоться от столь опасного движения, шедшего рука об руку с коммунистами. На это им пришлось выслушать нашу правду.
Вики подробно объяснила им их цели уничтожения России и славянства. «Я — русская, жила всю свою жизнь во Франции, не хочу изменить ни своей родине, ни стране, приютившей меня. Но вам, немцам, этого не понять». На их тупую антисемитскую пропаганду она отвечала: «Я — верующая христианка и поэтому не могу быть антисемиткой»». Ее вывезли в Берлин и поместили в тюрьму Моабит. Только после войны стало известно, что В. А. Оболенская была гильотинирована в Берлине 4 августа 1944 г. Ей было тогда 33 года. B. А. Оболенская посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени, а также французскими орденами Почетного легиона, Военным крестом с пальмами и медалью Сопротивления.
Другой русской мученицей и героиней противостояния нацистам стала Мать Мария (Скобцова, в девичестве Кузьмина-Караваева). Российская аристократка, поэтесса, потом монахиня, она стала одной из центральных фигур благотворительной деятельности русского зарубежья, ежедневно разнося пищу по госпиталям и старческим русским домам. В годы войны Мать Мария помогала переправлять беженцев через границу и выдавала фальшивые документы тем, кому грозил нацистский террор, спасала еврейских детей, укрывала в Париже бежавших из лагерей советских военнопленных. Ее квартира превратилась в общежитие, стала антигитлеровским центром.. Она погибла в фашистском концлагере и сама пошла на смерть, заняв место молодой женщины, отправленной в газовую камеру.
Еще одна русская участница Сопротивления княгиня Зинаида Шаховская начала борьбу в занятой немцами Бельгии, позже ей удалось соединиться в Лондоне со своим мужем Святославом Малевским-Малевичем, который был в рядах армии де Голля. Там она работала журналистом, а после войны в качестве военного корреспондента союзных армий побывала в лагерях смерти, на Нюрнбергском процессе, в лагерях для перемещенных лиц трех оккупационных зон в Германии и Австрии.
Гимн французского Сопротивления «Песнь партизан» как крик солидарности и глубокого сочувствия к русским партизанам создала Анна Бетулинская, артистический псевдоним которой был Анна Марли. Со своими песнями она объехала полмира и была награждена де Голлем за Песни борьбы орденом Заслуги, а затем и орденом Почетного Легиона.
Среди многочисленных русских эмигрантов — героев Сопротивления во Франции: Вадим Андреев и Владимир Сосинский, поднявшие восстание против немецких войск на острове Олерон, партизан Михаил Гафт и бывший воин армии Врангеля Иван Троян.
Тамара Алексеевна Волконская, женщина-врач, жившая на своей ферме в департаменте Дордонь около местечка Рафиньяк, с 1941 г. приняла активное участие в партизанской работе. Работа Т. А. Волконской чрезвычайно разнообразна: уход за ранеными и больными, в качестве врача на ее хуторе, превращенном в cанпункт. В результате агитации Тамары Волконской, «красной княгини», как ее называли, за один день к французским маки перешли 85 власовцев. Наконец, борьба с оружием в руках в рядах партизанского отряда капитана Саши Хетаурова. Вместе с этим отрядом она участвовала в боях за освобождение многих городов юга-запада Франции. 31-го марта 1944 г. Т. А. Волконская была арестована, подверглась избиению, никого не выдала, ни в чем не призналась. По освобождении, с удвоенной энергией продолжала свою партизанскую работу. В своей деятельности она была не одна: ей помогал целый ряд русских людей, осевших в этом уголке Франции.
Братья Оболенские. Александр Александрович Оболенский — доброволец во французской армии, был награжден военным крестом и двумя боевыми свидетельствами. Кн. Николай Александрович Оболенский после освобождения из Бухенвальда вслед за Военным крестом и медалью сопротивления удостоился Ордена Почётного Легиона. Узнав о трагической кончине жены Веры Оболенской, убитой немцами в Берлине, Николай Оболенский решил стать священником, в 1963 - 1979 гг. был настоятелем собора Св. Александра Невского в Париже.
Сарра Кнут, рожденная Ариадна Скрябина, была дочерью известного композитора, вышедшая замуж за еврейского поэта и участника Сопротивления, Давида Кнута, она была одной из основательниц крупной еврейской организации Сопротивления. Идеологические основы этого движения были заложены в первые же месяцы оккупации Франции. С тех пор С. Кнут непрерывно и мужественно боролась с немцами. В партизанском движении в южной зоне она была известна под кличкой «Режин». В июле 1944 г., за месяц до освобождения Тулузы, она пала на своем боевом посту в стычке с устроившими ей засаду милиционерами. Там же, в Тулузе, Сарре Кнут воздвигнут памятник. Посмертно она награждена военным крестом и медалью Сопротивления.
Участие в движении Сопротивления принимало самые различные формы. И. А. Кривошеин — сын царского министра, ставший во Франции хорошо оплачиваемым инженером, — сразу же включился в борьбу против гитлеровцев, действуя по заданиям боевой организации «Вольные стрелки» (франтиреры). Он добывал ценнейшую для движения Сопротивления информацию. В этом ему помогал немецкий антифашист Вильгельм Бланке, который работал в экономическом отделе штаба германского командования в Париже. В результате предательства в организации произошел провал. Бланке казнили, а Кривошеина арестовали. Это произошло в то время, когда союзники уже высадились во Франции. Кривошеин потом вспоминал, как его одиннадцать дней пытали, а затем приговорили к пожизненному заключению и отправили в концлагерь Бухенвальд.
Первый номер подпольной газеты «Резистанс», выпущенный силами маленькой группы парижских участников Сопротивления, в числе которых Борис Вильде, Жан Кассу, Клод Авелин, Марсель Абраам, Жан Польхан, Аньес Гюмбер и др., первый номер подпольной газеты «Резистанс» (название было подсказано надписью, нацарапанной узницей-протестанткой в Башне Констанции в Эгю-Морте: «Сопротивляться»), вышел 15 декабря 1940 года.
Представленный здесь текст — передовица первого номера. По свидетельству Клода Авелина, составлена она Борисом Вильде (Aveline C. Boris Vildé // Europe. 1946. I-er mai. P. 1. См. также воспоминания об этом в кн.: Martin-Chauffier S. A bientôt quand même. Paris, 1976. P. 81: «Это были всего-навсего несчастные листочки, отпечатанные на ротаторе с обеих сторон, но они назывались «Сопротивление». Прекрасное слово, прекрасное безумие, прекрасная страсть… В подзаголовке значилось: «Официальный бюллетень Национального комитета общественного спасения № 1»»). Предложив Симоне Мартен-Шоффье прочитать передовицу, Клод Авелин добавил: «Она прислана нам полностью готовой. И она удачная».

Сопротивляться! Этот крик рвется из ваших сердец, из глубины отчаяния, в которое погрузил вас разгром родины. Это крик всех непокорившихся, всех, стремящихся исполнить свой долг.
Но вы чувствуете себя разобщенными и безоружными, в хаосе идей, мнений и систем вы ищете в чем ваш долг. Сопротивляться — это уже значит сберечь свое сердце и свои мозги. Но прежде всего это действовать, делать что-то, что выражается в позитивных делах, разумных и полезных поступках. Многие пытались, и часто отступались, видя свою беспомощность. Другие же объединились. Но подчас их группы оказываются в свою очередь разобщены и бессильны.
Терпеливо, с трудом мы отыскивали и собирали их. Их уже много (в одном только Париже больше целой армии), людей горячих и решительных, которые поняли, что их усилиям необходима организация и что им нужны методы, дисциплина, руководство.
Какие методы? Объединяйтесь в ячейки с теми кого знаете. Сами выбирайте себе старших. Старшие свяжутся с надежными людьми, которые направят их и дадут нам подробный отчет. Наш Комитет берет на себя руководство, чтобы координировать ваши действия с теми, кто находится в свободной зоне, и теми, кто сражается вместе с нашими союзниками. Ваша непосредственная задача – сорганизоваться, чтобы вы могли вступить в борьбу в тот день, когда получите приказ. Будьте разборчивы, привлекая решительных людей, и ставьте над ними лучших. Ободряйте и побуждайте тех, кто сомневается и кто больше не смеет надеяться. Разыскивайте тех, кто отрекся от Родины и предал ее, и следите за ними. Всякий день собирайтесь и передавайте информацию и важные наблюдения старшим. Держитесь строжайшей дисциплины, соблюдайте предельную осторожность и полную тайну. Остерегайтесь людей неразумных, болтунов, предателей. Никогда не хвастайтесь, никому не доверяйтесь. Постарайтесь взять на себя необходимые расходы. Позже мы обеспечим вас средствами, которые стараемся сейчас собрать.
Принимая на себя руководство, мы дали клятву посвятить все этой службе – решительно и беспощадно.
Еще вчера незнакомые друг с другом, никогда прежде не принимавшие участия в политической борьбе ни в Сенате ни в Правительстве, независимые, простые французы, избранные для дела которому обязуемся , у всех нас только одно стремление, одна страсть, одно желание: возродить Францию чистую и свободную.

Источник: http://btr-blitz2.clan.su/news/russkie_uchastniki_francuzskogo_soprotivlenija/2010-12-14-515