пятница, 11 октября 2013 г.

Александр Дугин: Четыре типа консерватизма

Руководитель Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ профессор Александр Дугин, говоря о важнейших чертах консервативной идеологии, обращает внимание на ее зависимость от исторического, географического и национального контекста. В разное время в разных обществах содержание консервативной идеологии, подчас, конфликтно.

Другой важной характеристикой консерватизма, содержащей большой потенциал строительства консервативной идеологической парадигмы в России, названа его плюралистичность. По мнению ученого, консерватизм, не являясь универсальной идейной системой, как, например, догматические марксизм и либерализм, позитивно оценивает различия. Консерватизм вносит позитивные ценностные значения в то, что является локальным, отличным от другого, в противовес универсальным идеологиям, которые эти различия признают по факту, но предлагают их «снять». А. Дугин утверждает, что для консерватизма эти различия ценны, поскольку составляют идентичность: «Консерватизм учитывает особенности обществ, не калькируя их по единому западному типу. Даже мы ищем собственные модели демократии, а что говорить о более традиционных укладах. Миллиарды людей живут в иных политических парадигмах - мы не можем с ними не считаться и быть загипнотизированными пятачком западноевропейской культуры».
Профессор Дугин выделил четыре типа консервативной идеологии: фундаментальный консерватизм, либеральный консерватизм, социальный консерватизм и революционный консерватизм.
Фундаментальный консерватизм, характерный традиционному обществу, утверждает, что прошлое абсолютно, постулирует неприязнь прогресса и утверждает, что все институты тем более совершенны, чем более древние.
Либеральный консерватизм, приверженность к которому проявляют все реформаторы общества, признает изменчивость общества, однако настаивает на том, чтобы изменения не были резкими и разрушительными. Некоторые актуальные формулы либерального консерватизма: «Сегодня – это разумный компромисс между вчера и завтра», «Свобода лучше, чем несвобода, но не любой ценой», «Стремление к справедливости аморально, поскольку чревато революцией, которая – полное зло».
Социальный консерватизм, вдохновляющий идеологов народных восстаний, утверждает, что в прошлом было хорошее и плохое, но необходимо стремиться к построению утопического общества, которое будет соединением лучшего, что было в прошлом с мечтой о будущем. Социальные консерваторы, к которым А. Дугин отнес, например Слободана Милошевича, считают, что народ, а не аристократия определяет подлинную систему ценностей. Высшей целью их деятельности является справедливость, а революция признается во имя справедливости широких народных масс.
Революционный консерватизм (консервативная революция), ориентированный на аристократию и проявляющийся, например, в традиционном обществе, когда те или иные деятели выступают под эгидой восстановления династии или возврата прежних религиозных культов, утверждает: «Позавчера было идеально. Вчера было безобразно плохо, а сегодня невыносимо и с этим надо заканчивать. Завтра будет либо полное восстановление золотого века либо все рухнет в ничто».
Однако, по утверждению Александра Дугина, несмотря на очевидные различия, «все виды консерватизма имеют общую черту – они так или иначе позитивно относятся правомерности (правомочности) существования традиционного общества». А это чрезвычайно важно для выработки конкурентоспособной идеологии в России, поскольку актуализирует национальную идентичность: «Российское и западное общества живут в разных системах ценностей и движутся, скорее всего, в разных направлениях».