вторник, 27 ноября 2012 г.

Дионисио Ридруэхо. Лицом к солнцу (Часть II)

Вернувшись в Испанию, Дионисио Ридруэхо окончательно порывает с Фалангой и режимом Франко, и ограничивает свое общение небольшим кругом друзей-литераторов, чье эстетическое родство с Ридруэхо компенсирует его добровольный политическую опалу.

В конце 1940-х он сотрудничает с журналом Entregas de poesía (1944-1947), - который основал в Барселоне Хуан Рамон Масоливер, бывший коллега Ридруэхо по «Эскориалу» - а также с Фернандо Гутьерресом и Диего Наварро. В этом примечательном издании, созданном с целью распространения всех поэтических направлений, чей расцвет пришелся на послевоенный период, нашлось место для публикации стихов некоторых из упомянутых выше поэтов-гарсиласистов (таких как Хосе Гарсия Ньето), наряду с такими авторами как Хоакин да Энтрамбасагуас, Викториано Кремер, Леопольдо де Луис, Висенте Алейхандре, Кармен Конде, Сесар Гонсалес Руано и Хуан-Эдуардо Кирлот.
Находясь «во внутренней эмиграции», Ридруэхо сосредотачивает свое внимание на поэзии. Не отказываясь от излюбленных классических форм, он при этом пишет более изысканные и интимные стихотворения.
"Экстремист" в политике и "экстремист" в искусстве
Тогда, в конце 1940-х, благодаря дружеским связям, которые Ридруэхо сохранил со времен своей политической и литературной карьеры, он начал сотрудничество с литературным обозрением Estilo – изданием, выпускаемым Испанским университетским синдикатом (Sindicato Español Universitario (SEU) с целью компенсировать отсутствие отдела литературы в фалангистском журнале Arriba. В начале пятидесятых годов, Хоакин Руис-Хименес, глава Министерства национального образования в правительстве Франко, потребовал содействия от нескольких лиц, не зависимых от Фаланги (таких как Ридруэхо, Лаин Энтральго или Товар), для проведения существенных реформ учебных программ школ и университетов. Дионисио Ридруэхо посчитал, что официальное предложение станет благоприятной возможностью, чтобы выйти из опалы и вернуться к политической деятельности. Однако из-за противодействия наиболее реакционных лидеров Испанской Фаланги (которые уже избавились практически от всего наследия Хосе-Антонио, и стали одной из самых радикальных составляющих в рамках общего консервативного курса режима Франко), Ридруэхо вновь впал в немилость.

Действительно, попытки министра Руис-Хименеса вести политику культурной открытости (которая позволила бы допустить к преподаванию в университетах людей, не скомпрометировавшихся себя сотрудничеством с франкистским режимом), спровоцировали ответную реакцию фалангистов, не желавших поступиться той гегемонией, которую в сфере высшего образования занимал Испанский университетский синдикат (SEU).

Когда в 1956 году студенческие организации, не входящие в SEU, созвали съезд учащихся, фалангисты ответили радикально: дошло до ожесточенных уличных побоищ с учащимися – противниками режима. Это, в конечном итоге привело к череде серьезных инцидентов, один из которых, 9 февраля 1956 года, завершился перестрелкой, в которой погиб студент-фалангист. Франкистское правительство немедленно ввело режим чрезвычайного положения, университеты были закрыты, а Ридруэхо – арестован, наряду с несколькими студентами, которые впоследствии будут играть важную роль в испанской политике (Рамон Тамамес, Энрике Мугика и Хавьер Прадера).
Министр образования Хоакин Руис-Хименес – главный сторонник открытости, и Раймундо Фернандес-Куэста – как функционер, ответственный перед Фалангой, лишились своих постов, а Ридруэхо вновь попал в политическую и культурную изоляцию. Мало-помалу, его идеологическая позиция эволюционировала в сторону более либеральных взглядов и открытого противостояния франкистскому режиму.

В 1962 году, выйдя из заключения, которое Ридруэхо отбывал в Ронде (провинция Малага), поэт и политик принял участие в прошедшем в Мюнхене совещании всех сил, находившихся в оппозиции франкизму. Подполье по обе стороны пиренейских границ вело борьбу за восстановление демократии в Испании. Прогрессивные силы стремились согласовать свои действия для достижения общей цели. Когда режиму стало известно о съезде оппозиционеров в Германии, в Испании была развернута кампания репрессий, которая вынудила Ридруэхо эмигрировать.

В течение двух лет поэт жил в Париже, будучи практически изолирован от своих коллег по литературе, но при этом он имел возможность установить контакты с политическими деятелями, которые по прошествии десяти лет, будут играть решающую роль в переходе от диктатуры к демократии.

Начиная с 1964 года, после возвращения в Испанию, Ридруэхо занялся написанием мемуаров и составлением своего рода поэтического завещания – последних сборников стихов. Это не помешало Ридруэхо вновь оказаться «на передовой» политики. В 1974 году, Ридруэхо основал политическое объединение - Испанский социал-демократический союз, партию с либеральным уклоном, ставшую органичной частью новой политической жизни страны. К сожалению, появление новых политических движений, которые возникли в Испании в 1975 году, совпало со скоропостижной смертью поэта. Дионисио Ридруэхо скончался в июне 1975 года, за пять месяцев до смерти диктатора Франко. Активисты, подготовленные Ридруэхо, немедленно и с энтузиазмом приняли участие в новых демократических выборах.

Творчество

Поэзия

Эволюция лирики Дионисио Ридруэхо от «гражданственности» к «интимности» полнее всего проявилась в его последних поэтических сборниках. Впрочем, еще в первой книге Ридруэхо – «Во множественном числе» (1935) проявилась тяга поэта к самоуглубленности и честности перед собой. В начале своего литературного пути Ридруэхо находился под сильным влиянием Антонио Мачадо*. Уже эту, первую работу отличала безупречность классических форм. Она также продемонстрировала склонность Ридруэхо к традиционному стихосложению. Среди его постоянных тем: любовная лирика, описание «непритязательных» пейзажей Кастилии, размышления о литературе и искусстве, эмоционально окрашенное религиозное чувство и пылкий восторженный патриотизм.
После выхода в свет двух книг - одна из которых повествовала о любовных перипетиях поэта («Первая книга стихов о любви», 1939), а другая – о кровавой войне, потрясшей страну («Поэзия в бою», 1939) - Ридруэхо вновь продемонстрировал свой опыт владения приемами классического стихосложения: «Сонеты, выбитые на камне» (1943) и «Сказание о девушке и реке» (1943).

В середине сороковых годов увидели свет лирические произведения, написанные под впечатлением (и ставшие свидетельством) безумных военных авантюр, в которых оказалась вовлечена «Голубая дивизия» - книга, получившая название «Русские тетради» (1944). В другом сборнике - «В бесприютные времена» (1944), поэт вновь обращается к романтическим и глубоко личным мотивам, которые, безусловно, берут начало в его раннем творчестве, на которое оказала влияние поэзия Антонио Мачадо:

Ya solo en mi corazón
desiertamente he quedado; 
el alma es como una nieve
 extendida sobre el campo,
la tierra desaparece,
el ciego niega el espacio,
 las cosas que me rodean
rechazan la luz del hábito.
 ¿De qué me sirven los ojos?
¿De qué el aroma sin rastro?
¿De qué la voz sin el nombre
 que se despoja del labio?
 El tiempo de mi esperanza
es como el tiempo pasado.
Ya solo en mi corazón
 desiertamente he quedado

В конце 1940-х Дионисио Ридруэхо опубликовал стихотворный сборник, с показательным заглавием «Элегии» (1948), наполненным чувством разочарования, и свидетельствующим об обращении взгляда поэта в глубокую бездну печали. Два года спустя увидела свет первая антология стихов Ридруэхо «За одиннадцать лет. Полное собрание юношеских стихотворений» (1950). Более чем десятилетие спустя, последовало второе полное собрание стихотворений «По сей день» (1961). Впрочем, из последнего по понятным причинам, были  исключены стихи, которое могли ассоциироваться с политическими событиями, в которые был вовлечен поэт.

По возвращении из изгнания во Франции, Ридруэхо продолжал публиковать свои стихи – великолепные образцы зрелой поэзии, вошедшие в сборники «Каталанская тетрадь» (1965), «122 стихотворения» (1967), «Почти проза» (1972), и «В двух словах» (1975 ).

Проза

В своей произаической ипостаси, писатель из Бурго-де-Осма проявил себя как интеллектуал с цельным и последовательным мировоззрением – о чем можно было судить и по его стихам. Бесспорно, один из главных героев одной из самых неспокойных эпох современной испанской истории, Ридруэхо точно, объективно и добросовестно описал бурное время, в которое ему довелось жить. Этот опыт был запечатлен в таких произведениях как «Написано в Испании» (1962), «Каталония» (1968), «Римская тетрадь» (1968), «Между литературой и политикой» (1973). Весьма интересные мемуары Ридруэхо вошли в изданные уже после его смерти книги «Что-то вроде воспоминаний» (1976, получила премию «Зеркало Испании») и «Тени и силуэты» (1977).

В 2005 г. писатель и исследователь Жорди Грасия опубликовал материалы сборник автобиографических работ Ридруэхо, которые включают в себя письма, статьи, эссе и неопубликованные тексты. 

Перевод статьи Х. Р. Фернандеса де Кано, опубликованной на сайте La web de las biografías (http://www.mcnbiografias.com/app-bio/do/show?key=ridruejo-dionisio)

Примечания

Мачадо, Антонио (1875 — 1939) — испанский поэт «поколения 1898 года», драматург, мыслитель-эссеист.
Первая книга лирики Мачадо, вышедшая в 1903 году, стала одной из отправных точек испанской поэзии нового века. Поэт много лет преподавал в провинции, в том числе на родине Дионисио Ридруэхо Сории. В 1927 был избран в Королевскую Академию. С падением диктатуры Примо де Риверы и установлением Республики Мачадо в 1932 вернулся в Мадрид, преподавал в Мадридском университете. В период Гражданской войны активно поддерживает республиканцев. В 1937 Антонио Мачадо был одним из авторов сценария короткометражного фильма Хусто Лаваля «Федерико Гарсиа Лорка». В 1939 Мачадо был вынужден покинуть страну, 28 января он вместе с толпой беженцев пешком перешел испано-французскую границу,

Дебютировав как один из приверженцев поэтики испаноязычного модернизма, Мачадо отличался от большинства соратников тесной связью с народной песенной традицией, остро личностным переживанием стихии времени (он находил много близкого себе в философии Анри Бергсона, которого внимательно читал и лекции которого слушал в Париже), пониманием «изначальной гетерогенности» бытия и авторского «я» поэта, в чем образцом для него всегда оставался Шекспир. 

Во второй половине 1910-х годов у Мачадо начал складываться замысел антологии сочинений нескольких выдуманных им лириков, эссеистов и философов со своими именами и биографиями (параллельно и независимо от Мачадо такую галерею гетеронимов создает в Португалии Фернандо Пессоа). 

Изо всех этих масок наиболее устойчивыми стали две — апокрифического преподавателя Хуана де Майрены и его столь же апокрифического наставника Абеля Мартина. Стихи, написанные от имени Абеля Мартина (цикл «Песни к Гиомар», поэма «Обрывки бреда, сна и забытья», «Смерть Абеля Мартина», «Иные времена»), — вершина зрелой лирики Мачадо. В сборнике поучений, изречений и воспоминаний Хуана де Майрены Мачадо развил своеобразный вариант философии, отчасти близкий к экзистенциализму (экзистенциализму скорее Унамуно, чем Хайдеггера), причем изложил ее в антидогматической форме постоянного собеседования, переспрашивания и сомнения: Альбер Камю собирался написать драму на основе книги «Хуан де Майрена» и поставить ее в театре. Пьесы Антонио Мачадо, написанные в соавторстве с братом Мануэлем Мачадо, не раз ставились на сцене и были экранизированы.

Подготовил Михаил Мошкин