Удачная реализация государственного идеала всегда стояла и стоит на первом месте для любого мировоззренческого и идеологического движения, открыто претендующего на социально-общественное и политическое главенство. Один из подобных исторических примеров — испанский фалангизм и национал-синдикализм, которые зародились в 1930-х годах и дожили до наших дней как оригинальная разновидность «третьего пути», небезуспешно преодолевшая прежние искажения и ложные спекуляции. В своё время в немало любопытной книге Адольфо Муньоса Алонсо (Adolfo Munoz Alonso) «Мыслитель для народа» (Munoz Alonso, A. 1974: Un pensador para un pueblo. Madrid. Ediciones Almena), на которую иногда ссылаются современные фалангисты и национал-синдикалисты, считающие себя последователями и продолжателями народно-социальной революции Хосе Антонио Примо де Риверы и Рамиро Ледесмы Рамоса, был изложен весьма примечательный взгляд на тоталитаризм, тотальность и организацию тотального государства. В идейной позиции Хосе Антонио, как отмечает автор, принцип тотальности, перенесённый на государство, был полностью лишен какого-либо негативного смысла. Фактически здесь речь идёт о своего рода «гармоничном тоталитаризме», но только без отрицательных моментов и родимых пятен тирании. Тотальное национал-синдикалистское государство Фаланги вовлекает в свою сферу абсолютно всех граждан, независимо от их происхождения, религиозных убеждений, цвета кожи или же социального статуса. Оно объединяет все общественные классы и выступает как инструмент подлинно общенародного служения, когда непосредственно сам народ влияет на свою историю и историю Отечества. В пределах этого государства, устремлённого в будущее, личная свобода человека раскрывается наиболее полно и прекрасно реализуется наряду с политическими и экономическими свободами. Его органичная тотальность, действительно оберегающая человеческие права и свободы, вступает в логическое противоречие с языческо-пантеистическим и атеистически-коммунистическим тоталитаризмом, тем самым освобождаясь от догматических «право-левых» оков. Муньос Алонсо особо подчёркивает, что Хосе Антонио противопоставлял своё видение государства пантеистическому, коммунистическому и расистскому тоталитаризму. Но оно же было противоположно и откровенно агностической практике либерального, демократического и капиталистического государства.
Фалангистский этатизм, теоретически обоснованный Хосе Антонио Примо де Риверой, рассматривал принцип тотальности как несомненное и исторически необходимое благо, которое нуждается, в свою очередь, в гуманизации, гармонизации и, самое главное, в христианизации.
Подготовлено Алексеем Ильиновым по материалам Интернета