В 1960-х годах в франкистской Испании, которую, как известно, нещадная послевоенная денацификация обошла, таки, стороной, стали появляться инициативные группы и сообщества, которые так или иначе считали себя прямыми и законными наследниками консервативно-революционного мировоззрения ранней Испанской Фаланги и ХОНС (Falange Espanola de las J.O.N.S.) 1930-х годов и противостояли режиму Франко. Главным эпицентром неофалангистского возрождения стал мощный союз католиков-синдикалистов и фалангистов Frente de Estudiantes Sindicalistas (F.E.S.) (Фронт Студентов Синдикалистов), основанный в 1963 году и сыгравший немаловажную роль в становлении позднего «независимого» (Independiente) и «аутентичного» (Autentica) неофалангизма. Его руководителями стали, в частности, видный фалангист из окружения Хосе Антонио Примо де Риверы Нарсисо Пералес (Narciso Perales) и Сигфредо Ильерс де Луке (Sigfredo Hillers de Luque), впоследствии доктор права, социолог и историк, чьи замечательные идеологические, публицистические и историко-исследовательские работы внесли существенный вклад в регенерацию фалангистской и национал-синдикалистской идеи. Для фалангистов-«шестидесятников» и затем фалангистов-«семидесятников» восстановление Falange Espanola de las J.O.N.S. Autentica, то есть Аутентичной Фаланги, стоящей на базовых принципах Фаланги Хосе Антонио, стало, поистине, делом чести. F.E.S. действовал в крайне непростых, а где-то и совсем неблагоприятных условиях, ибо перед его основателями и активистами-милитантами стоял целый ряд задач. Прежде всего фалангисты-хосеантонианцы (falangistas joseantonianos) или «последователи Фаланги Хосе Антонио» («seguidores de la Falange de Jose Antonio»), как они себя именовали, должны были резко дистанцироваться от официального франкистского Movimiento Nacional («Национального Движения»), в которое каудильо преобразовал ликвидированную им Фалангу. Далее нужно было творчески проанализировать и качественно переработать идейно-политическое наследие Фаланги, чтобы грамотно приспособить его к современным реалиям. F.E.S. целиком опирался на Фалангу Хосе Антонио, но, тем не менее, подходил к её мировоззрению здраво и без догматизма. Личный пример первого Национального Хефе Испанской Фаланги и его яркая жизнь особо вдохновляли фалангистов 1960-х годов. Но конкретно к его идеям и программным пунктам Фаланги отношение было адекватно-разумное и критическое. F.E.S. оставлял полностью неизменными пункты, касающиеся христианско-католической догматики, потом чётко выделял и заново оформлял революционно-фундаментальные и социально-политические пункты, отвергая при этом некоторые устаревшие и откровенно скомпрометировавшие себя положения. Была и ещё одна проблема — ярлык «фашиста», который стремились приклеить намертво к фалангистам-«шестидесятникам», «антифашистам справа», фанатичные леваки и либералы. Но и отъявленные ультраправые, в том числе и франкисты, тоже именовали себя «фашистами». Так, например, организация Frente Sindicalista Revolucionario (Фронт Революционных Синдикалистов или Революционный Фронт Синдикалистов), созданная Нарсисо Пералесом, вынуждена была в итоге обратиться к более нейтральной и менее националистической доктрине синдикалиста Анхеля Пестаньи (Angel Pestana), сотрудничавшего непродолжительное время с Хосе Антонио Примо де Риверой.
Фалангисты-синдикалисты из F.E.S. искали свой уникальный стиль жизни и борьбы, где ответственный индивидуализм и духовно-орденская дисциплина, сходная, скажем, с францисканской, органично соединялись бы. Поиски новейшего фалангистского идеала наиболее полно были представлены в их ключевых текстах, манифестах и программах — «Puntos esenciales» («Основные положения»), «Codigo del Militante» (варианты перевода — «Кодекс Воина», «Кодекс Милитанта», «Воинский Кодекс») и «Etica y Estilo falangistas» («Этика и стиль фалангистов» или «Фалангистские этика и стиль»).
В «Основных положениях» почти дословно повторялись мысли Хосе Антонио о Боге, человеке как «носителе вечных ценностей» («portador de valores eternos»), государстве, миссии Испании и морально-нравственных нормах. Переставшее быть бездушной машиной Государство-Estado, как он говорил некогда, должно быть вершителем судеб Отечества-Patria. Испания как мессианская держава должна защищать исторический путь понимания жизни и испанская национальная революция, служить которой нужно честно, самоотверженно и бескорыстно, призвана привести заблудшего человека, пленённого материализмом, рационализмом и атеизмом, к вечным духовным истинам.
В «Кодексе Воина», обстоятельном тексте-руководстве, излагались главные кшатрийско-иерархические и поведенческие правила, предназначенные для действующих фалангистских групп и отдельных милитантов. Это было превосходное, написанное прекрасным языком, пособие для бойцов Фаланги, призванное сплотить их в крепкое и неразрывное братство наподобие рыцарски-монашеских орденов Средневековья.
В 1974 году был издан центральный для Frente de Estudiantes Sindicalistas катехизис или даже «молитвенник», книга «Этика и стиль фалангистов» Сигфредо Ильерса де Луке в количестве десять тысяч экземпляров. Её чрезвычайно высоко оценили не только фалангисты-оппозиционеры, предоставившие нужную для издания денежную сумму, но даже франкисты, оказавшиеся в идейном тупике. «Этика и стиль» стала своего рода мостиком между Фалангой 1960-1970-х годов и последними.
Книга Ильерса состояла из трёх частей. В первой части шла преимущественно речь о деятельности фалангистов трёх поколений, начиная с 1930-х и вплоть до настоящего времени. Среди них, например, были известные ветераны-фалангисты с «еретическими» суждениями Раймундо Фернандес-Куэста (Raimundo Fernandez-Cuesta) (позднее третий Национальный Хефе Испанской Фаланги после Мануэля Эдильи) и Хосе Луис де Арресе (Jose Luis de Arrese), политик и идеолог национал-синдикализма. Ещё более примечательными были тексты монаха-францисканца и фалангиста Пасифико де Побладура (Pacifico de Pobladura) и священника Висенте Серрано (Vicente Serrano), доктора теологии. Во второй части книги Ильерс подробно рассматривал исторический путь и сложную эволюцию Фаланги. Третья часть, самая ритуально-литургическая, состояла из 407 пунктов, ставших своеобразным «символом веры» для фалангистов. Это был тщательно проработанный свод правил, наставлений и требований, из которых, собственно, и складывался единый стиль, этика, мораль и дух возрождающейся Фаланги. Основоположником подобного строгого подхода был лично сам Хосе Антонио, требовавший от своих соратников аристократической преданности общему делу. Сигфредо Ильерс стал продолжателем этой традиции, но только внятно сопоставив её с запросами современности. Несомненно, что отличие от Фаланги 1930-х годов было налицо, ибо Испания 1960-х была совсем другой страной, но было и немало общего. С другой стороны, в «Этике и стиле» была предпринята небезуспешная попытка разрушить сложившееся за годы правления Франко представление о Фаланге как о коррупционно-бюрократическом «приспособленчестве» и выявить её подлинно революционные и доктринально-непримиримые, к несчастью загрязнённые и отравленные, истоки.
Frente de Estudiantes Sindicalistas и его лидеры осознанно хотели очистить фалангизм и национал-синдикализм от той грязи, с которой они, как это не прискорбно, стали ассоциироваться. Франкистское «Национальное Движение», превратившееся, образно говоря, в «estercolero ideologico», то есть в «идейную навозную яму», не имело никакого позитивного будущего. И это отлично понимали фалангисты-«шестидесятники», хотевшие вернуться к первоосновам и там найти жизненно необходимую динамику и революционность. К этому же они призывали и «франкофалангистов» (francofalangistas). Но полноценный диалог так и не осуществился, что подтвердили бурные события 1970-х годов, когда после смерти Франко фалангисты-оппозиционеры стали действовать легально.
Подготовлено Алексеем Ильиновым по материалам web-архива сайта "RASTRO DE LA HISTORIA" — http://www.rumbos.net/