Еще свежими в памяти украинского народа являются события, связанные с недавним осуждением в Ливии 19 наших сограждан за якобы предоставление военных услуг режиму Каддафи. Не будем сейчас дискутировать, насколько обоснованными были обвинения в адрес этих людей. Но ясно одно - иностранные государства все чаще рассматривают Украину как государство-«экспортера» военных специалистов, способных выполнять любые поставленные задачи и поэтому все больше проявляют интерес к украинцам именно в таком аспекте.
Вместе с тем, многие считают, что проблема наемничества для Украины, в настоящее время не является актуальной. Так ли это?Известно, что все в мире меняется. Однако, есть вещи, которые остаются неизменными. Это касается стремления государств к совершенствованию собственного развития любыми средствами. Одни пытаются получить свою независимость, изменить политический режим и т.д., а другие – получить новые природные ресурсы для собственного обогащения и укреплений позиций на мировой арене.
Одним из способов обогащения некоторых стран, к сожалению, остается ведения вооруженных конфликтов. Безусловно, наряду с получением доступа к новым природным ресурсам, существуют и другие причины разжигания вооруженной вражды. Однако речь пойдет не об этом.
Все в мире меняется. Формы и методы ведения военных действий тоже не исключение. Вооруженные конфликты не могут существовать без задействования живой силы. Поэтому сегодня, одним из проблематичных аспектов остаются вопросы, связанные с использованием во время вооруженных конфликтов наемников. Как показывает опыт, наемничество является одной из основных составляющих современных вооруженных конфликтов. Чтобы убедиться в этом достаточно посмотреть новости: почти в каждом сообщении о ходе вооруженного конфликта, упоминаются наемники как их составляющая. Зарубежные средства массовой информации утверждают, что 19 граждан Украины, задержанные в Ливии, приехали в африканскую страну для участия в вооруженном конфликте на стороне Муамара Каддафи, за что и были приговорены к 10 годам лишения свободы. А это единственный случай участия граждан Украины в вооруженных конфликтах в качестве наемников.
В феврале 2012 года Председатель политбюро Национального движения за освобождение Азавада (организация туарегов, ведет вооруженную борьбу в северной части Мали) Махмуд Ач Али на официальном сайте организации (www.mnlamov.net) разместил заявление, в котором отмечалось об использовании Малийским государством украинских наемников для обслуживания и управления военными самолетами, которые вызывают человеческие жертвы, уничтожают поселения и транспорт мирного населения в районах Интедейни, Агаба, Узень и в пригороде Тесалит. В дальнейшем, указанное заявление было направлено в адрес МИД Украины.
Нельзя забывать и недавнее сообщение представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина об участии украинцев в вооруженном конфликте на территории Южной Осетии. И такие сообщения появляются ежегодно,как только где-то на планете начинается новый вооруженный конфликт.
Пик распространения наемничества пришелся на 60 - 80 годы ХХ века на территории Африканского континента. В это время наемники в основном использовались для подавления масштабных восстаний в колониальных владениях указанных государств. Именно процессы деколонизации привели к существенному увеличению спроса на наемников.
Существование двуполярного мира, возрастающая роль международных организаций, отсутствие возможности открытой военной агрессии в отношении третьих стран стали основными причинами использования наемников для влияния на ход национально-освободительных процессов государств Африканского континента.
Положение о преступности наемничества и об уголовной ответственности за него закреплено во многих международно-правовых актах того времени. Прежде всего, это резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН.
После объявления в ряде резолюций своей обеспокоенности, связанной с угрозой стабильности в Африке, которую представляют наемники, Организация африканского единства приняла в июле 1977 года в Либревиле Конвенцию ОАЕ о ликвидации наемничества в Африке, как региональный нормативно-правовой акт.
В целом, регулярность и последовательность в определении наемничества общественно опасным деянием в резолюциях Совета безопасности и Генеральной Ассамблеи, обеспокоенность мирового сообщества по этому факту, привели к принятию Генеральной Ассамблеей ООН Международной конвенции «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников».
Однако, как уже упоминалось выше все в мире меняется, и наемничество тоже. На сегодняшний день в контексте наемничества наибольшее внимание привлекает деятельность иностранных частных военных компаний (Private Military Company). С каждым днем увеличивается количество граждан Украины, которые находятся в составе этих компаний, где выполняют различные военные функции.
По данным Женевского Центра демократического контроля над вооруженными силами, частные военные компании – это коммерческие предприятия, которые предлагают специализированные услуги, связанные с участием в войнах и вооруженных конфликтах, включая боевые операции, стратегическое планирование, сбор разведывательной информации, оперативную поддержку и логистику, а также обслуживание военной техники.
Большинство частных военных компаний стремятся называть себя охранными компаниями. Однако, поскольку охранные функции реализуются в зонах ведения военных действий, трудно отличить боевую функцию от охранной. Именно по этим причинам частные военные компании связывают с наемничеством.
Конечно, вопрос общественной опасности участия граждан Украины в частных военных компаниях остается достаточно противоречивым. Указанная проблема актуальна не только для Украины, но и для многих других государств. Обсуждение деятельности частных военных компаний происходит на самом высоком уровне, как в середине государств, так и международными организациями.
Жаль, но на сегодняшний день не существует четкой позиции по указанному вопросу. Из существующего потока мыслей можно выделить две группы. Одна часть специалистов указывает необходимость легализации деятельности частных военных компаний путем утверждения такой деятельности в международном и национальном праве, другие – относят такую деятельность в наемничество.
Жаль, но на сегодняшний день не существует четкой позиции по указанному вопросу. Из существующего потока мыслей можно выделить две группы. Одна часть специалистов указывает необходимость легализации деятельности частных военных компаний путем утверждения такой деятельности в международном и национальном праве, другие – относят такую деятельность в наемничество.
Несмотря на разнообразие взглядов, неоспоримым фактом остается участие сотрудников частных военных компаний в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств. Время от времени подобные факты освещаются в средствах массовой информации. Так с деятельностью частных военных компаний «Blackwaters», «Northbridge Services Group», «ArmorGroup» и многих других.
В апреле 2003 года член парламента Великобритании Баронесса Симон раскритиковала деятельность компании «Northbridge Services Group» в Кот-д’Ивуаре. В результате этого заявления, Правительство ее величества выразило беспокойство о вербовке британских, французских, южноафриканских, украинских и других бывших военнослужащих для работы в Кот-д’Ивуаре в качестве наемников.
В начале 2011 года во время охраны нефтепроводов в районе дельты реки Нигер в Нигерии сотрудники компании «G4S-Group4 Securicor», которая, между прочим, имеет собственный офис и в Киеве, участвовали в вооруженных столкновениях с членами террористической группировки «Движение за освобождение дельты реки Нигер». В свою очередь представители Правительства Нигерии заявили, что сотрудники иностранной частной военной компании действовали на основе контрактов с французской нефтедобывающей компанией, однако не имели права вступать в вооруженные столкновения с местным населением. Своими действиями они нарушили положения Конвенции Организации Африканского Единства о ликвидации наемничества в Африке, а затем правоохранительные органы Нигерии рассматривают их как наемников.
На сегодня, деятельность частных военных компаний можно считать «легальным» способом трудоустройства в «горячих точках». Рассмотрим правовую сторону найма на «работу» в «горячие точки». Многих вводит в заблуждение подписание «официальных» договоров с компанией, где предусматриваются условия работы в «горячих точках» и социальные гарантии в случае получения ранений и т.д. Однако указанные договоры не имеют никакой юридической силы на территории Украины, ведь иностранные частные военные компании действуют вне украинского правового поля. Другим весомым аргументом является тот факт, что иностранные частные военные компании регистрируются в странах, которые не присоединились к Международной конвенции «О борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников», в связи с чем в таких странах не имеет уголовной ответственности за наемничество.
Поэтому лица, которые трудоустраиваются в иностранные частные военные компании подвергают себя опасности как за рубежом, участвуя в вооруженных конфликтах, так и на родине, где статьей 447 Уголовного Кодекса Украины предусмотрена уголовная ответственность за участие в вооруженных конфликтах на территории иностранных государств.
В начале 2000-х подобные компании начинают создаваться и в Украине. Из них можно упомянуть «Vega Strategic Services» и «Muse Professional Group». Это и не удивительно, ведь в нашем государстве существует большое количество лиц, имеющих опыт ведения боевых действий или прошли специальную военную подготовку. На сегодняшний день большой интерес к нашим соотечественникам проявляют частные военные компании «Brittam Defence Ltd», «Sky Chase», «Seaguard Security», «Seagull International Security», «American security group», «Global», «FOB BlackHawk», «ERENYS» и многие другие. Перечисленные компании осуществляют свою деятельность в зонах ведения боевых действий, подвергая собственный персонал опасности, а также создавая условия для их участия в вооруженных конфликтах.
Однако, вызывает беспокойство пассивная позиция государственных органов Украины относительно деятельности частных военных компаний. Ведь Украина как член мирового сообщества взяла на себя ряд важных обязательств. Уважение суверенитета другого государства, а также принцип самоопределения народов и наций обязывают государство в пределах своего территориального верховенства к принятию необходимых мер для того, чтобы с ее территории не получалось угрозы суверенитету других государств.
Нерешенность указанного вопроса создает угрозу национальным интересам Украины и может быть использована другими странами для дискредитации нашего государства в глазах мирового сообщества.
Именно поэтому, существует необходимость обращения внимания общества и государственных деятелей к указанной проблемы. Но, как бы ни было, в связи с отсутствием регулирования указанной сферы, каждый украинец решает этот вопрос по своему усмотрению и на собственный риск. И наши граждане будут и дальше подвергаться опасности в дальних странах, желая финансово обеспечить свою семью. О чем не забудут сообщить зарубежные средства массовой информации с целью влияния на нашу страну и введение собственных политических игр.
Источник: Альманах "Искусство Войны" — http://navoine.ru/ukr-merc.html