*Появление войск (сил) НАТО в Харькове и Луганске – вопрос только времени*
Укрепление российского влияния в юго-восточных регионах Украины и события в Крыму стали следствием ошибок Запада, а не успехов российской геополитики. Россия не имела четкой стратегической линии поведения в отношении Украины, ограничивалась экономическими рычагами влияния, пренебрегала работой с населением и не отважилась на решительные действия, объявив о них. Это делает реальной возможность установления безраздельного западного контроля над Украиной.
Кризис на Украине может привести к существенному обострению угрозы национальной безопасности России. Украина и украинцы слишком тесно связаны с Россией и ее гражданами не только экономически, но и этнически, даже на родственном уровне. Поэтому возникает возможность попытки повторения украинского сценария в России.
Но это не единственная неприятная перспектива. По данным различных источников, соглашением об ассоциации Украины и Европейского союза предусматривается целый пакет экономических мер, означающих передачу во владение западных компаний ведущих активов украинской экономики. Эту же цель преследует и предоставление Украине западных кредитов. В частности, предполагается передача полностью в собственность американской компании «Шеврон» украинских магистральных трубопроводов. Не менее 50 процентов своих акций должны передать германским компаниям собственники ведущих предприятий Украины, в частности Днепропетровского и Запорожского металлургических комбинатов. Претендуют западные компании и на Николаевский судостроительный завод, предприятия украинской авиапромышленности и ракетостроения, в частности на знаменитый Южмаш, а также промышленный комплекс Харькова, прежде всего в части производства подвижного состава для российских железных дорог и бронетанковой техники. При этом надо помнить, что значительная часть украинских производственных мощностей принадлежит российским компаниям. Вероятно, именно их собственность и будет в первую очередь конфискована для передачи западным «партнерам». Есть данные о том, что соглашением об ассоциации с ЕС предусматривается развертывание района американской противоракетной обороны (ПРО) под Харьковом.
Таким образом, даже если Крым и станет российским, то остальные регионы Украины останутся подконтрольными киевскому правительству и соответственно Западу, а Россия понесет тяжелые экономические потери. При этом существенно возрастут угрозы национальной безопасности нашей страны.
И хотя совершенно очевидно, что на данном этапе операция по захвату Украины Западом в основном провалилась, борьба не окончена. В этой связи важно проанализировать просчеты российской стратегии в отношении Украины.
Чёткой стратегии нет
Прежде всего следует отметить, что судя по характеру действий России в отношении Украины, какой-либо четко сформулированной стратегии поведения российская элита не имела да, вероятно, не имеет и сейчас. Активные действия Российского государства, как правило, предпринимались в ответ на какие-либо события на Украине. То есть не Россия целенаправленно влияла на ситуацию на Украине, а была ведомой, следуя тенденциям развития обстановки в этой стране, направленность которых определяли иные силы.
Это был ключевой просчет, в решающей степени определивший сложившуюся ныне крайне опасную ситуацию на наших юго-западных границах.
Важным просчетом российской политики в отношении Украины была ставка на взаимодействие исключительно с украинской элитой. При этом работе с украинским населением внимания не уделялось практически никакого. На Украине давно существует большое количество пророссийски ориентированных политических организаций, партий и общественных движений. Однако ни одно из их не получило со стороны России даже самой ничтожной помощи. Работа велась только российскими патриотическими организациями и движениями, которые опираясь на свои чрезвычайно слабые возможности и не имея никакой поддержки со стороны государства, осуществляли в меру своих сил связь с украинскими коллегами. В частности, одной из таких организаций был и остается Союз офицеров.
Очевидно, предполагалось, что благоприятное отношение украинской правящей группировки может гарантировать и приемлемый для России внешнеполитический курс этой страны, а также защиту наших экономических интересов на Украине.
Между тем Запад, прежде всего США, вел себя совершенно иначе. Работе с населением он уделял большое внимание. Только различных некоммерческих организаций (НКО), связанных со странами Запада, на Украине насчитывается около 200, тогда как Россия не имеет ни одной. При этом западные элиты эффективнее влияли на украинскую ситуацию, чем элита российская. Это, собственно, и определило то, что Запад смог организовать массовые выступления против действующей власти и контролировать развитие ситуации, правда, только в начальный период кризиса. А у России оставались лишь экономические и дипломатические рычаги, совершенно неэффективные в ситуации острого политического кризиса. Таким образом, Запад в период подготовки операции по поглощению Украины работал с населением, формируя свою агентуру влияния, практически без какой-либо конкуренции со стороны России, достигнув существенного воздействия на мировоззрение украинцев. Хотя даже относительно незначительные усилия российского руководства в этом направлении могли бы обеспечить несопоставимо больший уровень российского влияния, особенно в юго-восточных регионах.
Большой просчет российской политики в отношении Украины заключался в опоре исключительно на экономические рычаги влияния. Российская элита, вероятно, полагала, что зависимость Украины от России по поставкам газа и ориентация украинской промышленности на российский рынок, а также контроль российских компаний над важнейшими украинскими промышленными предприятиями гарантируют надежное влияние на украинскую политику.
Однако как показали события последних месяцев на Украине, этот расчет оказался неверным. Более того, российские экономические демарши, в частности «газовые войны», в первую очередь негативно сказались на настроении населения, ухудшая его отношение к России. Тогда как украинские олигархи лишь обогащались на этом. Пренебрежение технологиями информационной войны привело к тому, что сегодня угроза потери Украины с ее переходом под полный контроль Запада стала реальностью.
С началом украинского кризиса Россия фактически ограничилась лишь дипломатическими мерами. Реальные попытки организовать и поддержать пророссийски ориентированную часть украинского населения, особенно в юго-восточных регионах Украины, не предпринимались. Экономические меры, которые по традиции использовала Россия, могли дать эффект лишь в отдаленной (по меркам развития кризиса) перспективе, а непосредственно повлиять на события в Киеве не могли. Более того, они способствовали усилению агрессивности антироссийских сил на Украине. В результате на основной части территории Украины (за исключением Крыма) доминирующей организованной силой стали антироссийский «Правый сектор» и другие связанные с ним националистические организации. А многочисленные пророссийски ориентированные политические и общественные организации и партии существенного влияния на развитие ситуации на Украине в целом не оказывали.
Лишь с началом открытого вооруженного противостояния власти и оппозиции, когда стала очевидной угроза прихода к власти радикальных националистов, в юго-восточных регионах Украины стали формироваться силы самообороны. Однако и в этом деле участие России было ничтожным. Все решалось местными общественными организациями и политическими партиями при активной поддержке в ряде случаев местных органов власти. Даже после свержения законного президента страны Януковича и начала массовых выступлений населения юго-восточных регионов против экспансии незаконного киевского правительства российское руководство ограничилось лишь их информационной поддержкой в СМИ. В итоге оперативно сформировать эффективную систему противодействия киевским узурпаторам не получилось. Даже съезд советов всех уровней юго-востока Украины не привел к созданию единой системы обороны этого важнейшего для России региона. Хотя минимальная организационная и кадровая поддержка со стороны России позволила бы это сделать в короткие сроки. Так, несколько сотен хорошо подготовленных и организованных добровольцев из России могли практически беспрепятственно проникнуть через прозрачные границы на Украину и быстро обеспечить формирование достаточно боеспособных сил самообороны в важнейших областях юго-востока Украины для противодействия боевикам «Правого сектора» и удержания контроля над важнейшими административными зданиями и другими ключевыми объектами. Примером этого могут служить события в Крыму.
Именно благодаря отсутствию четкой организации пророссийских сил практически во всех областях юго-востока Украины им не удалось закрепить первоначальный успех. А это в конечном итоге привело к вынужденному прямому вмешательству России в события на Украине.
Замах без удара
Обращение президента России к Федеральному собранию с просьбой предоставить ему право ввода войск на Украину в особых условиях и получение согласия на это на фоне внеплановых учений приграничных округов России могло означать только одно – немедленный ввод войск России в пророссийски ориентированные юго-восточные регионы Украины. Осуществленный внезапно в короткие сроки, он застал бы Запад врасплох. Для ответных действий потребовалось бы время, которого вполне хватало для легитимизации таких действий, например, с помощью соответствующего заявления президента Януковича или обращения вновь собранного съезда советов юго-востока Украины. Быстро могли бы быть сформированы новые органы регионального и местного управления. Возможные выступления сторонников киевского майдана могли бы быть легко нейтрализованы оперативно созданными отрядами местной самообороны из числа граждан Украины. В итоге Запад после дипломатических выпадов вынужден был бы либо пойти на возврат к условиям договора от 21 февраля (точнее, более активно добиваться этого от киевских узурпаторов, что гораздо проще было бы сделать при условии присутствия на Украине российских войск) с сохранением единой и нейтральной Украины с радикальным усилением российского влияния, либо согласиться на ее раздел.
Однако после получения разрешения Федерального собрания ввод войск не состоялся. Более того, учения досрочно свернули. Россия замахнулась, но не ударила. Это, конечно же, самый опасный просчет российского руководства. На военную операцию против России Запад не решился бы. Особенно если бы он всерьез убедился в решимости России применить военную силу для защиты своих жизненно важных интересов. Дипломатических демаршей и угроз стало не меньше. Однако разрешения украинского кризиса в приемлемом для России варианте добиться не удалось.
Сегодня, как никогда, реальна окончательная потеря для России всего юго-востока Украины. И даже возможное присоединение Крыма не устраняет возникающие угрозы.
Незаконная Верховная рада в Киеве начала правовую подготовку к интеграции Украины в НАТО. В ответ Верховный совет Автономной Республики Крым, вполне легитимный законодательный орган власти в Крыму, принял практически единогласно решение о воссоединении с Россией и вхождении в нее в качестве субъекта Федерации.
НАТО наращивает группировку своих ВВС в зоне, прилегающей к Украине, и вблизи границ с Россией. На аэродромы Прибалтики прибыла группа истребителей США. Увеличились группировки авиации НАТО в Германии и Польше. Количество боевых кораблей США в Черном море превышает 10 единиц, в том числе и корабль управления 6-го флота, предназначенный для управления действиями палубной авиации в ходе ее участия в воздушной наступательной операции. К настоящему времени известно как минимум о двух авианосцах – «Джордж Буш» и «Дуайт Эйзенхауэр», которые прибыли в восточную часть Средиземного моря с кораблями охранения (их общее количество может достигать 22–28 единиц). Вполне возможно, что к зоне потенциального конфликта движутся еще два-три американских авианосца из состава Атлантического флота США. По некоторым данным, «Джордж Буш» сместился в район Мраморного моря, приблизившись к украинским и российским берегам. В Черном море проводятся учения ВМС США, Болгарии и Румынии.
Министерство обороны Украины объявило о начале внеплановых учений вблизи Крыма и юго-восточных областей Украины. Таким образом явно просматривается подготовка к силовой акции.
США в попытке установить контроль над Украиной с опорой на мягкую силу на данном этапе потерпели поражение. Однако отказаться от такого «приза» они не могут – слишком велика цена. Ведь Украина – ключ к России и с военно-стратегической, и с социально-экономической точки зрения. Поэтому борьба за Украину продолжается. Западу необходимо время для подготовки нового, более эффективного и решительного наступления. Совершенно очевидно, что дело только мягкой силой не ограничится. Вероятно, будет предпринята попытка повторить на Украине сирийский или ливийский сценарий.
С учетом времени, необходимого для создания группировки войск НАТО, достаточной для вторжения на Украину и сдерживания ответных силовых действий России, начала второй операции против Украины со стороны НАТО можно ожидать после выборов 25 мая, когда будет сформирован властный орган, обладающий хотя бы имитацией легитимности. За это время можно успеть взять под контроль «вооруженную вольницу» из «Правого сектора» (частью подкупить деньгами или должностями, а остальных изолировать или уничтожить), а также сформировать какие-то регулярные силовые структуры, подконтрольные киевской власти и способные решать хотя бы самый ограниченный круг задач.
Далее эти формирования по приказу вновь избранных органов власти в Киеве начнут операцию по «восстановлению территориальной целостности Украины и борьбе с сепаратистами». После первых же неудач (что весьма вероятно) киевское правительство обратится к НАТО за помощью, которая последует, конечно же, в виде масштабного ввода войск НАТО на Украину. Боевой состав группировки вторжения будет таким, чтобы у России заведомо не возникло желания противодействовать своими Вооруженными Силами. Тогда Украина для России окажется потерянной навсегда. А для нашей элиты это станет означать, что она вступила на «тропу Януковича».
Россия, не использовавшая возможность внезапного ввода своих войск на всю территорию юго-востока Украины в течение первых двух суток, пока западные элиты находились в состоянии шока, сегодня уже не может осуществить подобную акцию, а тем более не сможет это сделать в дальнейшем, если ситуация радикально не изменится.
Что делать
Теперь у России есть единственный выход из сложившегося положения. Продолжая наращивать комплекс дипломатических, политических, экономических и информационных мер по защите своих интересов и дружественного населения на Украине, сосредоточиться на создании сил, способных отстоять независимость пророссийских регионов юго-востока Украины.
Достичь этой цели можно содействием в формировании высокоорганизованных и хорошо оснащенных сил самообороны общей численностью не менее 100 тысяч человек. Для этого целесообразно содействовать или по крайней мере не препятствовать движению добровольцев из России на Украину. При этом фонды и коммерческие организации, оказывающие им материальную помощь, следует поощрять со стороны государства. Особенно те, которые помогут наиболее подготовленным добровольцам из числа бывших сотрудников спецслужб, офицеров спецподразделений МВД, ФСБ и ВС РФ. Если две-три тысячи таких добровольцев попадут на Украину, то они вполне смогут совместно с коллегами из числа местных офицеров запаса сформировать в весьма короткие сроки боеспособные силы самообороны требуемой численности.
В случае попытки киевского правительства установить контроль над юго-восточными регионами такие формирования смогут отстоять независимость. А если начнется вторжение НАТО, то этими силами можно будет задержать сухопутные группировки агрессора на два-три дня, чего вполне достаточно для своевременного ввода войск Россией и прикрытия всего или части юго-востока Украины. На прямое военное столкновение с РФ Североатлантический альянс не решится, и линия соприкосновения российских и натовских войск станет границей, разделяющей два новых украинских государства.
Однако события, связанные с попыткой интеграции Украины в НАТО и решением Крыма о воссоединении с Россией, радикально обостряют ситуацию на Украине. Поэтому военный сценарий может начать осуществляться намного раньше.
Константин Сивков,
президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук
Опубликовано в выпуске № 11 (529) за 26 марта 2014 года
Источник: Общероссийская Еженедельная Газета "ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР" — http://vpk-news.ru/articles/19630