Коренные изменения в жизни российского общества, политический, духовный и экологический кризисы мирового масштаба требуют немедленного и всестороннего анализа сущности происходящего и глубочайшего переосмысления событий далекого прошлого и, что особенно важно, опыта последних десятилетий.
Среди огромного количества возникших проблем наиболее актуальной для всей российской интеллигенции и, прежде всего, учительства является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Современная школа получила возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Но опыт, в том числе и культурный, обращенный в прошлое, несет в себе и наработанное этносом в отличных от сегодняшних социально-экономических условиях. Поэтому успешное выполнение этнокультурным образованием задач, стоящих перед ним, во многом будет зависеть от верного ответа на вопрос: что помогает формированию миропонимания и навыков учащихся, соответствующих требованиям современности и будущего. Этнокультурный компонент в образовании - это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Все это дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.
Среди огромного количества возникших проблем наиболее актуальной для всей российской интеллигенции и, прежде всего, учительства является проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.
Современная школа получила возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Но опыт, в том числе и культурный, обращенный в прошлое, несет в себе и наработанное этносом в отличных от сегодняшних социально-экономических условиях. Поэтому успешное выполнение этнокультурным образованием задач, стоящих перед ним, во многом будет зависеть от верного ответа на вопрос: что помогает формированию миропонимания и навыков учащихся, соответствующих требованиям современности и будущего. Этнокультурный компонент в образовании - это не реставрация прошлого, не увлечение его бытом, ремеслами, фольклором, а поиск и внедрение в учебный процесс всего того, что способствует развитию творческих возможностей учащихся, их успешному вхождению в динамично развивающееся, открытое общество. Все это дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности.
Россия - многонациональное государство, поэтому речь должна идти о возрождении национальной школы и прежде всего русской школы.
Не случайно главным стратегическим ориентиром современной концепции образования является переход от "безнациональной" унитарной школы к этнической дифференциации содержания образования и воспитания в системе общего образовательного пространства России. Этот переход даст реальную возможность через приобщение детей различных этносов к национальной культуре восстановить ослабевшие связи человека с культурой своего народа.
В таком понимании идеи возрождения российской школы естественно появление особого типа образовательных учреждений - русской национальной школы.
Она не является новым типом учебного заведения в чистом понимании этого слова. Дореволюционная практика образования в России имеет богатый опыт создания русской национальной школы. Подобный тип учебного заведения давно существует за рубежом в русских диаспорах и представляет собой школу, ориентированную на изучение русской культуры.
В современной России русские национальные школы стали создаваться в середине 90-х годов в гг. Москве, Санкт-Петербурге и других регионах. Они сразу привлекли внимание родителей и педагогической общественности. В ряде регионов были разработаны образовательные документы, узаконившие существование русской школы. Например, правительством Москвы 19 августа 1997 года было утверждено "Положение об образовательной школе с этнокультурным (национальным) компонентом образования в г. Москве".
Анализируя опыт возрождения "русской школы", можно уже сейчас выделить несколько подходов к определению цели и содержания образования в них.
Сторонники культурно-образовательного подхода считают необходимым максимально наполнить программы этнографическим и историческим материалом.
Второе направление русской национальной школы обращено в будущее, оно основано на формировании у молодежи современного отношения к культурному наследию как фактору развития России. В содержании образования и воспитания особенно долдна выделяться идея преемственности современной русской культуры, показывается ее роль в мировой культуре.
Русскую национальную школу создает и православная церковь. Эта школа представляет собой учебное заведение, где образовательный материал наполнен религиозным содержанием: сущность и история православия, религиозная культура, Жития святых, духовная музыка, церковные песнопения, где ставится цель формирования русского человека с христианским мировоззрением.
Если объединить вышеназванные направления, можно выделить основные задачи, которые ставятся их сторонниками перед русской национальной школой:
• формирование русского человека высоконравственным, образованным, духовно богатым, трудолюбивым, физически развитым, способным к самообразованию и творчеству, любящим свое Отечество гражданином;
• возрождение традиций русского народного воспитания;
• глубокое освоение школьниками богатого культурного наследия России и одновременное приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации;
• пробуждение русского национального самосознания, русской духовности, чертами которой являются идеи единения и согласия, понимания исторического долга и преемственности поколений, идея семьи, рода, верности, стремления к истине, идея православия.
По какому бы типу не создавалась русская (или другая) национальная школа, научной базой ее построения должны стать теоретические и прикладные идеи этнопедагогики.
Русская национальная школа переживает этап становления и апробации, поэтому естественно возникновение множества вопросов, трудностей и проблем, ошибки в решении которых могут привести к отрицательному результату.
Содержание образования русской национальной школы должно включать в себя три взаимосвязанных компонента:
• компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю своего народа, национальной культуры;
• компонент, позволяющий личности вступать в равноправный диалог с иными культурами России;
• компонент, создающий условия для включения гражданина России в современные мировые цивилизованные процессы.
Одно из следствий многогранности нашей культуры - ее прекрасная методологическая совместимость с классикой. Если личность ребенка инициирована народными методами на материале русской культуры, то она не противостоит классике, а, напротив, требует классики, как материала, ставшего для нее интереснейшим и уже доступным основанию. Так что воспитание в русской культурной традиции, и, в частности, вхождение в нашу фольклорную традицию - это не альтернатива классике, а, наоборот, выход на такой уровень инициирования личности, с которого становится ближе все талантливое.
Приоритет духовного пронизывает также народный календарь, служащий нам канвой годового цикла жизни. Здесь достаточно упомянуть о народных праздниках и обрядах, с которыми знакомят детей - Рождество, Масленица, Сороки, Благовещение, Пасха, Зеленые Святки. Детям приносит огромную радость не только сам праздник, но и подготовка к нему. И тут попутно, без всякого напряжения, решаются педагогические задачи: дети знакомятся с музыкальным материалом, с историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством.
Источник: Web-архив Портала "Русская Цивилизация" - http://www.rustrana.ru