Либеральное государство ни во что не верит, оно не верит даже в себя. Либеральное государство позволяет, чтобы все ставилось под сомнение, даже факт его существования. Для правящего либерала ясно видно то, что государство должно быть заменено. То есть, если взять любое готовое государство, то не стоит верить ни в его правосудие, ни в его целесообразность. Как в случае с капитаном корабля, который не вполне уверен, что лучше для него - прибытие в гавань или кораблекрушение. Позиция либералов состоит в том, чтобы принимать свою судьбу не всерьез, а как шутку; вместе с этим считается правомерным занимать руководящие посты, не веря в то, что такие посты существуют и они необходимы.
Есть только одно ограничение: Закон. Нельзя выходить за рамки Закона. Что же такое Закон? Опять же нет четкого определения. Закон - это выражение суверенной воли народа, практически большинства избирателей.
Отсюда два пункта:
Первый. Закон - Право - не оправдывает либерализма, принимая только его происхождение, но не его цели и принципы. Хорош тот Закон, который служит таким целям, как народное благо. Плохим считается Закон исключающий такие цели. Демократия - это та форма, в которой лучше проявлять либеральное мышление. Здесь Закон правомерен, когда он получил одобрение абсолютного большинства голосующих.
Второй. Справедливость для либерализма не является категорией правды, а только проявлением воли народа. Для того, чтобы оценить справедливость, достаточно отыскать голоса, которые могли бы ее одобрить.
Все сказанное можно выразить одной фразой: "Народ суверенен." Суверенный, то есть способный сам оправдать свои решения и действия. Решения народа хороши тем, что они принадлежат именно народу. Основатели абсолютизма говорили: "Quod principi placuit, legem habet vigorem." И должен был настать момент, когда и основатели демократии сказали бы: "Необходимо, чтобы в обществе была некоторая власть, которая бы не должна была оправдывать свои действия; такой властью обладает лишь народ." Это слова Фурье, одного из предшественников Руссо.
Свобода. Равенство. Братство
Либеральное государство - государство без веры, без прав, на фасаде храма которого написаны три прекрасных слова: Свобода, Равенство, Братство. Но это всего лишь слова, так как ни одно из не действует в реальной жизни.
Свобода не может существовать без какого-то основного принципа. Когда принципы меняются из- за непостоянства мнений, можно говорить лишь о большинстве, которое с ними согласно. Меньшинству приходится молчать и страдать. Еще в Средневековье тираны могли унижать своих жертв, однако униженные в материальном смысле не переставали от этого быть правыми перед тиранами. Над головами униженных и их тиранов были написаны вечные три слова, которые оправдывали каждого по своему. А при демократии, нет: Закон это не Государство, Законом является воля большинства.
Поэтому считается роковой ошибкой вера в то, что народ завоевал себе свободу в тот самый день, когда объявил национальный суверенитет и всеобщие выборы. Необходимо быть очень осторожным, заменяя деспотизм королей на демократический абсолютизм. Нужно принимать особые меры против деспотизма. "Несправедливая вещь останется ею, даже если она создана народом, так же как если бы она исходила от правящего принца". При суверенитете люди склонны забывать об этом.
В этом заключается Свобода и Равенство в глазах большинства. Либеральное государство создает еще большую несправедливость: экономику. И рабочий, и капиталист, теоретически, находятся на равных позициях. Конечно же это не обязывает рабочего насильно принимать все условия работы, но ему необходимо есть, поэтому он и соглашается на любые условия, так как если он откажется, то останется голодным. Для защиты униженных экономической тиранией и появилось такое антилиберальное движение как социализм.
И последним рушится Братство. Демократическая система функционирует как того желает большинство. Поэтому для достижения целей все средства законны; и чтобы вырвать несколько голосов, можно переступить через закон. Для того, чтобы было большинство и меньшинство необходимо, чтобы было деление. Чтобы создать противоборствующую партию необходима ненависть. А ненависть и деление несовместимы с Братством. Отечество превращается в поле борьбы.
Чаяния нового государства
Все желания нового государства можно объединить в одно слово: Единство. Родина - это исторический итог, в котором задействованы все мы, в большей или меньшей степени. Ради этого единства необходим компромисс между партиями или отдельными личностями.
Создание нового государства должно основываться на следующих двух принципах:
Первый. Что касается его целей, то Государство должно служить инструментом, действие которого направлено на служение данному Единству, в которое нужно верить. И все то, что противостоит столь важному, всеобъемлющему Единству не должно быть рассматриваемо как нечто хорошее, вне зависимости от того многие или нет будут выступать против него.
Второй. Что касается его формы, то Государство не должно опираться ни на что кроме как на национальную солидарность и искренне сотрудничество. Понятие борьбы классов и политических сражений несовместимы с идеей Государства.
Создание такой новой политики, где действуют эти оба принципа и есть та задача, которую поставила История перед нашим поколением.
Отсюда два пункта:
Первый. Закон - Право - не оправдывает либерализма, принимая только его происхождение, но не его цели и принципы. Хорош тот Закон, который служит таким целям, как народное благо. Плохим считается Закон исключающий такие цели. Демократия - это та форма, в которой лучше проявлять либеральное мышление. Здесь Закон правомерен, когда он получил одобрение абсолютного большинства голосующих.
Второй. Справедливость для либерализма не является категорией правды, а только проявлением воли народа. Для того, чтобы оценить справедливость, достаточно отыскать голоса, которые могли бы ее одобрить.
Все сказанное можно выразить одной фразой: "Народ суверенен." Суверенный, то есть способный сам оправдать свои решения и действия. Решения народа хороши тем, что они принадлежат именно народу. Основатели абсолютизма говорили: "Quod principi placuit, legem habet vigorem." И должен был настать момент, когда и основатели демократии сказали бы: "Необходимо, чтобы в обществе была некоторая власть, которая бы не должна была оправдывать свои действия; такой властью обладает лишь народ." Это слова Фурье, одного из предшественников Руссо.
Свобода. Равенство. Братство
Либеральное государство - государство без веры, без прав, на фасаде храма которого написаны три прекрасных слова: Свобода, Равенство, Братство. Но это всего лишь слова, так как ни одно из не действует в реальной жизни.
Свобода не может существовать без какого-то основного принципа. Когда принципы меняются из- за непостоянства мнений, можно говорить лишь о большинстве, которое с ними согласно. Меньшинству приходится молчать и страдать. Еще в Средневековье тираны могли унижать своих жертв, однако униженные в материальном смысле не переставали от этого быть правыми перед тиранами. Над головами униженных и их тиранов были написаны вечные три слова, которые оправдывали каждого по своему. А при демократии, нет: Закон это не Государство, Законом является воля большинства.
Поэтому считается роковой ошибкой вера в то, что народ завоевал себе свободу в тот самый день, когда объявил национальный суверенитет и всеобщие выборы. Необходимо быть очень осторожным, заменяя деспотизм королей на демократический абсолютизм. Нужно принимать особые меры против деспотизма. "Несправедливая вещь останется ею, даже если она создана народом, так же как если бы она исходила от правящего принца". При суверенитете люди склонны забывать об этом.
В этом заключается Свобода и Равенство в глазах большинства. Либеральное государство создает еще большую несправедливость: экономику. И рабочий, и капиталист, теоретически, находятся на равных позициях. Конечно же это не обязывает рабочего насильно принимать все условия работы, но ему необходимо есть, поэтому он и соглашается на любые условия, так как если он откажется, то останется голодным. Для защиты униженных экономической тиранией и появилось такое антилиберальное движение как социализм.
И последним рушится Братство. Демократическая система функционирует как того желает большинство. Поэтому для достижения целей все средства законны; и чтобы вырвать несколько голосов, можно переступить через закон. Для того, чтобы было большинство и меньшинство необходимо, чтобы было деление. Чтобы создать противоборствующую партию необходима ненависть. А ненависть и деление несовместимы с Братством. Отечество превращается в поле борьбы.
Чаяния нового государства
Все желания нового государства можно объединить в одно слово: Единство. Родина - это исторический итог, в котором задействованы все мы, в большей или меньшей степени. Ради этого единства необходим компромисс между партиями или отдельными личностями.
Создание нового государства должно основываться на следующих двух принципах:
Первый. Что касается его целей, то Государство должно служить инструментом, действие которого направлено на служение данному Единству, в которое нужно верить. И все то, что противостоит столь важному, всеобъемлющему Единству не должно быть рассматриваемо как нечто хорошее, вне зависимости от того многие или нет будут выступать против него.
Второй. Что касается его формы, то Государство не должно опираться ни на что кроме как на национальную солидарность и искренне сотрудничество. Понятие борьбы классов и политических сражений несовместимы с идеей Государства.
Создание такой новой политики, где действуют эти оба принципа и есть та задача, которую поставила История перед нашим поколением.
(газета "El Fascio", №1, 16 марта 1933 г.)
Перевод: "НОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ"