В 1928 году увидел свет знаменательный поэтический цикл немецкого поэта-символиста и мистического националиста-романтика Стефана Георге «Das Neue Reich» («Новое Царство»), ставший наиболее значимым в его многогранном духовно-элитарном творчестве. Он посвятил свой труд, включая и изумительное по красоте и внутренней силе стихотворение «Тайная Германия» («Geheimes Deutschland»), Бертольду Шенку графу фон Штауффенбергу, который вместе с братом Клаусом фон Штауффенбергом, антигитлеровским оппозиционером годы спустя, входил в круг его самых преданных почитателей и последователей. В сборник были включены некоторые стихотворения, написанные ранее и опубликованные в «Листках искусства» («Blattern fur die Kunst»), уникальных по оформлению и раритетных арт-поэтических изданиях с крайне ограниченным, рассчитанным на «избранных», тиражом. Если сравнить «Новое Царство» с предшествующими работами Георге, то, как отмечают литературоведы, его композиционная структура, стилистика и форма менее последовательны и лишены прежней строгости. Но и здесь пророческий дар поэта проявляется столь же ослепительно и грандиозно. Особенно важны в стихотворениях цикла образы и символы, в которых обнаруживаются явные отсылки к античной иерархической утопии Платона и эллинскому совершенству Фридриха Гёльдерлина, чья «гомеровская» поэтическая стилистика вдохновляла Георге.
Нацисты восприняли появление «Нового Царства» с неописуемым восторгом, ибо были уверены, что завораживающий образ «нового рейха» и его грозного духовного владыки — это явно о Гитлере и его партии. Но сам Георге, чья личностная позиция всегда расходилась с моралью толпы, жёстко дистанцировался от них и позднее, находясь вне пределов Германии, фактически проклял гитлеровский режим.
Понятие «тайная Германия», философско-символически оформленное Георге, было использовано в 1910 году поэтом, прозаиком и драматургом Карлом Вольфскелем (Karl Wolfskehl). Под ним подразумевалась «параллельная» Родина, сокрытая под поверхностью будничной Германии, свято хранящая извечную мудрость поколений предков и её высшее, дарованное всемогущим Богом, предназначение. И лишь немногим, едва ли не считанным единицам «посвящённых», дано постичь всю её непостижимую глубину, в которой нет тьмы, но только свет. Они направляются в сокровищницу священных символов и знаков, чтобы потом даровать их народу, а не утаить исключительно для себя. Об этом говорит и Стефан Георге, обращаясь к молодому немецкому поколению и побуждая его к подвигу. Он мудро наставляет его, но не как «спаситель», а как учитель, и открывает перед ним новые пути познания. Этот благородно-возвышенный призыв поэта-пророка двигал в июле 1944 года братьями фон Штауффенбергами, выступившими против Гитлера. Они пошли по стопам своего учителя и наставника. Его «Новое Царство» стало их истинным оружием, а не только бомба, взорванная полковником Клаусом фон Штауффенбергом.
Послание «Нового Царства» — это надёжная и верная лоция для аристократов духа, чья подлинная иерархия, опирающаяся на платоновские идеи, до основания разрушает всякие лживые попытки её симуляции. Хамы, напяливающие на себя драгоценные одежды царей, всегда будут оставаться ничтожными хамами. Георге призывает юношей бороться против этого разнузданного хамства и повергнуть его в прах.
Гениальный Новалис когда-то воскликнул: «В Германии видны следы нового мира». В песнях-пророчествах Георге он, этот «новый мир», был воспет. Но только он ли предстал вскоре в облике гитлеровского эрзац-«рейха», шутовской пародии, осквернившей своим трупным ядом Тайную Германию и Святую Европу? Не сразу это стало понятно. Даже ученики Георге поначалу «соблазнились», ибо надеялись, где-то даже и наивно, что высокий дух, быть может, когда-нибудь победит и преобразит грубую материю. Но «фюрер» оказался отнюдь не Владыкой Нового Царства (хотя и пытались его таковым представить), но опасным бесноватым безумцем.
Вот слова Стефана Георге из ключевого стихотворения «Новое Царство», где говорится о его Повелителе:
Необозримые груды развалин, горы из пепла сожжённых и беспрестанно льющаяся кровь, кровь и кровь — таков жуткий итог всемирного умопомешательства века прошедшего. Стефан Георге, поэт, пророк и мудрец, отрицал демоническую сущность войны (он негативно отнёсся к Первой Мировой войне) и надеялся на благородство человеческого духа. Его Das Neue Reich был царством красоты, справедливости, истины и героизма, но никак не исполнительным механизмом без души. Его ещё предстоит построить на мёртвом пепелище, где уже появились первые робкие ростки новой жизни нового мира.
P.S.: В 2000 году культовая немецкая martial-industrial/neo-folk/darkwave группа VON THRONSTAHL, чей лидер Йозеф Клумб позиционирует себя как католика-традиционалиста, национал-революционера и консервативного авангардиста, на альбоме «Imperium Internum» представила композицию «Das Neue Reich», основанную на стихотворении Стефана Георге.
Нацисты восприняли появление «Нового Царства» с неописуемым восторгом, ибо были уверены, что завораживающий образ «нового рейха» и его грозного духовного владыки — это явно о Гитлере и его партии. Но сам Георге, чья личностная позиция всегда расходилась с моралью толпы, жёстко дистанцировался от них и позднее, находясь вне пределов Германии, фактически проклял гитлеровский режим.
Понятие «тайная Германия», философско-символически оформленное Георге, было использовано в 1910 году поэтом, прозаиком и драматургом Карлом Вольфскелем (Karl Wolfskehl). Под ним подразумевалась «параллельная» Родина, сокрытая под поверхностью будничной Германии, свято хранящая извечную мудрость поколений предков и её высшее, дарованное всемогущим Богом, предназначение. И лишь немногим, едва ли не считанным единицам «посвящённых», дано постичь всю её непостижимую глубину, в которой нет тьмы, но только свет. Они направляются в сокровищницу священных символов и знаков, чтобы потом даровать их народу, а не утаить исключительно для себя. Об этом говорит и Стефан Георге, обращаясь к молодому немецкому поколению и побуждая его к подвигу. Он мудро наставляет его, но не как «спаситель», а как учитель, и открывает перед ним новые пути познания. Этот благородно-возвышенный призыв поэта-пророка двигал в июле 1944 года братьями фон Штауффенбергами, выступившими против Гитлера. Они пошли по стопам своего учителя и наставника. Его «Новое Царство» стало их истинным оружием, а не только бомба, взорванная полковником Клаусом фон Штауффенбергом.
Послание «Нового Царства» — это надёжная и верная лоция для аристократов духа, чья подлинная иерархия, опирающаяся на платоновские идеи, до основания разрушает всякие лживые попытки её симуляции. Хамы, напяливающие на себя драгоценные одежды царей, всегда будут оставаться ничтожными хамами. Георге призывает юношей бороться против этого разнузданного хамства и повергнуть его в прах.
Гениальный Новалис когда-то воскликнул: «В Германии видны следы нового мира». В песнях-пророчествах Георге он, этот «новый мир», был воспет. Но только он ли предстал вскоре в облике гитлеровского эрзац-«рейха», шутовской пародии, осквернившей своим трупным ядом Тайную Германию и Святую Европу? Не сразу это стало понятно. Даже ученики Георге поначалу «соблазнились», ибо надеялись, где-то даже и наивно, что высокий дух, быть может, когда-нибудь победит и преобразит грубую материю. Но «фюрер» оказался отнюдь не Владыкой Нового Царства (хотя и пытались его таковым представить), но опасным бесноватым безумцем.
Вот слова Стефана Георге из ключевого стихотворения «Новое Царство», где говорится о его Повелителе:
«Он рвёт оковы, приводит в порядок груды развалин,
Бичом загоняет домой заблудших и растерянных
К вечной справедливости, где великие опять обретают величие,
Хозяин снова хозяин, дисциплина вновь дисциплина.
Он крепит верный символ на народное знамя
И ведёт через бурю и страшные знамения
Ранней зари свой преданный отряд на дело
Дня бодрствования и сеет семена Нового Царства».
P.S.: В 2000 году культовая немецкая martial-industrial/neo-folk/darkwave группа VON THRONSTAHL, чей лидер Йозеф Клумб позиционирует себя как католика-традиционалиста, национал-революционера и консервативного авангардиста, на альбоме «Imperium Internum» представила композицию «Das Neue Reich», основанную на стихотворении Стефана Георге.