«Демократия — это соучастие народа в своей судьбе».
Мюллер ван ден Брук
Артур Мюллер ван ден Брук (1876-1924) — один из самых влиятельных представителей немецкого Младоконсервативного движения. После 1918 года он стал ведущей фигурой немецкой консервативной революции, в 1923 году опубликовал свою книгу «Третья империя», снискавшую ему мировую известность. Он основатель «Июньского клуба», в котором выступали самые известные критики Веймарской республики. Ван ден Брук сотрудничал с влиятельным журналом «Ди Тат» (Die Tat), члены редколлегии которого, как, например, Евгений Диедерихт, Евгений Росесток и, прежде всего, главный редактор Ганс Зеллер, проповедовали возрождение нового романтизма. Он опубликовал историю Германии в восьми томах (1904-1910). Но прежде всего ван ден Брук был другом России, переводчиком и издателем Достоевского.
Интересно сложилась его творческая и личная жизнь. Ван ден Брук увлекался работами шведского писателя и драматурга Августа Стриндберга, картинами Эдварда Мунка. Йоганнес Лангбен и Хьюстон Стюарт Чемберлен были в числе тех, кто оказал влияние на формирование его ранних политических взглядов. Ван ден Брук был протеже Дмитрия Мережковского, который впервые познакомил его с работами Достоевского. В Париже он встретился с Люци Каерик, уроженкой России, которая стала его второй женой.
Идея немецкой идеологии, критика либерализма, концепция «Третьей империи» и стратегия диалектического снятия диктатуры экономической эпохи — центральные темы его многочисленных работ.
Видение будущего Мюллера ван ден Брука можно выразить тремя положениями: новая вера, новая народная община, новая империя. Все они связаны между собой. Так, новая община, считал ван ден Брук, может возникнуть лишь на основе новой веры. А новая империя создается уже на базе этой общности. Первые два компонента необходимы для явления, называемого национальная революция, в результате которой и становится возможным возникновение новой империи. Историческая судьба Германии — стать одной из ведущих континентальных сил в грядущей борьбе против Запада и, прежде всего, против Британской империи — доминирующей морской силой, мировая гегемония которой являлась угрозой молодым континентальным нациям — Германии и Советской России. Нация — первоосновной субъект истории, подчеркивал ван ден Брук, и мировая история не что иное как борьба наций.
Мюллер ван ден Брук был убежденным противником либерализма, считая его политико-идеологической формой капитализма и сущностью капиталистического государства, рассматриваемого им как антитеза народной общности. Либерализм основан на атомистическом взгляде на общество, в отношении которого справедлив принцип, сформулированный Гоббсом: борьба всех против всех. Такая борьба неминуемо ведет к подрыву органической солидарности, присущей народной общине. «Либерализм подорвал культуры, уничтожил религии, лишил людей родины. Либерализм разъедает человечество», — указывает он в своей книге «Третья империя». Он также подчеркивал, что либерализм как политическая система является выражением декаданса в истории.
Свои работы Мюллер ван ден Брук рассматривал как духовную структуру по реконструкции Германии. Он был проповедником героического, мускулистого христианства, выразителем германского мировоззрения (Weltanschauung) — новой веры, которая бы заменила старую религию и стала бы первоосновой нового государства.
Мюллер ван ден Брук и Россия
Немецкий мыслитель был большим другом России. Он видел в русских, как в немцах, — молодую нацию. По его мнению, этим молодым нациям надлежит объединиться для грядущей борьбы с Западом. Молодые нации — сила истории — они сами история, а их борьба с Западом — конфликт с антиисторией, со всем тем, что должно быть уничтожено во имя триумфа жизни.
В историю культуры Германии Мюллер ван ден Брук вошел как переводчик полного собрания сочинений Федора Михайловича Достоевского, почитавшегося им величайшим писателем мира. Он видел в нем отца консервативной революции и часто повторял слова русского писателя: «Мы революционеры, поскольку мы консервативны». В его понимании миссия Достоевского в германском мире заключалась в том, чтобы дать толчок для нового исторического сознания. В первом томе, вышедшем в 1906 году, был опубликован роман «Бесы». В предисловии к нему Мюллер дает историческую и политическую интерпретацию этого произведения, полностью совпадающую с его идеологическими взглядами.
Достоевский — главный первоисточник идеологии Мюллера ван ден Брука. Для него русский писатель — не только воплощение русской судьбы; он прежде всего пророк русской судьбы, заклятый враг западного либерализма. Вместе с Достоевским он спускался в глубины русской души, русской жизни и познавал мистерии славянского мира, столь захватывавшее и восхищавшее его. Мюллер ван ден Брук мечтал сделать для Германской души то, что Достоевский сделал для Русской.
Понимание Мюллером русской геополитической ориентации объясняет его восторженное восприятие национал большевизма и Советского Союза, обусловленное его интерпретацией работ Достоевского. Можно сказать, что он рассматривал русского писателя как великого соратника в судьбоносной битве с Западом.
Мюллер ван ден Брук был знаком с работой Освальда Шпенглера «Закат Европы» и с морфологией исторических культурных типов (исторических цивилизаций). С морфологией исторических типов он соглашался, но приходил к выводам, противоположным тем, которые сделал Шпенглер.
Запад действительно движется к закату, но Запад — не Германия и не Россия. Германия и Россия — исторические враги Запада. Для ван ден Брука Запад, как и для других консервативных революционеров, в том числе и Томаса Манна, прежде всего англосакская Британская империя и идеологически примкнувшая к ней Франция. Необходимо подчеркнуть, что понятие Запад и Антизапад различаются у немецких консервативных революционеров от тех, которые присущи нынешним дискуссиям в России. Запад, подчеркнем еще раз, это Англия, Франция и США — ретроградные силы истории и декаданса, Германия и Россия — Антизапад, и они представляют собой источник исторического обновления мира, — силу, способную преодолеть распад и разложение.
Если в своих работах Шпенглер несколько неоднозначно рассматривал США, тогда только восходящую звезду на империалистическом небосклоне, то Мюллер ван ден Брук, подобно Вернеру Зомбарту, видел в этой стране квинтэссенцию западного мира. Молодые нации — Германия и Россия — носители культуры. Антитезой культуры он считал цивилизацию. «Культура от души; цивилизация от живота. Первая вечная, вторая проходит. Силы Антанты — силы цивилизации и врага культуры». Согласно Мюллеру ван ден Бруку — Америка полностью цивилизация, Россия полностью культура.
Мюллер ван ден Брук отмечал, что жизненный рост молодых наций — Германии и России, по окончании первой мировой войны резко отделил их от загнивающих стран Запада. В жизни молодых народов внешняя политика — первична. Поэтому такие страны как Германия и Россия должны мобилизовать национальную судьбу для выполнения своей исторической миссии. Внутренние конфликты, которые до сих пор приводили к междоусобицам, должны быть подавлены, ибо они происходят под влиянием враждебных внешних сил, и вся национальная энергия должна быть призвана на борьбу с западным врагом. Размышляя об этой борьбе, Мюллер ван ден Брук, может быть, сделал самый важный вклад в развитии идеологии консервативной революции. Это выразилось в его концепции «социалистической международной политики», такой политике, которая прекращает эксплуатацию в собственном государстве и сурово наказывает эксплуататоров во враждебных странах.
«Нынешний социализм должен преобразиться из классового в народный. И народ-пролетарий ведет качественно новую классовую борьбу против народов-эксплуататоров Запада». Таким образом, борьба Германии с Западом — классовая борьба. Иными словами, новая классовая борьба между народами-пролетариями молодых стран ведется против народов-эксплуататоров Запада, подчеркивает он в своей книге «Социализм и международные отношения». Как и у Эрнста Юнгера, социализм для Мюллера ван ден Брука — сила, имеющая исторический смысл только тогда, когда она направлена на сокрушение врага истории — Запада. Мюллер ван ден Брук был убежден, что историческая эпоха западной гегемонии в мире заканчивается. В его понимании, первая мировая война была восстанием против Запада, и в этом отношении русская революция была частью общего восстания. Говоря о борьбе с Западом, он использовал красочный, наполненный кинетической мощью язык, близкий к языку Эрнста Юнгера. В одной из его статьей, написанной незадолго до смерти, — «Таинственная Германия», он подчеркивал, что ярость и неистовство зародятся в результате Версальского договора. «Наше унижение таит в себе возможности, о которых наши враги никогда даже не думали. Оно несет с собою мистерию жизни людей, которым нечего терять, — мистерию народа, состоящего из таких людей. Подобно вулкану, дошедшая до точки кипения народная ярость сметет все, что встанет на ее пути». Эти слова ван ден Брука имеют актуальность и сегодня, хотя и в другом историческом контексте, в эпоху американского «нового мирового порядка», установившего, как считает Збигнев Бжезинский, версальскую систему в отношении России.
Восточный блок
В своих идеологических установках и в своих политических взглядах Мюллер ван ден Брук был политиком-реалистом, искавшим пути к освобождению от цепей Версальского унижения. И в этом он вновь находил опору и вдохновение у Достоевского. Русский писатель доказал, что культура России и ее судьба не принадлежат Западу. Будучи учеником русского писателя, он пришел к аналогичному выводу и в отношении Германии. Привлечь Россию как соратника Германии в общей борьбе против декадентского капиталистического Запада было горячим и искренним стремлением Мюллера ван ден Брука.
Россия и Германия имеют общность национальных интересов, они — братья по судьбе, и они должны заключить союз в борьбе против Запада.
Его про русские и антизападные взгляды на международную политику, сочетающиеся с симпатиями к национал-большевизму, разделялись очень многими из тех, кто принадлежал к так называемой восточной ориентации («остернерс»).
(Многие работы ван ден Брука о необходимости германо-русской дружбы после его смерти были изданы в книге «Размышления о России», Берлин; 1933 г. Половина статьей в ней о Достоевском). Можно вспомнить, что еще в июне 1919 года ведущий представитель «Остернерс» министр иностранных дел Броксдорф-Рантцау в своем письме об отставке канцлеру Эберту писал: «Ясное, четкое и недвусмысленное проведение политики демократического самоопределения и социальной справедливости станет в будущем reason d’etre (государственным интересом). Этот государственный интерес в сочетании с декларацией бескомпромиссной войны против капитализма и империализма, орудием которых является Версальский договор, обеспечит нам великое будущее». Спустя несколько месяцев после этого заявления генерал фон Сект начал завязывать контакты с Красной Армией.
Мюллер ван ден Брук активно развивал мысль о том, что главным врагом Германии является Запад, а ее единственный друг — Россия. Он даже писал о грядущем восточном Крестовом походе против Запада, который соединит воедино судьбы двух молодых и угнетенных народов. Критикуя политиков Веймарской республики, он отмечал, что они отвергли альянс с Россией и предпочли «капиталистический Запад революции Востока». Восточный блок — основная геополитическая доктрина Мюллера ван ден Брука. Он считал, что такой блок станет новой исторической силой, которая сметет с лица земли империалистический и декадентный Запад.
В своих ранних высказываниях о целях и задачах национал-большевизма в июне 1921 года Мюллер ван ден Брук обосновывал необходимость образования оси между коммунистической и консервативной революциями в их общей борьбе против «либерализма, захватившего политические партии в свои руки, загрязняющего и коррумпирующего их. В этом самом либерализме коммунистическая и консервативная революция видят выражение индивидуалистического жизневидения, которое в реальности представляет собой эгоистическое мировоззрение, разлагающее внутреннюю солидарность народа». Он считал, что коммунисты должны научиться мыслить в национальных категориях. Мюллер ван ден Брук приветствовал заключение Раппальского соглашения, являвшегося, по его мнению, «финальным и решительным «нет» Западу». Если в мае 1922 года напуганный Ллойд-Джордж видел в союзе Германии и России смертельную угрозу британскому владычеству, то Мюллер радостно восклицал: «В Раппало наша мечта сбылась!». Он считал: «союз с русскими рабочими и крестьянами необходим нам, чтобы сбросить иго капиталистической Антанты, закабалившей народы наших стран».
Третья империя
Самая важная работа мыслителя — «Третья империя» — была опубликована в 1923 году — за год до его трагической смерти. Следует напомнить, что он предполагал назвать этот свой труд «Третий путь».
Мечта о третьей империи имеет глубокие корни в немецкой истории. Еще в средние века Иоахим Флорский писал о третьей империи как о грядущей идиллии — царстве Абсолютного Духа. Первая империя — Священная Римская Империя, вторая — воссоздалась под руководством Бисмарка, третья — немецкое будущее. Шпенглер называл ее «немецким идеалом, вечным завтра», а ван ден Брук «новой этической реальностью».
«Третья империя» — кульминация политического поиска Мюллера, его попыток создать новую немецкую идеологию, воплощающую немецкий идеализм. Как и в предыдущих работах, он использует методологическое-эпистемологическое понятие «идеальный тип». В основном эта конструкция, имеющая неокантианский оттенок и встречающаяся у Макса Вебера, Георга Зиммеля, Фредерика Тенниса, Вернера Зомбарта и других. «Идеальный тип» — носитель коллективных качеств. Так, можно сказать, что «Труженик» Юнгера такой же «идеальный тип».
Два основных «идеальных типа» у Мюллера ван ден Брука — «либерал» и «социалист». Либерал — величайший растлитель и разъединитель. По своей природе, он трус и оппортунист, эгоистический предатель и фальсификатор, и именно он оказался у власти в поверженной Германии. В отношении национальных интересов государства лозунгом либерализма могли бы быть слова одного из его самых ярких представителей, Курта Тухольского: «Нет таких государственных тайн, которые я бы с радостью не передал бы врагам Германии». Противостоит ему социалист: герой, созидатель и труженик, жизненный императив которого — долг и честь, и он стремится к органическому единству своего народа. Уже первые строки «Третьей империи» приковывают к себе внимание, ибо они содержат призыв к революции. «Война может быть проиграна... Самый ужасный мир не является окончательным, но революция обязательно должна быть выиграна».
Германия подверглась разлагающему влиянию западных врагов, и революция может быть успешной только при условии, если вся страна отвергнет тлетворный дух Запада и возвратится ко всему тому, что является сугубо немецким. Прелюдия к национальной революции — революция в национальной культуре, ибо подлинная революция — всегда новое мировоззрение.
Германия — новая нация в окружении старых наций Запада и она должна выполнить свою историческую миссию. Новая Германия должна вдохновиться идеей германского прошлого и миссией будущего величия. Германия должна возродить в современной эпохе традиции средневекового мессианства и следовать велению духа, ибо национальная революция — это прежде всего революция духа.
Ее цель разрушить капиталистический социальный и экономический порядок. А главное, вернутся к соборности и, тем самым, возродить нацию, ибо аутентичный социализм — это соборность народа. Разъединенное, разобщенное и атомизированное либерально общество будет заменено органически сплоченной народной соборностью.
В своей книге ван ден Брук резко критикует евреев. Евреи, полагал он, прирожденные либералы. «Евреи всегда были чужими в Европе, но тем не менее они активно вмешивались в дела европейских народов... У евреев нет отчизны. Безродные космополиты по своей сущности, они стремятся убедить окружающих их людей, что и у них тоже нет родины, что даже само это понятие является реакционным и устаревшим». Поэтому евреи идентичны с либералами и представляют собой коррозийный элемент, разлагающий «железный панцирь национальной обороны».
Национальная сплоченность и единство — лучшая защита от коррозии. Пролетарий силен только тогда, когда он рассматривает себя как частицу всего народа. Пролетарий, воссоединяясь с народом, осознает, что «немецкий пролетариат — не что иное как двадцать миллионов немцев, названных французским президентом Клемансо лишними в мире и от которых нужно избавиться». Эмансипация народа-пролетариата возможна только посредством социалистической международной политики. Социализм эквивалентен эмансипации. Новая Германия будет основана на социалистическом фундаменте — на немецком социализме, соединяющем идеи Фихте, Листа и Штерна, подчеркивает Мюллер ван ден Брук. Иными словами, в духовном плане — национальная миссия, а экономическом — национальная автаркия. У каждого народа свой собственный социализм. Германский социализм прежде всего, то, что Фердинанд Теннис определял словом Gemeinschaft (соответствует русскому понятию соборность). Антитеза же Gemeinschaft — Gesellschaft — буржуазное общество, функционирующее наподобие акционерного общества.
Критика либерализма
Ван ден Брук говорит о либерализме как о главном враге соборности (Gemeinschaft). В либерализме он видел главного носителя зла в Веймарской республике. Зло, которое утверждалось в качестве эпитомии (= олицетворения) либеральной фальши. Невольно вспоминаются слова Карла Шмитта: «как только государство и народ ранены и изнемогают, немедленно появляется на сцене еврей-либерал с ножом и вилкой в руках и точит зубы».
Либерализм — стиль и состояние мысли, он враг культуры. «Либерализм — квинтэссенция общества, которое уже не является соборным... Каждый кто не обладает чувством соборности, т.е. не ощущает свою принадлежность к народу, является либералом. И либерализм разрушает подлинную свободу нации», — пишет ван ден Брук. Ситуация в Германии — наиболее яркий пример либерального обмана и фальши. «Каждому ясно, что государство и народ попали в сети лжи». Либеральный обман действует извне и изнутри, имеет как внутренних, так и внешних носителей. Внешние носители — заправилы Антанты, которые проводят в жизнь диктат Версаля. Внутренние — те, кто наживается на грабеже, убеждая германцев смириться, сложить оружие, опустить руки и надеяться на милость победителей — их либерал-приятелей во вражьем стане. Потому-то ван ден Брук и восхищался большевизмом, что большевики никогда не уставали разоблачать мошенничество и подлость либерализма. Либеральной лжи космополитов-плутократов должна противостоять национальная правда. В конечном счете эта правда и приведет к вечному и реальному миру. «Идея вечного мира является идеей третьей империи, но этот мир может быть обеспечен только силой оружия, и третья империя в своей сущности должна стать воплощением культуры молодого народа, находящегося в противостоянии с загнивающей либеральной цивилизацией Запада». Логика тотальности — тотальной мобилизации народа — секрет исторического прорыва в будущее.
Взгляды Мюллера ван ден Брука на парламентарную демократию Веймарской республики весьма сходны с взглядами Карла Шмитта, Ганса Фрейера и Освальда Шпенглера, которые полагали, что буржуазный парламент ничего общего не имеет с народной демократией — он не что иное как буржуазный институт в котором частный бизнес проводится специфическими для этого института средствами. Иными словами нет принципиальной разницы между торговой лавкой и парламентом.
В русле этих идеологических установок и оформилась так называемые «идеи 1914 года» ван ден Брука, которые разделялись не только другими представителями консервативной революции, такими как Ганс Фрейер, Вернер Зомбарт, Карл Шмитт, Йоган Пленге, Освальд Шпенглер, но и Томасом Манном (в книге «Записки неполитического человека») и шведским геополитиком Рудольфом Челленом (в книге «Государство как форма жизни»). Параллельные характеристики старого общества и нового, основанного на идеях 1914 года, взятые попарно, можно представить следующим образом:
Либерализм — народная демократия; цивилизация — культура; капитализм — социализм; Gesellschaft — соборность; примат экономики — примат политики; свободная торговля — экономическая автаркия.
Мюллер ван ден Брук полностью разделял взгляды Вернера Зомбарта, который в своей книге «Евреи и капитализм» (1911 г.), отталкиваясь от работы молодого Маркса «О еврейском вопросе», писал, что примат экономики над всеми остальными сферами социальной жизни, и в особенности политики, следствие объективизации еврейского духа в мире. Доминация денег в капитализме — сущность еврейства. Ведь, что же такое капиталистическая прибавочная стоимость, как не отражение отношения евреев к неевреям. Можно сказать, что в экономическом плане капиталистические отношения, т.е. отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми, соответствуют отношениям евреев и неевреев. Космополитизм, абстрактность, универсальность, беспочвенность, короче говоря — экономическая эпоха, манифестации еврейской сущности. Идеи 1914 года — национализм, конкретность, народная почвенность, социализм — знаменуют конец экономической эпохи, они призваны искоренить еврейский либерализм из духовной истории человечества.
После смерти ван ден Брука в 1924 году его последователи — истинные революционеры, враждебно относившиеся как к капитализму, так и к Гитлеру, бережно сохранили наследие выдающегося немецкого мыслителя. Эрнст Никиш, смелый и бескомпромиссный национал-большевик, приступил в 1926 году к изданию журнала «Сопротивление», посвященного социалистической и национал-революционной политике. Для Никиша, как и для Мюллера ван ден Брука, Версаль отождествлялся с капитализмом, а Пруссия с социализмом. По его утверждению, «Советская Россия более прусская, нежели Веймарская Германия».
«Мюллер ван ден Брук — источник нашего вдохновения», говорил Никиш. Покойный мыслитель был также почитаем «Черным фронтом», созданным национал-большевиком Отто Штрассером в 1930 году после своего разрыва с Гитлером. Штрассер был близким другом Мюллера ван ден Брука в период существования «Июньского клуба». Его «Черный фронт» был во многих отношениях организацией, построенной на идеях Мюллера. «Знамя всех фронтовиков — черное знамя Мюллера ван ден Брука, нашего великого учителя, чья книга «Третья империя» — главная книга для всех нас».
В своих «Четырнадцати тезисах немецкой революции» от 1929 года, которые явились основой манифеста «Черного фронта», Штрассер, находившийся под влиянием Мюллера ван ден Брука, твердо провозгласил необходимость социалистической экономики. Вот три главных пункта его программы, отразившей политико-экономические воззрения ван ден Брука: «националист против порабощения Германии. Социалист против тирании денег; народник против разрушения германской души». Подобно Мюллеру ван ден Бруку, он выступал за внешнюю политику, ориентированную на Восток, по направлению к тому, что автор «Третьей империи» называл «территорией молодой русской нации».
Несомненно идеи Мюллера ван ден Брука приобрели новую актуальность в исторический период диктата Нового Мирового Порядка — в период дипломатии Томагавков и военных преступлений НАТО.
Это касается прежде всего его геополитической концепции дружеских отношений двух ведущих континентальных государств — Германии и России. Это концепция в многом соприкасается с концепцией «Континентального блока» генерала Хаусхофера, который как и Мюллер ван ден Брук рассматривал в геополитическом единстве ведущих евразийских сил залог успеха в борьбе с империалистическими морскими силами — Великобританией и Соединенными Штатами. Дружеские отношения России с странами Европейского содружества — которое можно рассматривать в свете геополитической концепции Mitteleuropa, соответствовало бы идеи «континентального блока» ван ден Брука. Один из ведущих геополитиков России, полковник Евгений Морозов, очень интересно начертал концепцию «континентального блок» в своей статье «Большой Евразийский Проект» опубликованной во втором номере журнала «Русский геополитический сборник». Идея «континентального блока» это прежде всего геополитическая концепция борьбы с Новым Мировым Порядком который не что иное как мировая гегемония ведущей морской силы — Соединенных Штатов.
Не меньшую актуальность имеет его критика либерализма и его концепция социалистической международной политики и социалистической классовой борьбы как борьбы народов-пролетариев с империалистическими государствами Запада, целью которой является снятие эксплуатации народов-пролетариев империалистическим Западом. Социализм — это союз нации и народа: слияние идеи социальной справедливости и идеей нации. В этом контексте борьба с НАТО — квинтэссенция социалистического мировоззрения.