В 1997 году Густаво Моралес (Gustavo Morales), историк Фаланги, публицист, политик и президент «Фонда Хосе Антонио» (Fundacion Jose Antonio), выступил с докладом на публичном мероприятии, организованном инициативой «Ateneo Jovellanos». Некоторое время он был руководителем FE de las J.O.N.S., которую небезуспешно стремился сделать подлинно консервативно-революционной организацией, стоящей на платформе первоначального, ещё не узурпированного франкистами, фалангизма Хосе Антонио Примо де Риверы, Мануэля Эдильи, Нарсисо Пералеса и национал-синдикалистской революционности Рамиро Ледесмы Рамоса. Также Моралес почерпнул немало ценного во взглядах европейских национал-большевиков и привнёс в обновлённую идеологию и стратегию неофалангизма 1990 - 2000-х годов идеи Эрнста Никиша, Карла Отто Петеля, Эрнста Юнгера и Отто Штрассера.
В докладе, озвученном им, он, в частности, заявил, что испанские политики так лихорадочно цепляются за псевдо-соблазны Европейского Союза из-за отсутствия собственной национальной идентичности. Следовательно в данной ситуации, которая явно неблагополучная, нужно искать какие-то другие, более вразумительные и более жизнеспособные, альтернативы, а именно заново пересмотреть идейно-политическое и мировоззренческое наследие Испанской Фаланги и Хунт Национал-Синдикалистского Наступления. Моралес высказался за качественно новый подход к философии Хосе Антонио с целью выхода за пределы ограниченного политического дискурса, чтобы переосмыслить национальную идентичность и её недостаток в обществе. Именно из-за этой смутной неопределённости политики хватаются за либерально-демократическую и мультикультурную Европу, словно утопающий за соломинку. И поэтому мысли Хосе Антонио Примо де Риверы, острые, смелые и своевременные, могут помочь современной Испании справиться с её трудностями, ибо есть и замечательный повод их вспомнить — приближающийся столетний юбилей интеллектуально-философского движения 1898 года, в котором нужно искать и корни фалангистского народно-социального проекта. Хосе Антонио, по словам Моралеса, предложил наиболее востребованную аксиому идентичности и вернул смыслу национальной истории его значимость. Интерес к его личности и к его работам возрастает буквально с каждым годом и новые книги, посвящённые Фаланге и её лидеру, распродаются быстро. Идеи Хосе Антонио присутствуют в идеологии политических групп в Боливии, в Новой Зеландии и в Ливане. А это прямое свидетельство того, что фалангизм далеко не мёртвая и всё ещё актуальная идейная позиция.
Густаво Моралес особо обратил внимание аудитории на тот факт, что Хосе Антонио открыто выступал против надвигающейся гражданской войны, диктаторской политики Франко и вёл продуктивные дискуссии с левыми лидерами — синдикалистом Анхелем Пестаньей и социалистом Индалесио Прието. Хефе Фаланги некогда говорил, что если бы социализм включал в себя национальный компонент, а республика включала бы социальный элемент, то тогда не нужно было бы выходить на улицы для отстаивания своих взглядов и проливать кровь сограждан. То есть настоящая, так и не ставшая реальностью, фалангистская Испания должна была стать народной социальной республикой с самобытным испанским национальным социализмом. Франкизм, подчинивший себе Фалангу, стал во многом причиной того, что после 1978 года откровенно фашистские и ультрареакционные деятели, подобные Бласу Пиньяру и его партии «Новая Сила», стали беспардонно и нагло «прикарманивать» фалангистскую идею, искажая её истинный смысл.
Доклад Густаво Моралеса отнюдь не утратил своей значимости даже спустя годы, ибо это трезвый анализ испанской и европейской действительности, нуждающейся, без сомнения, в продуманной консервативно-революционной «перезагрузке» с учётом всех прежних недоработок и ошибок. Испания 2000-х годов, неоднократно сотрясаемая разрушительными экономическими кризисами, снова ищет свой особый путь — традиционный, народный, синдикалистский, социалистический.
Подготовлено Алексеем Ильиновым по материалам сайта http://falange.es