Быть может, самым характерным моментом петровской реформы была попытка 
перевести на подчиненное и второстепенное место ту силу, которая веками 
являлась средоточным началом русской жизни, — Православную Церковь; 
превращение ее в один из органов государственного аппарата окончательно 
мумифицировало русскую жизнь. 
Православие и Церковь, религиозное 
устремление, по-прежнему  остались в центре «народной 
жизни», — но с народа были срезаны органически выраставшие на нем верхи 
и дальнейшему росту новых вершинок были поставлены всяческие преграды. Не следует чрезмерно преувеличивать культурного богатства допетровской 
Руси; в особенности не следует забывать об отмеченной уже слабости 
творческих устремлений в массах. И тем не менее, не подлежит никакому 
сомнению, что кругозор московского книгочея XV — XVI века по размерам 
и углубленности нисколько не уступал кругозору его западных 
современников. Конечно, не во всех областях; но в тех, в которых 
собственно складываются культурные ценности порядка непреходящего, 
в сфере религиозно-философской,  древнерусская письменность 
являет нам сокровища бесценные. 
Святоотеческая литература, письменность 
аскетическая, воплотившая в себе все лучшие традиции освоенного 
православною мыслью духа эллинской философии, были тою средой, в которой
 формировался и оттачивался древнерусский культурный идеал. Он слагался 
на Исааке Сирине и Максиме Исповеднике, на Василии Великом и Афанасии 
Александрийском, — это значит, на учении Христа, выраженном на языке 
того культурного мира, средоточие и вершина которого — Платон. Можно 
сказать, Платона, который в эпоху итальянского возрождения вдруг оживил 
и оплодотворил мысль «Запада», на Руси хорошо знали много времени до 
того, как его имя — после тысячелетнего забвения — услыхали — и снова 
с «Востока» — в Европе. 
Но существеннее всего другое: та культура, 
которою на верхах жили избранные умы, та же самая культура питала и всю 
народную толщу. Ибо из святых отцов черпались «уставные чтения», которые
 «народ» слушал за богослужениями, в святоотеческом духе составлялись 
сборники для благочестивого чтения, — и главное, теми же святыми отцами —
 и в том же духе — создан был весь цикл богослужебных песнопений. И это 
не оставалось мертвым богатством: влияние церковной письменности на 
живое, «устное» народное творчество — есть объективный факт. — И вот 
когда было нарушено органическое сращение «верхов» и «низов», когда 
церковному духу было предоставлено место только на низах, — тогда 
в основной своей струе религиозное влечение народа приняло искаженное 
течение: народная религиозность находила себе исход то в расколе, то 
в мечтательной морали штундизма, то в изуверных порывах мистических 
сект. Нужно заметить, что все эти явления есть достояние только Новой 
России и выше конца XVII века не восходят. 
И при всем том всегда 
чувствовалось искусственное давление сверху — в старину это ощущение 
породило легенды о подмененном царе-немчине,  который есть не кто иной, как сам антихрист; потом оно отразилось в летучих грезах о каком-то 
 чудесном перевороте всей жизни (неизменно — с устранением 
«интеллигенции»); в наши дни оно вылилось в формы грубой ненависти 
к «культуре» бар и «господ» и угрюмого недоверия к ним даже тогда, когда
 нельзя указать никаких эмпирических причин для отчуждения. Не подлежит 
сомнению, что в мировоззрение масс «социалистическая» идея вовсе не 
вошла (если только за социализм не принимать врожденного недоверия 
и недружелюбного отношения к формальному государственному идеалу), — она
 оказалась лишь отдушиной для исхода скопившегося глухого недовольства. 
Слова Достоевского: «Русский народ весь в православии» сохраняют 
в полноте свое значение и ныне, — этому нисколько не противоречат те 
проявления дикости и хулиганства, примеров которых так много теперь. Их 
знал немало и сам Достоевский. Эти явления суть порождения именно того 
ложного культурного положения народа в общей системе русской жизни, того
 искусственного «паралича» русской церкви, которые были произведены 
петровской реформой. Если мы теперь повторим призыв того же 
Достоевского: «Стать на путь смиренного единения с народом», — это вовсе
 не будет означать ни зова назад, в ветхую Москву, ни вступления на путь
 народнического опрощения. Единение с народом есть задание для культурно-творческой  воли исходить в своем строительстве из основных начал народного
 духа, опираться на те ценности, которыми он живет, — или по крайней 
мере, к которым тяготеет. Православие есть нечто большее, чем только 
«вероисповедание», — оно есть целостный жизненный идеал, сложная 
совокупность оценок и целей; и хотя в жизнь народом оно претворялось 
и претворяется весьма несовершенно, в той или иной мере печать его 
лежит на всех народных созданиях. И чтобы стать «русским», действительно необходимо «быть православным».