| Н.Н. Алексеев,  русский правовед, один из идеологов евразийства  | 
Политический порядок в Московском государстве 
основан был на разверстке между всеми классами только обязанностей, не 
соединенных с правами, правда, обязанности соединены были с 
неодинаковыми выгодами, но эти выгоды не были сословными правами, а 
только экономическими пособиями для несения обязанностей. Отношение 
обязанностей к этим выгодам в Московском государстве было обратно тому, 
какое существовало в других государствах между обязанностями и правами: 
там первые вытекали из последних, как их следствия; здесь, напротив, 
выгоды были политическими последствиями государственных обязанностей 
(В.О. Ключевский. История сословий в России. М., 1886, с.110). <…> 
Земля была государева, но государь обязан был служить государству,
 владели землей служилые люди, и это владение было не только правом, но и
 службой. Что касается до низших классов, до крестьян, то для свободных 
из них владение было также правом и службой вместе; со времени же 
прикрепления крестьян элемент права утратился, и крестьянин стал только 
обязанным работником. Наконец, в частном, торговом и деловом обороте в 
старой Москве существовали многочисленные договорные отношения 
обязанностей и прав. Однако никогда договорное начало у нас не было 
доведено до такой абсолютизации, которым оно отмечено на Западе. 
Достаточно сказать, что даже нашим революционным течениям совершенно 
чужды были договорные попытки построения государства в той форме, в 
какой они преобладать на Западе с XVII века. Учения естественного права 
совершенно чужды нашей истории, а с ними чужды и представления о 
государстве как о торговой компании, основанной множеством независимых и
 несвязанных собственников.
 Высший класс стал жить у нас по правовому типу западной жизни, 
крестьянство же до освобождения, а в некоторых отношениях после него, 
жило еще в условиях остатков XVIII века и даже старой Москвы, то есть в 
условиях предшествующей эпохи, измененных к тому же к невыгоде крестьян.
 Мы не развили в себе западной техники исполнения отрицательных и 
условных обязанностей, мы не были крепки ни в уважении к собственности, 
ни в исполнении договоров; но в то же время мы не развивали нашего права
 в сторону проникновения в него начала правообязанности и даже утеряли в
 этом отношении многое, что было заложено в московскую эпоху. <…> 
Революция 1917 года, по замыслу ее авторов, должна двинуть нас еще далее
 по пути принятия западных начал. Мы должны были превратиться в общество
 собственников, которое организует государство на основах свободного 
договора. Однако народ наш не принял этой программы. <…> Учение 
Маркса заставило истолковывать власть как право рабочего класса, между 
тем, организация государства трудящихся, государства рабочих и крестьян,
 в котором есть свой особый правящий слой,
 ставит правителей вовсе не в положение односторонне уполномоченных, а 
подчиненных – в не в положение односторонне обязанных. В государстве 
трудящихся правообязаны все – и властвующие, и подчиненные. И начало 
правообязанности проникает здесь не только в отношения политические, но и
 в отношения частные – право собственности, право договоров. Таким 
образом, диктатура прав угнетенных силою вещей превращается в организм 
трудовой демотии, построенной на внутреннем сочетании прав и 
обязанностей всех и каждого. Во избежание недоразумений хотим 
подчеркнуть, что организм трудовой демотии отнюдь не дан, а задан в 
современном русском процессе. 
(Алексеев Н.Н. Обязанность и право // Сб. «Основы евразийства». М., 2002)