Действительная жизнь нации, как всякого
коллективного целого, имеющего преемственное существование, движется по
законам «органическим», которые выражают действие сочетания множества
«воль», складывающихся в известные средние, устойчивые соединения.
Сложившись в данном поколении, эти средние сочетания воль дают известные
нормы существования для всех и
каждого, предопределяют для всех «необходимые», непроизвольные действия,
создают логику положения вещей. <…>
В человеческом духе
неудержимо стремление к всечеловечности и всемирности. Но в то же время
мы видим, что нации, создающие государства, закладывают в них различные
основные идеи власти, из которых каждая имеет характер универсальности, а
потому они не могут органически слиться. Напротив, по мере успешности
развития, они все более противопоставляются одна другой.<…>
При
этом различные национально-государственные типы чем выше развиваются,
тем менее способны переходить один в другой. Мы постоянно наблюдаем в
истории, что нации и государства, раз прочно ступив на тот или иной путь
развития, уже как бы неспособны изменить его. Их прошлое определяет
будущее. <…>
Новый тип иногда появляется, но только ценой смерти
прежнего государства. И таких различных,
устойчивых, не способных к слиянию типов государства мы видим постоянно
несколько, одновременно существующих в мире.
(Тихомиров Л.А.
Монархическая государственность. М., 1998. С. 587, 616).