Митрофорный протоиерей Михаил Шувар. |
Львовский Преображенский собор. |
Дата оригинальной публикации: 26.09.2012
"…на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её…" (Мф. 16,18).
Представьте себе, уважаемый читатель, что вы – отец четырех детей и вам посчастливилось выстроить дом, причем с большим трудом. Но этот дом у вас отбирают. Вы строите второй дом, и этот отнимают у вас, строите третий…
Нет, это не сюжет кошмарного сна. Это эпизод из жизни православного священника на Западной Украине образца 90-х годов ХХ века. А имя этого замечательного человека – протоиерей Михаил Шувар. Три года назад, накануне двунадесятого праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 26 сентября, он отошел ко Господу.
О таких людях, как протоиерей Михаил Шувар, мы все должны помнить. И не потому, что это нужно кому-то. Это нужно нам самим.
Отец Михаил, коренной галичанин, воспитан искренне верующими родителями, простыми рабочими. Закончил Ленинградскую Духовную Академию в 1988 году. Это было время разгара перестройки, закончившейся развалом страны…
Вернувшись на малую родину, в Галичину, он сразу оказался в самой гуще событий: возвращал прихожанам православные храмы, отнятые безбожной властью, а затем защищал их от власти уже националистической.
Даже сегодня те события, более чем двадцатилетней давности, вызывают оторопь. Во Львове униаты захватывают Преображенский собор. Его настоятель – священник Андрей Горак объявляет голодовку в знак протеста. Но даже такая, крайняя, мера оказалась тщетной, поскольку местные власти были на стороне униатов.
К сожалению, и сам отец Андрей, не выдержав политического давления, ушел в филаретовский раскол, где «дорос» до митрополита. Потом решил покаяться и вернуться в лоно канонической Церкви. Но не успел... Андрей Горак умер при странных обстоятельствах вскоре после того, как принял жизненно важное для себя решение и установил связь с иерархами Московского патриархата.
После львовской «победы», униаты осмелели, и в ход, помимо местного административного ресурса, пошли газ «Черемуха», цепи, железные прутья…
Ивано-Франковский кафедральный собор прямо во время Божественной Литургии, в которой принимал участие и протоиерей Михаил Шувар, окружила толпа националистов. Часть из них прошла внутрь. Захватчики орали, мешая совершению богослужения, из их уст в храме звучала нецензурная брань. Потом в ход пошли не только угрозы физического устранения. Противостояние продолжалось неделю. В знак протеста архиепископ Ивано-Франковский и Коломыйский Макарий объявил голодовку и потребовал прекращения этого националистического террора. Власти, испугавшись, сначала пошли на попятную, но потом официально передали собор униатам.
Православное духовенство было не просто изгнано из собора, оно было оттуда выбито. Сохранились свидетельства о том, что отца Михаила били, таскали за волосы, пытались посадить на железный кол соборной ограды. Так протоиерей Михаил Шувар стал инвалидом. Тела, но не духа. Вместе с отцом Михаилом пострадал от униатских побоев священник Адам Залецкий, позже он стал иеромонахом Амфилохием, клириком Ивано-Франковской епархии. Он пробыл в больнице несколько месяцев - врачи по осколкам собирали кости его перебитых рук.
Почувствовав полную безнаказанность, униаты с помощью нанятого отребья (иначе людей, которые избивают и мучают священников и мирян, назвать трудно) начали захватывать православные храмы на Западе Украины. Так были разорены три православных епархии: Львовская, Ивано-Франковская и Тернопольская. Действия униатов сопровождались такой средневековой жестокостью, что от нее содрогнулся весь христианский мир. Папа римский призвал своих подчиненных опомниться. Не из христианской любви, а из-за нежелательной для благообразного Ватикана перспективы обострения отношений с Москвой. Заслуживает внимания тот факт, что сами униаты полностью отвергают факты применения насилия в отношении православных в начале 90-х годов. Мол, нет заявлений в правоохранительные органы и решений судов...
В начале 90-х в Ивано-Франковске не осталось ни одного православного храма. Тогда отец Михаил организовал и возглавил молитвенное стояние прямо в здании горисполкома. Затем началась голодовка, или, если говорить на православном языке, сугубый пост участников стояния. Вы думаете это продолжалось день – два? Неделю? Несколько месяцев! С конца осени до середины зимы! К православным ивано-франковцам присоединились братья и сестры из Хмельницкой и Полтавской епархий. По воспоминаниям отца Михаила, они пели и молились, доходило и до голодных обмороков.
И власти, скрепя сердце, все же выделили православным здание детского садика в центре города. Это уже была победа Духа, победа Веры над Злом. В 1994 году отец Михаил был награжден крестом с украшениями, а в 1996 году блаженнейшим митрополитом Владимиром награжден митрой…
Церковь у нас по-прежнему отделена от государства. А это значит, что строить или восстанавливать храмы их настоятели должны на собственные средства. А у отца Михаила уже было четверо детей – три дочки и сын. Его супруга, или по православному матушка, трудилась тут же, при храме. Здесь же и жили. Превратив с Божией помощью типовое здание детского сада в православный храм в честь Преображения Господня (символично, не правда ли?), отец Михаил продолжал заниматься духовным просвещением окружавших его людей. Помимо основного духовного служения, отец Михаил был еще и председателем Русской общины Ивано-Франковска. Он много ездил и по Украине, и по России. В православных храмах и общинах отца Михаила всегда принимали с любовью и внимательно слушали его рассказы о жизни православных на Западе Украины.
В это время отец Михаил начал строительство еще одного храма – в селе Конюшки.
Но беда, как говорится, не ходит одна. В 1998 году власти города Ивано-Франковска вознамерились отобрать у православной общины отца Михаила здание храма в детском садике и отдать его раскольникам-филаретовцам под «семинарию». На помощь к отцу Михаилу пришла практически все православная Украина, да и Россия не осталась в стороне.
Местные власти поступили в духе времени: пообещав оставить храм православным, они все же отдали его раскольникам-филаретовцам. Правда, не сразу, а через год.
Отец Михаил переехал в Конюшки. Но и здесь вскоре униаты завладели практически построенным храмом. Однако протоиерей Михаил Шувар не сдался. Он стал служить под открытым небом, на горке неподалеку. Вскоре начал строить новый храм, третий по счету. При этом униаты непрерывно преследовали священника, угрожали ему и прихожанам, мешали совершать богослужения. Новый храм был назван в честь Архистратига Божия Михаила. Он стал единственным храмом канонической Церкви в Рогатинском районе Ивано-Франковской области.
Отец Михаил с 15 января 2007 года по благословению архиепископа Корсунского Иннокентия являлся настоятелем прихода Московского патриархата во имя Рождества Пресвятой Богородицы в итальянском городе Пескара.
По переезде на служение в Италию отец Михаил все силы полагал на созидание общины и обретение здания приходского храма. Но не забывал он и о своей пастве на многострадальной родине.
Протоиерей Михаил Шувар мечтал о том, как на месте Свято-Михайловского храма в Конюшках будет образован монастырь, и сам он будет похоронен в этой обители…
Но не выдержало сердце. Отцу Михаилу был 51 год. Он отошел ко Господу в одной из итальянских клиник. Тело перевезли для похорон в Ивано-Франковскую область.
Невольно возникает вопрос, - почему же стала возможной такая катастрофическая для канонической Церкви ситуация на Западе Украины? Ведь в начале 90-х давление и угрозы испытывали практически все епархии Украинской Православной Церкви Московского патриархата. Ответ дает сам протоиерей Михаил Шувар: «…утрата местными жителями православного менталитета, произошедшая за время пребывания Галиции в составе Польши и Австро-Венгрии, а также в советский период. При коммунистах были православные храмы, законные священники, благодатные Таинства, но не хватало проповеди, и многие люди не знали, что значит быть по-настоящему православным. И вот на этом-то фоне, когда в 1988 г. все предстояло возрождать почти с нуля, враги Православия пустили в народ ложь: ваши священники, мол, все кагэбисты, ходят с пистолетами, засланы сюда из-за Урала, служат только Москве, мешают счастью Украины. Тех активных людей, которые раскручивали эту кампанию, было всего 2 - 3 процента, но им удалось обмануть многих». И ложь эта культивируется до сих пор…
Исповедник – это особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых Церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти. Священноисповедник – это исповедник, принадлежащий к священному чину, т.е. священник.
К этому особому лику в полной мере может быть причислен и отец Михаил Шувар, который, пожертвовав своим здоровьем, самой своей жизнью, заступился за каноническое Православие на Украине!
В день его памяти вспомним об этом человеке и помолимся о его светлой душе…
Источник: http://odnarodyna.com.ua/node/10321