Иоганн Готфрид Гердер |
... Die Ukraine wird ein neues Griechenland werden ...
J. G. Herder "Reisejournal" (1)
J. G. Herder "Reisejournal" (1)
Рубеж XVIII - XIX веков ознаменовался во всем мире оживлением исторической науки, ростом интереса к национальному прошлому и прошлому всего человечества. Выдающиеся деятели европейского Просвещения обратили пристальное внимание на изучение истории и культуры своих стран. В их сочинениях история предстает то философским трактатом, то захватывающей, полной драматических событий хроникой. Вслед за просветителями к истории обращаются и писатели-романтики, продолжившие изучение национальной истории, собирание народной поэзии. Образ философа-историка и писателя-историка становится в этот период доминирующим.
Немалую роль в развитии интереса к национальной истории и народной поэзии сыграли сочинения немецкого философа-просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 - 1803). Одним из первых и в наиболее полной форме Гердер выразил просветительскую идею о том, что история - это не просто перечень фактов, событий, правлений королей и войн, а непрерывное и поступательное развитие всей природы, начиная от образования Земли и зарождения первых форм жизни, до достижений современной человеческой культуры. Также первым Гердер обращает свой взгляд к славянским народам, предрекая им великое будущее. Русские писатели, философы и историки воспринимали и творчески интерпретировали философские и исторические идеи Гердера. В частности, мысли Гердера о близком возрождении Украины, о превращении ее в центр мировой культуры оказали огромное влияние на взгляды и творчество выдающегося русского писателя Н. В. Гоголя.
ХIХ век в России, по определению В. Г. Белинского, был "исторический век". "Историческое созерцание могущественно и неотразимо повлекло собою все сферы современного созерцания. История сделалась теперь как бы общим основанием и единственным условием всякого живого знания: без нее стало невозможно постижение ни искусства, ни философии" (2). От начала и до конца своей творческой жизни Гоголь был убежден, что "одно твердое историческое познание теперь действительно", что "нужно теперь знание истории более полное и более глубокое, чем когда-либо прежде. Корни и семена всех нынешних явлений - там" (3).
Прочную теоретическую опору своему поэтическому пристрастию к героическому прошлому и национальному духу вольнолюбивого воинственного и земледельческого южнорусского народа, к красоте и щедрости вырастившей его природы Гоголь находит в "Дневнике моего путешествия" Гердера (1769). Историко-философские размышления Гоголя имеют полную аналогию с размышлениями Гердера о великом будущем отсталых в то время стран и народов, в том числе и России. Гердер предрекает появление "новой культуры", которая распространится по всей Европе. Просветительская идея Гердера о возрождении украинской нации, поэзии и культуры не могла не затронуть Гоголя, который гордился своей родиной и ее наследием. Особенно вдохновила Гоголя мысль об особой роли Украины в жизни Европы, превращении ее в высокоразвитую цивилизацию, подобную древнегреческой. В "Дневнике моего путешествия" Гердер пишет об Украине: "Какое зрелище представят все эти места, если взглянуть на них с Севера и Запада, когда на них снидет наконец дух культуры! Украина станет новой Грецией. Прекрасное небо, простирающееся над этим народом, его веселый нрав, музыкальность, плодородные нивы и т.д. когда-нибудь воспрянут ото сна..." (4). Гердер проводит параллель между становлением великой древнегреческой цивилизации (когда из многочисленных диких племен сложилась единая нация) и процессами, происходящими среди славян. Границы новой культуры, по Гердеру, будут простираться "до Черного моря и оттуда по всему миру". Новая нация разбудит "погруженную в сон Европу и заставит ее служить тому же духовному началу".
Во "Взгляде на составление Малороссии", который должен был стать введением к "Истории Малороссии", Гоголь описывает происхождение украинского казачества как народа, образовавшегося из осколков разных племен. Выходцы из разных земель, вольные и невольные, такие, которым было нечего терять, селятся между татарами и турками. Этот народ, по словам Гоголя, составляет "одно из замечательных явлений европейской истории, которое, может быть, одно сдержало это опустошительное разлитие двух магометанских народов, грозивших поглотить Европу" (5). О народе, мало кого интересовавшем тогда в Европе, Гоголь говорит так, как говорили о вкладе в мировую историю, например, древних греков или древних римлян. И здесь он прямо следует Гердеру.
Николай Васильевич Гоголь |
Мысль о "новой Греции" очень импонировала Гоголю. В начале 30-х годов Гоголь всей душой рвется в Киев, зовя туда и своего друга М. А. Максимовича. Гоголь мечтает о преподавании истории в Киевском университете. В письме к М. А. Максимовичу от 7 января 1834 года Гоголь, строя планы на будущее, думая о том, как они будут жить в Киеве, восклицает: "Да превратится он в русские Афины, богоспасаемый наш город!" (6).
Почти за полвека до Гоголя Гердер, обращаясь к историкам всего мира, а особенно к историкам тех народов, чьи истории либо не написаны вообще, либо очень неполные, призывал их восстановить по крупицам все события прошлого, написать историю своего народа: "Другим же нациям они (т.е. эти историки) дали бы тем самым в руки живую грамматику, наилучший словарь и естественную историю своего народа. Но только они должны дать ее такой, как она есть на самом деле, на ее древнем языке и с достаточными пояснениями, не ухудшая и не высмеивая, не приукрашивая и не облагораживая ее, и, по возможности, с мелодиями и со всем, что относится к жизни народа" (7). Словно отвечая на этот призыв, Гоголь берется за создание истории Украины, желая показать роль украинского народа в формировании мировой культуры. В письме от 9 ноября 1833 года он пишет М. А. Максимовичу: "Теперь я принялся за историю нашей единственной, бедной Украины. Ничто так не успокаивает, как история. Мои мысли начинают литься тише и стройнее. Мне кажется, что я напишу ее, что я скажу много того, чего до меня не говорили" (8). Желание сказать то, "чего еще не говорили" о славянских народах и, в частности, об Украине звучит словно ответ на призыв Гердера собрать "постепенно исчезающие остатки их обычаев, песен и сказаний" (9), потому что современная наука не располагает достаточными сведениями по истории и культуре славянских народов. И Гоголь в письмах к матери и сестрам постоянно просит их собирать и присылать ему песни, костюмы, описание обычаев и традиций украинского народа. Особую роль в истории и культуре Гоголь, вслед за Гердером и немецкими романтиками, отводит песне. Возрождения современной литературы Гердер ожидал от соприкосновения ее с живой стихией народной поэзии. "Но кто же их (песни) собирает, - сетовал он, - кто обращает на них внимание - на улицах и в переулках, на рыбных базарах, кто прислушивается к хоровым песням неграмотного сельского люда?" (10). Гоголь ставил песни выше всех летописей и научных трудов, ведь только в песне слышен подлинный голос нации: "Моя радость, жизнь моя! песни! Как я вас люблю! Что все черствые летописи, в которых я теперь роюсь, перед этими звонкими живыми летописями!.. Я не могу жить без песен... Вы не можете представить, как мне помогают в истории песни. Даже не исторические, даже похабные; они все дают по новой черте в мою историю, все разоблачают яснее и яснее, увы, прошедшую жизнь и, увы, прошедших людей" (11).
Знаменитые произведения Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород" - неисчерпаемые кладези народной поэзии, сказаний, легенд и суеверий, являют миру величие и необъятные возможности "человеческого духа", показывают во всей красе вольнолюбивый дух запорожского казачества и по сути своей продолжают философское убеждение Гердера в том, что героическое прошлое народа есть залог его прекрасного и величественного будущего.
1. ...Украина станет новой Грецией... И. Г. Гердер "Дневник моего путешествия"
2. Белинский В. Г. Полн. собр соч. - М., 1953. Т. 6. С. 90.
3. Гоголь Н. В. Поли. собр. соч. М., 1951. Т. 9. С. 23.
4. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М.-Л., 1959. С. 324.
5. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. 8. С. 46.
6. Там же. Т. 10. С. 291.
7. Гердер И. Г. Избранные сочинения. М., 1959. С. 69.
8. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1951. Т. 10. С. 284.
9. Гердер И. Г. Идеи к истории философии человечества. М., 1977. С. 472.
10. Гердер И. Г. Избр. соч. М., 1959. С. 49.
11. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. М., 1951. Т. 10. С. 284.
Источник: "Вопросы культурологии: Сборник аспирантских работ". - М.: ГАСК, 1999. - 84 с.