Данная статья была опубликована в газете "Донецкий кряж" в феврале 1998 года к 80-летию Донецко-Криворожской республики. Первая статья, освещающая хозяйственную деятельность республиканских властей. В 1993 году в газете "Жизнь" вышел первый, изрядно усечённый, её вариант.
В феврале этого года исполняется 80 лет со дня образования Донецко-Криворожской республики (ДКР). Это отнюдь не было исключительным явлением для тех времен. Почти одновременно независимые государства были провозглашены в Киеве, на Западной Украине, в Одессе, в Крыму, на Дону. Все эти образования существовали в течение короткого промежутка времени, но тем не менее они стали фактом истории и оставили свой след в жизни многих людей.
К сожалению, короткая история ДКР так и остается неизученной. Всякое упоминание о республике и ее деятелях было вычеркнуто из сталинских учебников, и по сей день это замалчивание продолжается. Порой читаешь современные сочинения, посвященные тем временам, и складывается впечатление, что кроме УНР и ЗУНР, никаких иных республик на Украине не было. ДКР не упомянута ни в одном из учебников по истории, издаваемых сейчас. Но тем не менее несколько месяцев существования этой республики невозможно вычеркнуть из истории нашего края.
В феврале этого года исполняется 80 лет со дня образования Донецко-Криворожской республики (ДКР). Это отнюдь не было исключительным явлением для тех времен. Почти одновременно независимые государства были провозглашены в Киеве, на Западной Украине, в Одессе, в Крыму, на Дону. Все эти образования существовали в течение короткого промежутка времени, но тем не менее они стали фактом истории и оставили свой след в жизни многих людей.
К сожалению, короткая история ДКР так и остается неизученной. Всякое упоминание о республике и ее деятелях было вычеркнуто из сталинских учебников, и по сей день это замалчивание продолжается. Порой читаешь современные сочинения, посвященные тем временам, и складывается впечатление, что кроме УНР и ЗУНР, никаких иных республик на Украине не было. ДКР не упомянута ни в одном из учебников по истории, издаваемых сейчас. Но тем не менее несколько месяцев существования этой республики невозможно вычеркнуть из истории нашего края.
Донецко-Криворожская Советская республика была провозглашена в феврале 1918 года на съезде Советов в Харькове. Сейчас очень часто можно услышать, что это - дело рук большевиков. На самом деле споры вокруг создания государства не имели сугубо партийного характера. Так, Член ЦК большевиков Скрыпник приписал эту идею меньшевикам и резко выступил против нее. Со Скрапником солидаризовались эсеры. А вот меньшевики выступали за создание этой республики, правда, одновременно раскритиковав большевиков в лице Скрыпника. Конечно, большую часть в принятии решения сыграл Артем (Сергеев), который отмел обвинения в сепаратизме и подчеркнул, что создание ДКР является как раз актом интеграции с другими республиками и не имеет целью никаких отделений. Съезд, после долгих дебатов, принял резолюцию, где говорилось: "Донецкий и Криворожский бассейн, как область, имеющая уже и теперь свою определенную экономическую хозяйственную физиономию, должен обладать собственными органами экономического и политического самоуправления, едиными органами власти..." В заключении съезд избрал обком ДКР, куда вошли 5 большевиков, 3 эсера и 1 меньшевик.
Не только в рядах партий произошел раскол по поводу республики. Местные Советы тоже резко разошлись во мнении о создании ДКР. Например, Бахмутский и Юзовский Советы приветствовали ее. В Екатеринославе же мнения разделились: городской Совет высказался против, а районный полностью признал республику.
Как бы то ни было, но Донецко-Криворожская республика была создана. Ее территория была значительной - от Крыма до Курской губернии и от Днепра до Дона. На первом же заседании обкома был избран Совнарком - правительство республики, председателем которого стал Артем. Четыре министерских портфеля при этом были предложены эсерам.
Несколько месяцев, до германской оккупации в мае 1918 г., правительство действовало очень активно, хотя, конечно, его работу можно оценивать по-разному. К сожалению, деятельность ДКР практически не исследована. В республике была произведена территориальная реформа по экономическому признаку. Наркомат юстиции провел судебную реформу, введя единые формы судопроизводства. Главная роль отводилась экономической политике, проводившейся под лозунгом возрастания вмешательства государства во все сферы хозяйственной жизни. В первую очередь наркомату финансов (нарком - С. Васильченко) было поручено изыскать средства для экономических реформ правительства. Кстати ДКР не пошла по пути национализации частных банков. Наоборот, в конце марта там, где конфискации состоялись, деньги были возвращены. Но всевозможные налоги на крупных предпринимателей Совнарком накладывал постоянно. При этом правительство ДКР запрещало все самовольные налоги и конфискации. В. И. Ленину даже пришлось брать под защиту Антонова-Овсеенко, когда СНК ДРК попытался воспрепятствовать тому в экспроприации миллиона рублей у харьковских капиталистов.
Главным экономическим органом республики был Южный Областной Совет Народного Хозяйства (ЮОСНХ), деятельность которого абсолютно не изучена поныне. По тем временам он был одной из самых эффективных структур в России. В немалой степени этому способствовал первый глава ЮОСНХ горный инженер В. Бажанов. Поистине фантастически, что в условиях полного развала страны, он уже в марте имел во всех районах Донбасса своих координаторов. Совнархоз провел большую работу по исследованию технического состояния предприятий Донбасса, выявляя нерентабельные предприятия, национализировал ряд крупных монополий. Надо отметить, что на ряде шахт, которые взял под свой контроль Совнархоз, был отмечен даже рост производительности. ЮОСНХ также взял на себя контроль за распределением топлива и продовольствия. Созданное объединение Главсахар во главе с профессором П. Зуевым исследовало сахарные заводы, проделало большую работу по предотвращению разгрома посадок свеклы, ввело ряд льгот для частников. К слову, ЮОСНХ не только не препятствовал развитию частной розничной торговли, но и брал ее под защиту от самочинных действий местных Советов.
Решение социальных проблем в ДКР было возложено на комиссариат труда (нарком - Б. Магидов), который вошел самостоятельным отделом в ЮОСНХ.. Этот наркомат ведал широким спектром вопросов: заключение коллективных договоров, установление минимума зарплаты, разбирательство трудовых конфликтов, социальное страхование, борьба с безработицей. По сути каждое из этих направлений деятельности - предмет особых исследований. Делами образования и культуры занимался комиссариат по народному просвещению (нарком - М. Жаков), который создал отделы народного образования при местных Советах. В марте наркомат запретил закрывать школы, ввел бесплатное образование для детей бедноты, открыл ряд учебных заведений для взрослых, курсы по ликвидации неграмотности, детсады, разработал программу по созданию детских летних лагерей. Следует отметить, что в ДКР принимались меры и по расширению обучения на украинском языке: в конце февраля было доложено об открытии украинских школ в республике, в Харькове была открыта украинская гимназия.
Но большая часть этих и других мероприятий была перечеркнута войной. После заключения в Бресте мирного договора между Германией и Центральной Радой немецкие войска двинулись на Восток. Поскольку ни одно из государств, в том числе и Украинская Народная Республика, не имела тогда четких границ, непонятно было, где же закончится поход германской армии. ДКР однозначно заявила, что "действие того пункта мирного договора, который касается Украины, естественно, не распространяется на Харьков и Донецкий бассейн". Но 29 марта МИД Германии дало понять России, что собирается вторгнуться в пределы Донбасса.
Делами обороны ДКР занимался военный наркомат во главе с М. Рухимовичем. По проблемам создания единой системы обороны южных республик в ДКР разгорелся тяжелый конфликт, повлекший за собой уход из правительства ряда наркомов. Еще 20 марта газета "Известия Юга" заявила: "Поскольку Украина отделилась от Советской России, - это ее дело. Мы за ней не идем... Надо на весь мир крикнуть, что донецкий пролетарий не считает себя входящим в Украинское государство". Но по приказу Ленина и Свердлова Артем не стал спорить с провозглашением ДКР автономной частью Украины, после чего наркомы Васильченко, Жаков, Филов заявили о своем выходе из правительства республики. Для объяснения своей позиции Филов обратился к жителям республики со страниц газеты. Его статья, правда, так и не была окончена, а сам он был исключен за нее из партии. Дальнейшая судьба бывших наркомов ДКР не исследована, большая часть из них репрессирована.
И все же 7 апреля, когда бои с немцами велись уже у Харькова, СНК ДКР объявил свой протест: "Мы заявляем, что Киевское правительство не может ссылаться, завоевывая нашу Республику германо-австрийскими штыками, ни на какие исторические и другие права, кроме права на завоевание"... Но в ту же ночь немцы ворвались в Харьков. Правительство ДКР последним покидало столицу с отрядом из 300 бойцов. Когда немцы были уже на центральной улице, Артем отправил еще с вокзала эшелоны.
9 апреля Совнарком прибыл в Луганск, где провел ряд кадровых перестановок. Там же была предпринята попытка создать Донецкую армию. Благодаря действиям Донецких частей, немцы увязли в Донбассе на целый месяц. Но в конце апреля дончане отступили в соседнюю Донскую республику, с ними уходило и правительство ДКР.
Борьба за Донбасс переместилась с полей сражений в кабинеты, где велись упорные споры о принадлежности бассейна. Россия и Украина пытались любой ценой доказать правомерность своих притязаний на регион. Восточные границы Украины так и не были определены. По спорным территориям решено было прибегнуть к референдумам среди местного населения. А 27 августа 1918 г. Россия и Германия подписали договор, 12-я статья которого гласила, что Донбасс является временно оккупированной немецкой территорией, и даже сохраняла за Россией право добычи донецкого угля.
Но уже в конце 1918 года немцы покинули Украину. На освобождаемых землях восстанавливалась Советская власть. И вновь стал вопрос о ДКР и Украине. Правда, на этот раз большевики, забыв свое обещание о референдуме, заняли однозначно жесткую позицию по отношению к мнению донбассовцев. Ленин объяснил это тем, что для большевиков "вопрос о границах государств вопрос второстепенный, если не десятистепенный", и призвал русских большевиков "быть уступчивыми при разногласиях с украинскими коммунистами-большевиками и боротьбистами, если разногласия касаются государственной независимости Украины, форм ее союза с Россией, вообще национального вопроса". Итогом подобных призывов Ленина стало постановление Совета Бороны 17 февраля 1919 года: "просить тов. Сталина через Бюро ЦК провести уничтожение Кривдонбасса". И "тов. Сталин", мастер на всевозможные "уничтожения", блестяще выполнил приказ. Назначенная на 20 февраля Донецко-Криворожская областная партконференция была запрещена, а через несколько дней был подписан договор между Россией и Украиной, по которому большая часть ДКР отходила последней. Так была ликвидирована Донецко-Криворожская республика. Хотя еще в 1920 г. Н. Скрыпник писал, что Донбасс - "одна из главных трудностей нашей работы на Украине". Современный же историк из Израиля Т. Фридгут отмечает, что подобные устремления донбассовцев имели место вплоть до середины 20-х годов, то есть до тех пор, когда "тов. Сталин" начал применять иные методы "уничтожения".
Это лишь беглый обзор деятельности ДКР. Но и этого достаточно, чтобы увидеть, как мало мы знаем о своей недавней истории, ведь все это остается большим "белым пятном".
Источник: Газета "Донецкий кряж", 19 февраля 1998 года