История Древней Руси была и теперь остается достаточно проблемным периодом нашей истории. И главная причина этого не столько нехватка исторических источников, сколько серьезная политизация темы: достаточно вспомнить хотя бы исторические "битвы" норманистов и антинорманистов.
Сейчас несколько другие времена, и в изучении истории Руси начинают доминировать "киевоцентричные" теории. Мол, Киев существовал чуть ли не с доисторических времен, что славяне объединялись только вокруг него, со времен Кия в Киеве правили неведомые серьезной науке князья из династии "киевичей", и все прочее в том же духе. Любые другие исторические концепции, мягко говоря, не приветствуются. И многие, в том числе и некоторые местные донбассовские краеведы, заняли угодническую по отношению к "киянской теории" позицию. И это при том, что нам, донбассовцам, в полной мере есть чем гордиться в своем прошлом, ибо на нашей земле возникла первая русская государственность, правопреемницей которой и явилась Русь, называемая сейчас историками Киевской.
Комплексное использование данных археологии, нумизматики, лингвистики и письменных источников позволяет с полной уверенностью заявить о том, что в 7-9-ом веках нашей эры на территории Донбасса располагалось самостоятельное сильное государство, носившее название Русский каганат.
Такая новость даже для людей, хорошо знавших историю, безусловно, звучит сенсационно. Так что позвольте обосновать. Все-таки нужно отметить, что Русский каганат не был полностью покрыт мраком забвения. Для краеведов и археологов он больше известен как Салтово-Маяцкая археологическая культура.
В 1900 году был раскопан могильник у села Верхнее Салтово на Северском Донце и Маяцкое городище у Дивногорского монастыря на Дону. Археологический материал свидетельствовал о существовании здесь высокоразвитой и своеобразной культуры. Не в последнюю очередь из-за этого начался спор о том, какой именно из национальных культур принадлежат "салтовцы" и какой этнос здесь являлся господствующим. Археологи оказались перед дилеммой: с одной стороны, многое указывало на серьезное влияние на эту культуру иранских народов (сарматов, аланов, роксоланов, ясов), в общем, всех тех, кого принято считать предками нынешних осетин, до сих пор называющих себя аланами. С другой стороны, ни один письменный источник не зафиксировал сколько-нибудь развитой иранской государственности в период существования салтовско-маяцкой культуры. В результате спор, кто по "пятой графе" "салтовцы", продолжился. Выдвигались самые разные предположения, вплоть до того, что "салтовцы" – это скандинавы, пробравшиеся на Дон и Северский Донец через Азовское и Черное моря или спустившиеся по пути "из варяг в греки".
Однако в конце 19-го – начале 20-го веков историческая наука открыла для себя Хазарию, достаточно крупное государство в Нижнем Поволжье. В начале 20-го века были найдены документы и археологические подтверждения того, что Хазария была не только крупным, но и весьма развитым для своего времени государством. А после того, как нашли письмо царя Хазарии Иосифа испанскому еврею Хасдаи ибн Шафруту, в котором утверждалось, что в Хазарии государственной религией является иудаизм, вокруг этого государственного объединения начался настоящий ажиотаж. В археологии зародилось даже целое направление "хазароведение". А поскольку Хазария ближе всех других культурных центров того времени располагалась к "салтовцам", то и "салтово-маяцкую культуру" стали считать хазарской. В результате этого "считания" границы Хазарского каганата "разрослись" аж до Днепра, то есть до пределов культурного влияния "салтовцев". Правда, при этом полностью игнорировались письменные хазарские источники. К примеру, то же письмо царя Иосифа, который, называя пределы своего царства, говорит, что от Итиля (Волги) Хазария простирается на 40 фарсахов, то есть менее, чем на 300 км, а среди пограничных пунктов на западе называется город Ш-р-кил, то есть Саркел, находящийся на восточном берегу Дона. Таким образом, западная граница Хазарского каганата проходила по реке Дон и "салтовцев" в свою территориальную орбиту не включала.
Хорошо, если не аланы и хазары, то кто тогда "салтовцы", откуда у них взялась развитая культура и какова вообще их роль в истории?
Ответим на первый вопрос: кто? Еще в 30-е годы ленинградский археолог Артамонов заметил, что многие поселения "салтовцев" совпадают с поселениями славянских племен пеньковской культуры, известных византийцам 6-7-го веков под именем "антов". В 60-е годы украинский археолог Березовец доказал, что к "салтовцам" непосредственное отношение имеют не только славяне-пеньковцы, но и славяне-носители волынцевской культуры.
Таким образом, можно с уверенностью заявить, что "салтовцы" в своей массе – это славяне, с 7-го века начавшие активно смешиваться с ираноязычными и тюркоязычными племенами, в результате чего от первых позаимствовали свое самоназвание с корнем "рус", а от вторых – форму правления – каганат.
А теперь стоит сделать маленькое отступление. Слово "рус" индоевропейского происхождения и свое значение "светлый, чистый, белый" сохранило в языке до наших дней. Например, в словах "русявый", "русоволосый", "заяц-русак" и т. д. Вполне естественно, что этим словом в равной степени пользовались две ветви индоевропейцев – иранцы и славяне. Возможно, распространение самоназвания "салтовцев" как "рус", "русы", "русские" связано с названием нынешнего Северского Донца, который по данным анонимного арабского источника "Худуа-аль-Алам" носил название река Рус. То есть светлая или чистая река. Возможно, от наименования реки стали себя так именовать и "салтовцы".
Теперь о слове каганат. У многих оно ассоциируется исключительно с Хазарией, хотя само тюркское слово каган (или правильнее хакан) близко по значению слову император – самоличный руководитель крупного государства. История знает не так уж много каганатов: Аварский, Хазарский, Тюркский и Русский. Именно каганское достоинство своего владыки подчеркивали русские послы на приеме у западно-франкского короля Карла Лысого. Этот факт засвидетельствован в историческом источнике, известном как Бертинские анналы.
В результате мы можем сделать несколько выводов. Первое: в 7-9-ом веках на значительной территории современного Донбасса существовало развитое государство с очень сильным славянским компонентом и впервые в истории применившее к себе название Русь, русский.
Второе: Русский каганат был достаточно воинствующим государством. А по-другому быть и не могло. Окруженный с севера кочевыми венграми, с востока – хазарами, с юга – болгарами каганат постоянно то защищался от них, то нападал. Для своей защиты "салтовцы" построили 25 городов-крепостей (и это только те, что археологи раскопали), но даже эта цифра позволяет назвать Русский каганат одним из самых урбанизированных государств раннего средневековья. Население некоторых городов превышало 100 тыс. человек. Эти города были центрами торговли и ремесел. Особенно были развиты металлургия, гончарное и ювелирное дело. Арабы отмечали, что русские мечи не отличаются по качеству от дамасской стали.
Важными отраслями товарообмена были пушнина и работорговля. Рабами становились взятые в плен враги во время морских походов в Крым и в Византию. Этот факт подтверждает существование у Русского каганата флота. Пушнину брали у славян, но об этом чуть позже. Русские ювелиры тоже прославились на всю Восточную Европу и Ближний Восток, причем не столько своими искуссными женскими украшениями, гранеными зеркалами, но также умелой подделкой монет. Причем количество драгметаллов в подделках было точно такое, как и в подлиннике, а иногда даже и больше. Просто таким образом салтовские ювелиры восполняли периодически возникавшую в каганате нехватку наличных денег. Кстати, "фальшивомонетчество" было в порядке вещей в то время. Не хватает тебе каких-нибудь арабских дерхемов для того, чтобы рассчитаться с теми же арабами за шелк, но есть драгметаллы. Берешь их, идешь к ювелиру, и он тебе сколько надо начеканит.
В Русском каганате существовала своя оригинальная письменность. В основу ее были положены аланские руны, которыми писали славянские, иранские и тюркские слова. Именно этими руническими "чертами и резами" был записан Новый Завет, который в Крыму видел святой Кирилл, один из основателей славянской письменности. По всей видимости, из этого рунического письма возникли буквы ш, щ, ц, ч, не имевшие аналогов ни в латинском, ни в греческом алфавитах.
Таким образом, ни в культурном, ни в промышленном, ни в политическом плане древнедонбасское государство не уступало ни Хазарскому каганату, ни Волжской Булгарии.
К началу 9-го века н. э. "салтовцы" установили достаточно тесные взаимоотношения с "чистыми" славянами: особенно с племенами северян и радимичей, а также с полянами. Этому способствовало языковое и культурное родство. Во многих "салтовских" городищах существовали чисто славянские кварталы, где, как правило, жили ремесленники. Славяне в Русском каганате, судя по арабским источникам, появлялись двумя путями: первый – это работорговля, когда часть славян покупалась на рабовладельческих рынках, а часть угонялась в плен во время набегов "салтовцев" на славян. Правда, последние были, скорее, исключением, чем правилом. Сам этот факт не должен никого смущать.
Работорговля была распространена и среди самих славян. Зачастую одно племя наших предков нападало на другое с единственной целью – взять побольше живого "товара". Но, тем не менее, как отмечают те же арабы, к славянским рабам "салтовцы" относились хорошо, иногда даже ставя их наравне с собой на социальной лестнице.
Другой путь славян в Русский каганат состоял в добровольном переселении. Особенно это было выгодно славянам-ремесленникам. В Русском каганате жили купцы, которые вели обширную торговлю от Пиренеев до Индии. Поэтому ремесленники всегда могли рассчитывать на сбыт своей продукции.
Не только славяне двигались в глубь Русского каганата, но и "салтовцы" активно осваивали славянские земли. Это продвижение было вызвано поиском новых торговых путей, поскольку на старые (Дон и Волга) все сильнее и сильнее наступала Хазария. Продвижение "салтовцев" не встречало особого возражения со стороны славян, поскольку Русский каганат выполнял жизненно важную для славян функцию – выступал буфером между ними и хазарами.
Своеобразным апофеозом "салтовской" колонизации славянских земель стало основание на одной из переправ Днепра военного поселения, известного нам как Киев. Каких сейчас только версий ни нагородили с его основанием, кто только Киев ни основывал: и норманны, и хазары, и тюрки. Хотя ответ лежит в буквальном смысле слова на поверхности.
Киев стоит на какой реке? На Днепре. Что означает это слово? С иранского "Дон Апру" переводится как Глубокая река. Кто по легенде основал Киев? Кий, Щек и Хорив. По-ирански эти имена имеют следующие значения: Кий – (князь), Хорив (слегка измененное Харе – солнце), по всей вероятности, жрец, поклонявшийся Хорсу – богу Солнца. Щек, в свою очередь, слегка измененное тюркское слово чек, чекан (топор). Щек, по всей вероятности, был руководителем воинского отряда тюрок-наемников, служивших Русскому каганату. Единственное место, откуда в 8-9-ом веках на среднее Поднепровье могли прийти люди с иранскими именами, это Русский каганат, то есть земли современного Донбасса.
Ясно, что ситуация, при которой князь (Кий), предположительно, один из приближенных кагана, в сопровождении представителя духовной власти (Хорива) и с военным отрядом во главе с полководцем (Щеком) прибыли основывать город на речной переправе, выглядит куда более реалистично, чем рассказ про сознательную полянскую семью с их "сестрой Лыбедью". Видимо, именно здесь начинают налаживаться союзные отношения с варягами, также недовольными усилением Хазарии, которая перекрыла "путь из варяг в персы" (по Волге через Каспий).
Возможно, именно тогда и был заключен военный договор между "салтовцами" и варягами, торговавшими по Днепру. Между тем два каганата – Хазарский и Русский – напоминали собой кукушат в одном гнезде. Оба государства усиленно занимались торговлей, им обоим нужен был контроль над водными артериями: Волгой, Доном, Днепром и Северским Донцом и не нужен был конкурент. Большая война между ними стала вопросом времени, и приблизительно в 825 году она разгорелась. Именно тогда хазары переправились через Дон и разрушили один из центров Русского каганата – Правобережное цимлянское городище. После чего война перешла в затяжную фазу, противоборствующие стороны осуществляли, в основном, набеги друг на друга. Причем инициатива в этом явно перешла к "салтовцам". Поскольку хазары приблизительно в 830 г. н. э. запросили помощи у Византии, предложив последней поистине королевский подарок – весь южный берег Крыма – в обмен на помощь в войне с Русским каганатом. Византийская империя с благодарностью подарок приняла и послала хазарам своих инженеров, которые помогли возвести на левом берегу Днепра крепость Саркел, а также, видимо, поспособствовала установлению ряда контактов с кочевыми племенами и в первую очередь с венграми, чья территория тогда пролегала между Средней Волгой и Кубанью.
Именно этот союз и стал роковым для древне-донбасского государства. Как свидетельствуют "Деяния венгров", в 839 году венгры под руководством вождей Арпада и Алмоша вторгаются в пределы Русского каганата, громят большинство русских городов, в том числе и Каганское Городище – столицу государства. При этом, по всей видимости, погиб и русский каган – глава державы. Дошли венгры и до Киева, и даже якобы осаждали его две недели. Но жители каганской окраины предложили кочевникам огромный выкуп. Венгры, уже потрепанные предыдущими битвами, предпочли взять дань и удалились в среднее подунавье, откуда они еще несколько десятилетий будут своими набегами тревожить Европу.
А что же происходит с уцелевшими "салтовцами"? Часть из них, конечно же, была ассимилирована славянами и хазарами, другая часть перебралась в поднепровье, в район Киева, но наиболее интересна судьба третьей группы "салтовской" элиты.
Как показывают исторические источники, часть "салтовцев", в большинстве своем воинского сословия, направилась в Прибалтику, где компактно осела в районе нынешней Пруссии. Именно там фиксирует немецкий хронист Адам Бременский народ руссов. По всей вероятности, причиной поселения бывших каганских "подданных" в Прибалтике были их союзные отношения с варягами, тогдашними хозяевами Балтийского моря.
Однако память о Русском каганате не оставляла переселенцев, особенно одного из политических и духовных лидеров прибалтийских русов – жреца Халега, более известного в русских летописях как Олег Вещий. Многие историки выводили его имя от скандинавского Хельгу, хотя логичнее его выводить от иранского Халег (творец, создатель).
Халег Вещий и его люди заключили союз с одним из варяжских вождей славянского происхождения – Рюриком Ютландским. Именно так и возникли летописные варяги – русь, которых и призвали новгородские словене на княжение.
Олег был ближайшим помощником Рюрика, однако до самой его смерти не принимал каких-либо попыток восстановить Русский каганат. Звездный час "Вещего" наступил в 879 году, когда Рюрик скончался, и Олег стал регентом его малолетнего наследника Игоря.
Первой задачей, которую поставил перед собой Олег Вещий, было включение в состав подконтрольной ему державы (носившей уже название Русь, одну из форм названия Русского каганата) уцелевших остатков древне-донбасского государства. В 882 году Олег вместе с дружиной спустился вниз по Днепру и фактически без боя взял Киев, убив захвативших за несколько лет до этого власть в городе норманнов Аскольда и Дира.
И именно тогда Олег и произносит свою известную речь о том, что Киев отныне "мать городов русских". То есть Вещий провозгласил начало возрождения Русского каганата, но уже в виде Киевской Руси.
Следуя "Повести временных лет", Олег фактически сразу же по "добыче" Киева принялся мстить "неразумным хазарам". В 884 году пошел Олег на северян, возложил на них легкую дань и освободил их от дани хазарам, сказав: "Я им противник, а вам – незачем". Через год, в 885 году, наступил черед радимичам освобождаться от хазарской дани. То есть Олег собирал вокруг Киева как раз те славянские племена, которые наиболее тесно контактировали с Русским каганатом.
Но борьба с хазарами не могла закончиться победой, пока за их спиной нерушимой стеной стояла Византия. Поэтому в 907 году Олег осуществил свой легендарный поход к стенам Константинополя, но византийская столица устояла и откупилась от руссов. Олег прибил свой щит на цареградские врата, но основу "империи ромеев" не поколебал.
И после Олега идея возродить Русский каганат неоднократно овладевала умами киевских князей. Наиболее ярко это проявилось во времена Святослава, когда в 965 году он совершил поход на Хазарию. Он не только уничтожил это государство, но и начал возрождать Русский каганат путем новой славянской колонизации земель Дона и Донца, центром которых стал бывший хазарский город Саркел, переименованный Святославом в Белую Вежу.
Однако Беловежское княжество долго не просуществовало, степь в округе кишмя кишела дикими кочевниками, и поэтому в 1103 году, возвращаясь из похода на половцев, Владимир Мономах забрал с собой значительную часть славянских колонистов, а также союзных им печенегов и торков. Оставшиеся были вырезаны взявшими в 1117 году Белую Вежу половцами.
Попытка вновь славянизировать территорию бывшего Русского каганата не удалась. Но наследие древне-донбасского государства оказало впоследствии серьезное влияние и на Русь, и на образовавшиеся на ее территории государства.
На Руси, вплоть до Ярослава Мудрого, к киевским князьям употреблялся титул "каган", в пантеоне славянских богов присутствовали боги иранского происхождения, попавшие туда из Русского каганата. Это бог Солнца Хорс и мифический Семаргл – полуптица-полусобака, древнерусская мера веса "куна" тоже родом оттуда.
А сколько лингвистических заимствований!!! В русском языке это такие слова, как: сапог, туман, собака, топор, рай, штаны, Бог, степь, сарафан, кумир, хоругвь, зло, морда и многие другие.
Украинский язык Русскому каганату обязан словами: хата, шана (почет), вэрзты (говорить ерунду), и что очень важно, считающиеся традиционно украинскими фамильные окончания -ко, что по-ирански означает "сын".
Что касается Донбасса и Донецка, то корень этих понятий Дон – тоже из иранского компонента языка "салтовцев", который означает "река". То есть Донецк в переводе – это "Реченск".
Кстати, весьма интересный факт. В начале двадцатого века, в 1917 году, в Донбассе возникло суверенное государственное образование – Донецко-Криворожская Республика, которая своими границами практически полностью повторила очертания Русского каганата. Так что, видимо, земля Донбасса несет в себе большой государствообразующий заряд, который дал в свое время толчок к развитию Руси, а, значит, и Украины, и России, и Белоруссии.
Только очень жаль, что на прародине восточнославянских государств так мало внимания уделяют изучению Русского каганата, первого восточнославянского государства и первого государства на земле Донбасса. Остается надеяться, что эта тема заинтересует многих настоящих историков.
Источник: http://рустрана.рф/article.php?nid=33632