Спас на Престоле |
Совершенно очевидно, что государство может существовать только на основе какой-то общей идеи. Должна быть сила, соединяющая его воедино и предотвращающая его распад. Если эта идея отмирает, оказывается ложной, то крах такого государства становится неизбежен. Также может измениться и сам народ, который больше не может следовать этой идее, и тогда государство существовать не сможет. Бессмысленно пытаться удержать такое государство, а вернее, власть в таком государстве с помощью силы. Это приведёт только к лишним жертвам, к трагическим последствиям для данного народа.
Фактически, нечто подобное мы наблюдаем сегодня. Рухнула мощная держава, крах её поразителен, и никогда ничего подобного в истории не было. Рухнула она не только из-за конкретной кучки людей, преследовавшей конкретные интересы, но и потому, что ослабела, оказалась неверной идея социализма и коммунизма, веру в которые потеряли к тому времени почти все в России. Плюс, разумеется, длительное воздействие на умы импортной пропаганды, которая постепенно передавалась из уста в уста, отчего увеличивалась её мнимая ценность. Пропаганда в виде анекдотов и образа жизни, то есть бьющая непосредственно по сознанию простого народа. Социализм предполагал благополучие народа, заложил в народе весь смысл существования в этом благополучии, а такого благополучия, как на Западе, дать не мог. К тому же ложь о революции и послереволюционных годах, которая не могла не всплыть, оказалась довольно сильным фактором, когда началась реальная борьба за власть. Таким образом, государство, которое, казалось, стояло непоколебимо, рухнуло в одночасье, когда выдернут был камень из-под его основания. Прежнее государство делало только робкие попытки опереться на русский народ, на его историю, на нравственные ценности, которые само же в народе и расшатало, оно не могло сделать опоры на религию, ибо это потребовало бы перерождения самой идеи. Но религиозное начало всё более усиливалось в предперестроечное время. Как бы в искупление своего прежнего отступления люди стали поворачиваться к православной вере, довольно уверенно минуя ловушки в виде разных восточных учений. Если бы “вовремя” не была бы устроена перестройка на американский манер, то, возможно, “перестройка” прошла бы на православном фундаменте. Скорость перестройки была вызвана необходимостью скорее захватить Россию, которая непонятно каким образом, разумеется, для них непонятно, выскользнула из рук после успешного переворота в 1917 году.
Фактически, нечто подобное мы наблюдаем сегодня. Рухнула мощная держава, крах её поразителен, и никогда ничего подобного в истории не было. Рухнула она не только из-за конкретной кучки людей, преследовавшей конкретные интересы, но и потому, что ослабела, оказалась неверной идея социализма и коммунизма, веру в которые потеряли к тому времени почти все в России. Плюс, разумеется, длительное воздействие на умы импортной пропаганды, которая постепенно передавалась из уста в уста, отчего увеличивалась её мнимая ценность. Пропаганда в виде анекдотов и образа жизни, то есть бьющая непосредственно по сознанию простого народа. Социализм предполагал благополучие народа, заложил в народе весь смысл существования в этом благополучии, а такого благополучия, как на Западе, дать не мог. К тому же ложь о революции и послереволюционных годах, которая не могла не всплыть, оказалась довольно сильным фактором, когда началась реальная борьба за власть. Таким образом, государство, которое, казалось, стояло непоколебимо, рухнуло в одночасье, когда выдернут был камень из-под его основания. Прежнее государство делало только робкие попытки опереться на русский народ, на его историю, на нравственные ценности, которые само же в народе и расшатало, оно не могло сделать опоры на религию, ибо это потребовало бы перерождения самой идеи. Но религиозное начало всё более усиливалось в предперестроечное время. Как бы в искупление своего прежнего отступления люди стали поворачиваться к православной вере, довольно уверенно минуя ловушки в виде разных восточных учений. Если бы “вовремя” не была бы устроена перестройка на американский манер, то, возможно, “перестройка” прошла бы на православном фундаменте. Скорость перестройки была вызвана необходимостью скорее захватить Россию, которая непонятно каким образом, разумеется, для них непонятно, выскользнула из рук после успешного переворота в 1917 году.
Но все подобные силы, как за океаном, так и их хозяева, отличаются полным неумением создавать что-нибудь положительное (что мы хорошо знаем из послереволюционной истории). Так и теперь было создано, возможно, первое в истории государство, опирающееся на абсолютное “ничто”. Это государство ни на что не опирается: ни на веру, ни на народ, ни на национальность, а только на слабые силы временщиков и общенародную апатию. Американизированный культ поклонения маммоне с треском провалился. Жрецы этого культа оказались в сто крат усерднее своего народа в поклонении этой “святыне” и очень скоро запродали за границу и самого идола. Образовалось единственное за всю историю государство без основы, без идеологии. Но не будем забывать, что всемирная партия духовных и абсолютно бездуховных сил бесконечно изобретательна и хитра в деле подделок, обмана и лжи. Будучи не в состоянии ничего создать сами они быстренько срисуют, скопируют, заглядывая через плечо, наполнят копию своим содержанием и поставят свою подпись. Временщики, не имея никакой идеологии, пытаются и будут пытаться паразитировать на чужом теле, на том, что не имеет с ними ничего общего: на Православии, на идеях русского народа и даже монархии. Самый яркий пример - это монархия, хотя попытки в этом направлении временно приостановлены, но тень кирилловичей стоит за нашими спинами. Может быть, завтра закрутится новая реклама, начнётся новая пропагандистская шумиха. Прекрасная мысль: восстановить не самодержавие, а лжемонархию на западный манер, не Православие, а униатскую или экуменическую веру. А что делаем мы? Мы впадаем в истерику, кричим о нашей гибели, поражении, о всесилии масонства и иудейства. Зададимся вопросом, а почему сейчас такое обилие литературы по этим предметам. Ведь “им” стоит только пальчиком пошевелить, и исчезнут все эти книги с прилавков. Не для того ли, чтобы сами уверились в их всесилии? По-настоящему, они отступают по всем фронтам, оставляя нам всё новые и новые пункты. Причём мы не прилагаем никаких усилий для этого наступления, а только сами вредим ему. А сделать они ничего не могут, потому что наступает сам Бог, умилостивленный молитвами за Россию наших царственных мучеников и всех новомучеников. Наши предки знали, что идущий по путям Господним дойдёт, а творящий волю Господню обязательно исполнит её. А наша беда в том, что мы полуязычники без веры, не имеющие любви друг ко другу. Ибо видны бесконечные разделения среди православных, взаимные упрёки и подозрения. Для Бога не так важно число идущих за ним, главное то, насколько эти идущие достойны Его пути. Вспомним слова апостола: “Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его.... Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы”. ( Кол. 3, 5-13). Вне личного очищения, вне возрастания веры не может быть никакого общественного движения, благословлённого Богом. Война сейчас идёт тотальная и должна она вестись на внутреннем и внешнем фронтах. Если мы будем оставаться нераскаянными грешниками, то сильно ли мы будем отличаться от нынешних правителей России. Только на основе личного очищения возможно собирание в единый здоровый организм. Вернее, пока в ячейки, клеточки, которые могут взаимодействовать друг с другом, но которые станут единым организмом, только когда будет дарован Богом России Царь. Каковы бы ни были наши усилия, а они несомненно, нужны, это может произойти только тогда, когда на то будет воля Божия. Наша главная цель - подготовить себя и лучшую, достойную часть нашего народа к восприятию Царской власти. Мы должны стать камешками, на которых будет строиться здание нашей державы. Это должно быть нашей стратегией.
Безусловно подобный процесс уже идёт. Но должны быть чётко оговорены его принципы. От качества фундамента зависит, устойчиво ли будет здание. Самое главное: в основу общественного патриотического движения должно быть положено Православие. Сейчас же, конечно, возникнут возражения: в самой церкви не известно, что творится, церковь наоборот пытается от нас отмежеваться. Да, действительно так. Митрополит Иоанн говорил: “Поэтому именно Православная Соборная и Апостольская Церковь на протяжении двух тысячелетий своего существования является главной мишенью сатанинских происков. Именно сюда от века направлял враг рода человеческого свои самые страшные удары, стремясь лишить человека возможности покаяния и спасения, возможности примирения с Богом и богоугодного устройства земного бытия. Именно в ограде церковной встречают человека искушения и соблазны, преодолевая которые, он закаляется духовно, мужает в скорбях и бедах, “израбатывая” таким образом, по слову святых отцов, своё спасение. Поверьте, этот тяжкий, многолетний духовный труд далеко не всем под силу. Слабые и малодушные часто отступают, отговариваясь благовидными предлогами наподобие того, что де Церковь должна сперва решить свои “внутренние” проблемы, навести порядок в “собственном доме, а уж потом...”(“Обличать зло” Беседа редактора газеты “Завтра” с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном.”Одоление смуты”, с. 235). К тому же священники, даже архиереи - это ещё не Церковь. Каждый из нас является членом Церкви, только функции у нас разные. Соборность Церкви может осуществляться и через голоса мирян. Вспомним прп. Иоанна Дамаскина, который, будучи мирянином, выступал против еретиков в рясах, вспомним патриархов Фотия и Тарасия, которые много потрудились в чине “мирян”, вспомним князя Константина Острожского - борца с унией на Западной Украине. К тому же нельзя отождествлять церковь как организацию и Церковь как организм. Вот как раскрывает эту проблему богослов из недавнего прошлого Новосёлов М.А.: “Следует различать Церковь-Организм и церковь-организацию. Только к Церкви-Организму применимы такие наименования Церкви, какие мы встречаем в Слове Божием, например: славная, святая, беспорочная” (Еф.1,4), “не имеющая пятна или порока” (5,27), “Жена Агнца” (Откр.19,7;21,9), “тело Христово” (Еф.1,23; Кол. 1,24 и др.), “столп и утверждение истины”(1 Тим.3,15) и многие другие. К церкви-организации эти понятия неприложимы (или приложимы с большими ограничениями) и законно приводят людей в недоумение и отвергаются ими.
Церковь-Организм одна и та же во все века, ибо она вечна по существу, а церковь-организация зависит от исторических условий своего существования.
Церковь-Организм - чистая “невеста” Христова, “украшенная для мужа своего” (Откр.21,2), а церковь-организация имеет все недостатки человеческого общества и носит всегда отпечаток немощей человеческих.
В Церковь-Организм не входит ничто нечистое, а в церкви-организации пшеница и плевела растут рядом - должны расти, по слову Господню, до скончания века сего.
Церковь-организация нередко преследует святых Божиих, а Церковь-Организм воспринимает их в свою сердцевину. Насколько не совпадают церковь-организация и Церковь-Организм, видно из множества примеров: св.Афанасия Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Максима Исповедника, свт. Григория Паламы и др. Церковь-организация извергает их из своей среды, лишает епископских кафедр и т.д., а в церковном организме они являются и вечно пребывают славнейшими членами” (Новосёлов М.А. “Письма к друзьям”, с. 252-253). Комментарии, как говорится, излишни. Надо научиться понимать это различие и не забывать его, проходя наше жизненное поприще. Не устремляться в расколы, а настойчиво, с терпением отстаивать истину, понимая, что не смотря на “странности” и безобразия организации, мы единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Это послужит благу Церкви и нашему спасению. “Бог один и один Христос, одна Церковь Его и вера одна и один народ, совокупленный в единство тела союзом согласия. Единство не должно дробиться; также не должно дробиться и одно тело, чрез разрыв связи, - не должно разрываться на куски терзанием отторженных внутренностей: все, что только отделилось от жизненного начала, не может, с потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнию”(Свт.Киприан Карфагенский. Творения. С. 249. М., 1999).
Всем, разумеется, очевидно, что зачастую сейчас в Церкви идут “не те процессы”. Вспомним “странные” события в Екатеринбурге (заметим, особом, дорогом для каждого русского человека месте). Многие другие архиереи ведут себя “странно”, о чём мы, к сожалению, всё чаще узнаём. Естественно, многие из них не захотят сплочения православного народа, создания братств вокруг церкви. Но, вспомним, что Церковь - это не подобие существовавшего советского государства с командно-административной системой. Идёт сверху пронизывающая все слои власти команда, “все берут под козырёк”. Каждый православный христианин будет держать ответ перед Богом, а не перед администрацией. И с него спросится за то, что он делал и за то, что он не делал, спросит Господь за грехи, спросит и за милосердие, вернее, отсутствие оного.. Спросит и за безразличие к вере, за пассивность в проповеди истинной веры, за нежелание этой вере учиться и возрастать в ней. Фактически и мы поставлены перед вопросом: хотим ли принадлежать только к организации, но и Церкви-Огранизму? Этот вопрос подразумевает и ответ. Посмотрите! Кругом орудуют сектанты, а мы ничего не предпринимаем, считаем, что это дело какого-нибудь центра, находящегося где-то в Москве в Патриархии, а не центра нашего сердца. Спросится и за многое другое. Но не спросится, какой у нас был архиерей. Так что нам каждому нужен в первую очередь диалог с Богом, чтобы голос Его был хорошо слышен, надо использовать усилитель - собственную совесть. Ведь сумели же противостоять нашествию католицизма с помощью братств в 16-17 веках. И братства брали на себя роль не только благоукрасителей храмов и благотворителей, но и защитников веры православной. “Не осталась, впрочем, борьба православия с протестантством и особенно иезуитами в Западнорусском крае и без добрых последствий для православных. Она пробудила их от духовного усыпления и застоя, возбудила в них энергию и вызвала их на такую деятельность, какой прежде они не знали. И прежде уже существовали между ними, хотя немногие, братства, так называемые, медовые, с религиозною целию, но вся эта цель ограничивалась попечением лишь о материальных нуждах некоторых церквей и богаделен. Теперь начали возникать в Западной России такие братства, которые желали служить не своим только церквам, а всей Церкви православной для удовлетворения не столько вещественных, сколько духовных её потребностей, способствовать распространению просвещения в русском народе, приготовлять ему учителей веры и благочестия, защитников православия от иноверцев” (Митр. Макарий (Булгаков) “История Русской Церкви”, кн. 5, с. 257-258). Был Царь, но, всё равно, требовалась помощь православного народа. В деятельности некоторых братств принимали участие члены царствующего дома. Принимали участие, а не командовали там митрополиты, епископы, даже оберпрокурор Победоносцев, причём заседание братства Пресвятой Богородицы проходило у него на квартире. В конце прошлого столетия некоторые братства располагали весьма значительными средствами.
Нынешнюю ситуацию не стоит здесь обрисовывать. Она всем хорошо известна, она в стократ хуже. Где же братства? Что же они теперь никому не нужны? Но, ведь были же братства, которые активно боролись и против экуменизма, и против разложения, действовал Союз православных братств. Конечно, много было недостатков. Много было паники, истерики, мало созидательной работы, но прошло бы 2,4 года, 5 лет и всё бы нормализовалось Но... “Вдруг” Архиерейский собор 1994 года принимает решение: П.17. Внести в раздел VIII Устава об управлении РПЦ следующее дополнение (п. 8а). “Братства и сестричества создаются прихожанами православного исповедания (!!!) только с согласия настоятеля прихода и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью.привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, благотворительности и милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества состоят при приходах под ответственным попечительством настоятелей. В исключительных случаях устав братства или сестричества, утверждённый епархиальным архиереем, может быть представлен для государственной регистрации”. (ЖМП 1995 г. № 12). Разве это соответствует тем началам, которые были заложены в братское движение на Западной Украине, и которые оставались теми же на протяжении истории Российской православной церкви вплоть до крушения империи? Нет, не соответствует. Конечно, архиерей должен благословлять братство, но связав его с настоятелем храма, так легко “справиться” с этим братством. К тому же, если учесть реалии нашей церковной жизни и вспомнить, что некоторые архиереи только иногда “заезжают” в свои епархии, проживая где-нибудь в Москве, то непонятно, кто будет этими братствами распоряжаться. Скорее всего настоятель станет в таком приходе и архиереем, и патриархом и, как некоторые язвят, “папой римским”. То есть всё зацикливается на настоятеле. Если настоятель разделяет взгляды своего братства, и братство это начинает разрастаться и затрагивать насущные проблемы церковной жизни, которые могут носить и вероучительный характер или по-христиански относиться к будущему России, то такой настоятель по современному опыту, скорее всего, поедет на другой приход и скорее всего в глухую деревню. Если настоятелю братство не нужно, что может случиться, когда оно не оказывает храму финансовой поддержки, то он просто ликвидирует его. И останутся только те братства, которые “зарабатывают” деньги или занимаются чистой благотворительностью. Фактически, за этим положением стоит: настоятель должен командовать братством, что совершенно противоречит духу братства. Вспомним, братства образовывались как свободное волеизъявление православного народа, имели всесословный характер и не имели командиров. Конечно, православному братству нужно окормление: но, в первую очередь, духовное, то есть братство должно иметь духовника, свободно им выбранного, а не настоятеля. Странное решение, которое вводит максимальный простор для случайностей. Всё зависит от того, какой будет настоятель. Причём, в отличие от других решений за этим введётся строгий контроль: решение Синода от 22 февраля 1995 года о том, что не представившие свои исправленные уставы братства “будут расцениваться как не имеющие канонической связи с Русской православной церковью” (ЖМП 1-4, 1995 г.) и определение Архиерейского собора 1997 года: В соответствии с определениями Архиерейского собора 1994 года и последующим решением Синода считать имеющими церковное благословение лишь те братства и сестричества, которые переоформили свои уставы в соответствии с вышеуказанными церковными определениями” (ЖМП 4, 1997, стр. 14). Почему, к примеру, обновленцы довольно спокойно продолжают свою деятельность(1) , а братства вызвали такой испуг? Что за этим кроется? Боязнь своего православного народа и страх перед властями, которые, несомненно, приложили к этому руку. Согласен, в деятельности братств, наверное, было много ошибок. Но, какие же это архиереи, которые не могут направить свою паству? Или им, “блюстителям”, не нужно охранять православную веру? А ведь заметим: из целей православных братств начисто выкинута цель - хранить веру православную, а присутствует только религиозно-нравственное просвещение. А как же борьба с сектанством, католическим прозелитизмом и проч.? Западные области Украины опять нуждаются в православных братствах, которые объединили бы украинцев и русских, которые бы действовали и на территории России, и на территории Украины. Нужно общероссийское братство, ставящее целью борьбу с пьянством наркоманией. Но для этого надо как минимум добиться того, чтобы братства могли иметь епархиальный и общецерковный статус. Но, повторяю, важно, чтобы эти братства основывались не на приказе, а на свободном волеизъявлении народа. Кроме того, объединение православных создало бы и экономическую базу как для церкви, так и для будущей России. Это положило бы предел “табачным” и прочим “историям” внутри церкви, так как всё это бы совершалось на глазах народа. Но для этого архиереям надо перестать бояться своего православного народа и не идти за разрушителями России. А где архиереи ведут себя “странно” и не одобряют подобной деятельности, - там можно создавать некоммерческие автономные организации из православных христиан. Надо добиваться нового решения архиерейского собора, которое обязало бы архиереев способствовать созданию, а не разрушению братств. И учредить три уровня действия братств: общецерковный (с благословения Патриарха или Священного Синода), епархиальный (с благословения правящего архиерея) и приходской (тоже с благословения архиерея и согласия настоятеля). Создание и укрепление существующих братств приведёт к сплочению православных людей, объединит их вокруг истинных пастырей - архиереев и священников. Среди православных людей выделятся наиболее активные и достойные. Кроме того, возникнет предпосылка для участия в православных братствах православных людей, занимающихся средним и малым бизнесом. Они смогут увидеть и проконтролировать расходование жертвуемых ими средств, что является “камнем преткновения” в современной благотворительности.
Сейчас, во время царящего повсеместно беспредела, Церковь не может стоять в стороне от народа, от России. Необходима проповедь и словом, и делом. Поэтому вопрос об участии в выборах должен решаться с точки зрения проповеди делом. Трудно ожидать больших практических успехов от своих избранников в стране, где любая “проблема с человеком” решается нажатием курка, но полностью отбросить участие в выборах тоже нельзя. Нельзя игнорировать выборы также и потому, что подобные “выборы” да и выборы вообще, никак не соотносятся с идеальной формой православного государства - монархией. Вопрос об участии православных в выборной компании должен решаться на местном уровне. Участие в выборах допустимо, если: 1) выборы не будут являться заведомым фарсом, где православному кандидату будет отведено заранее второе место; 2) данный регион может поддержать православного кандидата и он может найти опору у местного населения; 3) есть самое главное: православный кандидат, достойный этого звания. К нему, как мне кажется, следует приложить следующие требования: 1. Он должен быть церковным человеком, проверенным, лучше в каком-нибудь братстве. Не должен действовать принцип: он пробивной, деловой человек и сочувствует церкви, даже иногда ходит туда и ставит свечки. 2. Он должен обладать даром рассуждения, то есть в каждый момент мог бы определить, полезно то или иное действие или решение Церкви и России или нет. Довольно с нас крика и лозунгов. Мы не успеваем сделать шаг, а уже кричим, привлекая тем самым вражьи силы. 3. Он должен быть достаточно подготовлен в правовом отношении. 4. Он должен быть готов пожертвовать собой ради наших целей. Если нет такого кандидата, то лучше воздержаться от выдвижения каких-либо кандидатов, ибо цель наша - не в том, чтобы захватить большинство в органах власти, а чтобы показать людям, что среди православных есть достойные люди и их много. Мы не будем забывать, что мы чаем восшествия на престол Самодержца, который подобно Давиду будет дарован России и который спасёт Православную веру и Россию. Поэтому, где выборы превращаются в комедию, не стоит и ходить на избирательный участок, следуя слову Господню: “Блажен муж, иже не идет на совет нечистивых...”, а православным “активистам” не стоит себя марать в блоках с сомнительными партиями и движениями, ибо наша цель не победа на демократических выборах, а подготовка к восприятию идеи монархии, которая несомненно возродится в последние дни.
Эта деятельность по моему мнению требует большой подготовительной работы в виде отыскивания и собирания маленьких камушков: православных братств. Положительных примеров мало, но можно вспомнить общество “Радонеж”, которое номинально не является братством, но фактически настоящее братство. Наверное, оно не идеал, но живёт: выпускает газету, имеет радиостанцию, отстаивает православную веру и т.д.
От всех нас нужна личная инициатива. Наши враги всё могут вычислить, но не могут полностью учесть и нейтрализовать инициативу, исходящую от личности. Ведь даже демонские силы не могут читать мысли человека, если для них закрыт вход в его душу. Поэтому не надо смотреть на других, на их грехи и недостатки, а каждому подумать, что он реально может сделать для Православия, для России, и каждый получит от Бога ответ и пойдёт в нужном направлении. В завершение хочу напомнить слова Священного Писания, говорящие о первых братствах: “Все верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви”( Дн. 2, 44-47). И ещё: “Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чём кто имел нужду” (Дн. 5, 34-35). Осталось только двинуться к этому идеалу.
Да поможет нам Бог!
Источник: Газета "Ревнитель православного благочестия", № 12, 1999 г.