Внимание! Статья публикуется на дискуссионной основе! Редакция не во всём согласна со "стилистикой" текста, но, тем не менее, считает его весьма любопытным, ибо "ранний", "право-консервативный", период деятельности Орденского Опричного Братства во имя Святого Преподобного Иосифа Волоцкого, где присутствовала оригинальная антибуржуазная, антикапиталистическая и православно-социалистическая тематика, является уникальным и заслуживает особого внимания.
“...Именно экономическая и политическая жизнь капиталистической страны заставляет на каждом шагу ломать нелепые и устарелые национальные перегородки и предрассудки... В акционерных обществах сидят вместе, вполне сливаясь друг с другом, капиталисты разных наций. На фабриках работают вместе рабочие разных наций. При всяком действительно серьёзном и глубоком политическом вопросе группировка идёт по классам, а не по нациям”
(В. И. Бланк-Ульянов-Ленин)
“Где кончается рынок и слава, там начинается всё великое: только там, где кончаются рынок и слава, обитают изобретатели новых ценностей”.
(Ф. Ницше)
(В. И. Бланк-Ульянов-Ленин)
“Где кончается рынок и слава, там начинается всё великое: только там, где кончаются рынок и слава, обитают изобретатели новых ценностей”.
(Ф. Ницше)
Не подлежит сомнению, что безсмысленно и вредно связывать какие-либо национальные надежды с коммунистическим проектом. Однако, не менее безсмысленно и не менее вредно увязывать таковые надежды и с проектом капиталистическим. Тем не менее, на Русском идеологическом “поле”, усилиями Врага, проросли плевелы ещё одного лжеучения. Имя ему - национал-капитализм. И хотя оно пока ни в малейшей степени пока не “овладело массами”, но, ежели верно, что болезнь нужно “давить” в зародыше, - то и исторгать идеологические плевелы легче, пока их сравнительно мало. Подобно адептам Красного Культа, имеющим “кафедрой” и “трибуной” газету “Завтра”, новоявленные чтители “национального” Златого Тельца тоже обзавелись “трибуной” - в виде т.наз. “Национальной газеты”. Для пользы дела “прополки”, превозмогая брезгливость, следует обратиться к самосвидетельствам “национал”-капиталистов (далее - все цитаты из “Нац. газеты” № 8 (12) 1997). Общий тон реляций с кап. фронта весьма мажорный - сплошная “национал-демократия на марше”. Один из “марширующих” вместе с национал-демократией, “вольный публицист” (по характеристике “Нац. газеты”) г-н И. Синявин в материале под претенциозным названием “Русская идеология” (руководствуясь тезисом: “не будет преувеличением сказать, что в истории России ещё не было более благоприятного времени для выработки Русской национальной идеологии”) набросал впечатляющую картину “идеологического творчества” на современном этапе. Об интересующем нас “направлении” г-н “вольный публицист” выразился так: “национал-капитализм и национал-демократия. Эту концепцию разрабатывает Александр Севастьянов и его школа”... Вот как - оказывается существует уже целая “школа”, собирающаяся учить “доверившихся” людей “нашей Русской национал-демократической правде”.
У православных не может быть общих радостей с язычниками (тем паче с наиболее зловредными особями “рода нечестивых” - озабоченными сочинением новой Русской национальной идеологии), - поэтому, то, что вызывает такой бурный душевный подъём у г-на Синявина, - а именно безбрежность национал-патриотических фантазий “на Русские темы”, ни в малой мере не может радовать нас. Ибо, с точки зрения Православия, ежели после того, как Истина была явлена, начинают что-то “искать” - то ищут ложь. Нам уже доводилось высказываться о поползновениях “изобрести” новую “русскую идею”: национал-коммунистическую или национал-капиталистическую - неважно, - оба “проекта” служат одной Лжи (см. “Штурмовик” № 6 (38) 1997). Дабы не повторять тогдашней аргументации, приведём не потерявший доселе злободневности фашистский совет Эзры Паунда: “...мы должны провести твёрдое разграничение между двумя видами “идей”. Идеями, которые существуют и/или обсуждаются в разных видах вакуума, которые суть, так сказать, игрушки интеллекта, и идеями, которые предназначены “вступать в действие”, или вести действие за собой и служить нам в качестве правил (и/или мер) поведения”. Вольно же взрослым, половозрелым дядям, имеющим “достаточное количество здоровых, чистокровных Русских детей” (И. Синявин), вести существование в национальном вакууме и играться в “игрушки интеллекта” собственных мертворождённых “идей”. Ежели у “господ Русских националистов” хорошо получаются “здоровые Русские дети”, то, право же, им следует сосредоточить усилия на этом участке борьбы (пусть их вкладом в Русское Дело будет рождение чистокровных Русских детей, а не порождение чахлых, недоношенных, да и вовсе не Русских “идей”). В противном случае, данное “братство национально-мыслящих молодых интеллектуалов”, по видимости, следует передоверить из нашей “публицистической компетенции” в компетенцию Православной Инквизиции, с неизбежностью имеющей быть восстановленной после победы нашей Контр-Революции...
Впрочем, перетряхивать “игрушки интеллекта” и переругиваться с каждым отдельным “национальным идеологом” - занятие малопродуктивное (да и никакой бумаги не хватит: имя этим “идеологам” - легион). А посему, оставив “персоналии”, обратимся, елико возможно, к уяснению общего взгляда нашей Традиции на капитализм. Здесь нам некоторым подспорьем может (несмотря на подчас сложные взаимоотношения с Церковью) послужить “верующий вольнодумец” Бердяев, у которого на “тысячи тонн словесной руды” попадались и вполне традиционалистски-легитимные высказывания типа:
“Правильное действие человека в такой даже ограниченной области, как область общественная, требует космической идеологии. Для того чтобы наметить цель социальных движений и дать оценку их, надо стоять вне исторического потока, надо глядеть на него сверху, с высот мiровой истины”.
Капитализм же “органически” (кавычки употребляем потому, что капитализм в принципе - неорганичен!) неспособен на “взгляд сверху”, он принципиально на всё смотрит снизу - через “интерес” (пусть даже сей интерес и назовут “национальным”). В столь “идеалистической” стране как Россия, национал-капиталистический “интерес” явно проигрывает национал-коммунистическому “идеалу” и нуждается в красной оккультной “подпитке”. О чём красноречиво свидетельствует передовица рассматриваемой нами “Нац. газеты”, где помещено “открытое письмо” главы “нац.кап. школы” А. Севастьянова одному из наиболее видных шаманов Красного Культа - А. Проханову с призывом-мольбой: “будь с нами!”, что лишний раз подтверждает старую истину: капитализм и коммунизм никакие не противники - а “две дороги к одному обрыву”.
И коммунизм и капитализм роднит стремление обращаться с духом как с материей. Тогда как Православие настаивает на незыблемости иерархического принципа - всякая плоть должна покориться Духу. О том, каковы социальные следствия “материалистического бунта” против господства Духа, неплохо сказано у того же Бердяева:
“Свобода есть дух и дух есть свобода, но именно поэтому свобода умаляется и ущемляется по мере нисхождения к материальному плану жизни. Максимальная свобода существует для духовной жизни, для человеческой мысли и совести, для интимной жизни личности. Уже свобода в жизни политической есть свобода умаленная и ущербленная. И минимальная свобода должна бы быть в жизни экономической, ибо она ближе всего к материи, и дальше всего от духа”.
Именно таков, следует заметить, порядок вещей во всякой полноценной традиционной цивилизации. И Царская Россия, будучи наиболее совершенным образцом таковой цивилизации, не являлась в этом отношении исключением. “Национальной” буржуазии шибко много “воли” не давали... “Лишь государственной власти надлежит распоряжаться экономическими судьбами государства” (Иван Вышноградский, министр финансов Императора Александра III). Следует припомнить и “вклад” в дело Революции тогдашних Русских “национал-капиталистов”, чтобы всё сделалось окончательно ясным.
“От экономики зависит самая возможность человеческой жизни на земле, и, казалось бы, недопустимо предоставлять произволу то, что может обречь людей на голодную смерть. И в жизни отдельного человека есть большая свобода в жизни духовной и меньшая свобода в жизни физиологической. Материя должна быть организована, ей нельзя предоставить той свободы, которая оказывается там произволом. Но извращение иерархии ценностей в человеческой жизни так велико, что духу не давали свободы, материи же предоставляли свободу... Материя, материальные аппетиты и вожделения безчинствовали, эксплуатировали и утесняли слабых и зависимых, дух же был задавлен и удушаем. Это, конечно, разительный показатель падшести Mipa” (Бердяев).
Падшесть мiра является питательной средой для произрастания Капитализма, который с точки зрения православной аскетики может быть определён как всецелая захваченность “вещами века сего, которые отделяют людей друг от друга” (блж. Стефан Фиваидский) (*).
У православных не может быть общих радостей с язычниками (тем паче с наиболее зловредными особями “рода нечестивых” - озабоченными сочинением новой Русской национальной идеологии), - поэтому, то, что вызывает такой бурный душевный подъём у г-на Синявина, - а именно безбрежность национал-патриотических фантазий “на Русские темы”, ни в малой мере не может радовать нас. Ибо, с точки зрения Православия, ежели после того, как Истина была явлена, начинают что-то “искать” - то ищут ложь. Нам уже доводилось высказываться о поползновениях “изобрести” новую “русскую идею”: национал-коммунистическую или национал-капиталистическую - неважно, - оба “проекта” служат одной Лжи (см. “Штурмовик” № 6 (38) 1997). Дабы не повторять тогдашней аргументации, приведём не потерявший доселе злободневности фашистский совет Эзры Паунда: “...мы должны провести твёрдое разграничение между двумя видами “идей”. Идеями, которые существуют и/или обсуждаются в разных видах вакуума, которые суть, так сказать, игрушки интеллекта, и идеями, которые предназначены “вступать в действие”, или вести действие за собой и служить нам в качестве правил (и/или мер) поведения”. Вольно же взрослым, половозрелым дядям, имеющим “достаточное количество здоровых, чистокровных Русских детей” (И. Синявин), вести существование в национальном вакууме и играться в “игрушки интеллекта” собственных мертворождённых “идей”. Ежели у “господ Русских националистов” хорошо получаются “здоровые Русские дети”, то, право же, им следует сосредоточить усилия на этом участке борьбы (пусть их вкладом в Русское Дело будет рождение чистокровных Русских детей, а не порождение чахлых, недоношенных, да и вовсе не Русских “идей”). В противном случае, данное “братство национально-мыслящих молодых интеллектуалов”, по видимости, следует передоверить из нашей “публицистической компетенции” в компетенцию Православной Инквизиции, с неизбежностью имеющей быть восстановленной после победы нашей Контр-Революции...
Впрочем, перетряхивать “игрушки интеллекта” и переругиваться с каждым отдельным “национальным идеологом” - занятие малопродуктивное (да и никакой бумаги не хватит: имя этим “идеологам” - легион). А посему, оставив “персоналии”, обратимся, елико возможно, к уяснению общего взгляда нашей Традиции на капитализм. Здесь нам некоторым подспорьем может (несмотря на подчас сложные взаимоотношения с Церковью) послужить “верующий вольнодумец” Бердяев, у которого на “тысячи тонн словесной руды” попадались и вполне традиционалистски-легитимные высказывания типа:
“Правильное действие человека в такой даже ограниченной области, как область общественная, требует космической идеологии. Для того чтобы наметить цель социальных движений и дать оценку их, надо стоять вне исторического потока, надо глядеть на него сверху, с высот мiровой истины”.
Капитализм же “органически” (кавычки употребляем потому, что капитализм в принципе - неорганичен!) неспособен на “взгляд сверху”, он принципиально на всё смотрит снизу - через “интерес” (пусть даже сей интерес и назовут “национальным”). В столь “идеалистической” стране как Россия, национал-капиталистический “интерес” явно проигрывает национал-коммунистическому “идеалу” и нуждается в красной оккультной “подпитке”. О чём красноречиво свидетельствует передовица рассматриваемой нами “Нац. газеты”, где помещено “открытое письмо” главы “нац.кап. школы” А. Севастьянова одному из наиболее видных шаманов Красного Культа - А. Проханову с призывом-мольбой: “будь с нами!”, что лишний раз подтверждает старую истину: капитализм и коммунизм никакие не противники - а “две дороги к одному обрыву”.
И коммунизм и капитализм роднит стремление обращаться с духом как с материей. Тогда как Православие настаивает на незыблемости иерархического принципа - всякая плоть должна покориться Духу. О том, каковы социальные следствия “материалистического бунта” против господства Духа, неплохо сказано у того же Бердяева:
“Свобода есть дух и дух есть свобода, но именно поэтому свобода умаляется и ущемляется по мере нисхождения к материальному плану жизни. Максимальная свобода существует для духовной жизни, для человеческой мысли и совести, для интимной жизни личности. Уже свобода в жизни политической есть свобода умаленная и ущербленная. И минимальная свобода должна бы быть в жизни экономической, ибо она ближе всего к материи, и дальше всего от духа”.
Именно таков, следует заметить, порядок вещей во всякой полноценной традиционной цивилизации. И Царская Россия, будучи наиболее совершенным образцом таковой цивилизации, не являлась в этом отношении исключением. “Национальной” буржуазии шибко много “воли” не давали... “Лишь государственной власти надлежит распоряжаться экономическими судьбами государства” (Иван Вышноградский, министр финансов Императора Александра III). Следует припомнить и “вклад” в дело Революции тогдашних Русских “национал-капиталистов”, чтобы всё сделалось окончательно ясным.
“От экономики зависит самая возможность человеческой жизни на земле, и, казалось бы, недопустимо предоставлять произволу то, что может обречь людей на голодную смерть. И в жизни отдельного человека есть большая свобода в жизни духовной и меньшая свобода в жизни физиологической. Материя должна быть организована, ей нельзя предоставить той свободы, которая оказывается там произволом. Но извращение иерархии ценностей в человеческой жизни так велико, что духу не давали свободы, материи же предоставляли свободу... Материя, материальные аппетиты и вожделения безчинствовали, эксплуатировали и утесняли слабых и зависимых, дух же был задавлен и удушаем. Это, конечно, разительный показатель падшести Mipa” (Бердяев).
Падшесть мiра является питательной средой для произрастания Капитализма, который с точки зрения православной аскетики может быть определён как всецелая захваченность “вещами века сего, которые отделяют людей друг от друга” (блж. Стефан Фиваидский) (*).
(*) Как совместить сие с национализмом, который всё-таки нацелен не на разобщение (как капитализм), а на единение, в идеологическом “кентавре” - национал-капитализме - остаётся “секретом” “школы А. Севастьянова”. Секрета, впрочем, никакого нет - безбожники они вес, а искать какой-то логики у безбожника - дело гиблое, ведь безбожие - род безумия по свидетельству Писания (см. Пс. 52, 2).
Meж тем как наше естество таким образом устроено Создателем, чтобы тело могло свершать свойственное ему, благоразумно и благородно распоряжаясь “вещами века сего”, с целию организовать материю достодолжным образом, дабы исключить, по возможности, попытки поглощения духа материей; душа же могла бы свершать свойственное ей, не прилепляясь к дольнему, вперять очи ума в Горняя, в чаянии небесных благ от Щедродателя-Бога. О принципах же “организации материи” весьма красноречиво учит свт. Тихон Задонский:
“Солнце не себе светит, но всему творению, облака не хранят в себе воды, но изливают её на землю, земля не удерживает в себе плодов. Так и дарования, данные от Бога, должны быть общими для нас и ближних. Разумный не только себе, но и ближнему разумом своим должен приносить пользу. Богатство не только богатому, но и другим должно служить. Так и во всём прочем: всё это таланты Господа нашего, за которые мы дадим Ему ответ в день пришествия Его. Ибо всё, что имеем - Божие, а не наше, и дано от Бога не только ради нас самих, но и для наших ближних. Если кто от добра Божия, данного ему, не уделяет другим, тот грешит против Бога, даровавшего ему блага свои, за что будет истязай в день суда Христова”.
Много бы можно было ещё добавить по сему предмету, однако же, надлежит соблюсти и меру словам, ибо “от многословия не избежиши греха” (Прит. 10, 19). Но, прежде чем поставить “точку на капитализме”, затронем вскользь ещё одну тему - “капиталистический проект в контексте мiрового заговора”. Тема сия - явно “по ведомству контрразведки”, - ему и карты в руки...
Во время оно, в 1895 году, из недр Департамента полиции Российской Империи вышел любопытный документ - докладная записка о “масонской угрозе”, содержащая в том числе и такие суждения:
“Какова же сущность общей деятельности современного всемiрного тайного общества и каковы его цели, в частности у нас, в России?
За последнее столетие магистральные подкопы масонства под здание Христианской Государственности суммируются лозунгами: “Народовластие” и “Отделение Церкви от государства”. В России, где Монарх одновременно и носитель неограниченной политической власти, и мистический Хранитель Церкви, его разрушительные усилия, естественно, централизуются полностью против Престола. Вот почему первая непосредственная задача, намеченная им в России,- узко политическая: поднять революционную волну.”
“Испытанным боевым оружием масонства уже послужил на Западе новейший экономический фактор - капитализм. Естественно, возникло решение применить его и в России, где Самодержавие опирается всецело на дворян-помещиков, тогда как детище капитала - буржуазия - тяготеет, наоборот, к революционному либерализму”.
1917 год - год особого масонского торжества. Цитируем еще один документ - материалы “Конгресса масонства союзных и нейтральных стран”, датированные 28-30 июля 1917 г. Из резолюции итальянской делегации: “Конечная цель, к которой в течение стольких веков стремится масонство: освобождение человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения”. Припомним набросанную выше Бердяевым “диалектику свободы” и сделаем вывод - масонское “освобождение человечества” означает сугубое закабаление, закабаление прежде всего духа человеческого в оковы материи. Масоно-капиталистическая или масоно-коммунистическая “свобода” - есть рабство. Николай Фёдоров (чья “эсхатология” никуда не годится, но чья “геополитика” достойна всяческого внимания) вскрывал ещё один зловещий аспект масоно-капиталистического проекта, а именно: “подчинение Mipa путём свободного торга. Посредством т.наз. свободного торга, поддержанного, однако, новоусовершенствованным оружием, обратить человечество в международный организм”. Итак - круг замкнулся. Змея укусила хвост. “С интернационалом воспрянет род людской...” Международный организм с Mipoвым правительством. “Красный Интернационал на службе у Золотого Интернационала” (К. Родзаевский). Пролетарии, как и буржуа, не имеют Отечества. “...Вся хозяйственная, политическая и духовная жизнь человечества всё более интернационализируется уже при капитализме. Социализм целиком интернационализирует её” (В. Бланк-Ульянов-Ленин). Pax Americana с его богомерзким Novus Ordo Seclorum предназначен доинтернационализировать то, что не удалось социализму. А существование отдельных прекраснодушных “товарищей” или “господ”, думающих сохранить в коммунистической или капиталистической “парадигме” свою национальную идентичность - ничего не меняет и ничего не определяет, а способно лишь сбить с национального толку “малых сих”... Оттого мы и вынуждены сделать однозначный вывод из рассмотрения “обыкновенных” коммунизма и капитализма - ни “Завтра”, ни “Национальная газета” не являются “вехами” собственно Русского Пути. Русский Путь не принадлежит к числу “обыкновенных”. И Русский Путь пролегает вдалеке от них - помимо капитализма и коммунизма. И те, кто ступил на этот Путь, да держат в памяти слова своего Спасителя: “Покупатели и торговцы не войдут в места Моего Отца”.
Источник: "Царский Опричник", №4, 1999 г.