О них впервые узнали на концептуалистских хэппенингах времен группы "Метро", "Ассы", раннего "Вежливого Отказа" (с великолепным поэтом-антигуманистом Гором) - в конце 80-х. Но тогда, в ранней перестройке, все выступали вместе: антисоветизм еще объединял хихикающих либеральных проходимцев-западников (от них сегодня практически ничего не осталось - кто смылся, кто на телевидении работает) и настоящих авангардных нонконформистов, отрицающих Систему и не приемлющих отчуждение. Участь последних - а именно к ним относится группа "Север" - была неприятной, но честной.
При полном отсутствии интереса попсового шоу-бизнеса, Катя и Саша двигались все дальше вглубь природы архаического действа, обретая за гранью нигилизма контуры новой сакральности, являющейся одновременно древнейшей, архаичной, изначальной. Постепенно поиски в жанре перформанса, эксперименты на Покровском бульваре у Петлюры, кристаллизация глубинных творческих интересов в своем собственном ни на что не похожем стиле - все это закончилось рождением "Севера", группы, которую следует назвать родоначальницей целого направления в современном русском искусстве. Условно, его можно было бы определить как "евразийский перформанс" или "архаический перформанс".
Радикальный психоделический опыт, искусственно и естественно разъедающий поле смысла, привел Катю Рыжикову и Сашу Лугина не к гулкой пустоте индивидуалистического нигилизма "левых", но к насыщенной архетипами многомерной вселенной мистических "правых", где из-под оболочки привычного проступают древнейшие знаки Севера, рунические письмена гиперборейцев, протоиероглифы арийской души. Как бы следуя траектории Стефана Георге или Готтфрида Бенна, сегодня в "веймарской России" лучшие художники авангарда обратились к Традиции.
То, что делают Катя Рыжикова и Саша Лугин и их группа, насыщено ритуальным значением, пропитано реальным присутствием того измерения, которое лежит по ту сторону времени. Это магическое пространство может действовать равным образом как на народы древнейшей архаической Евразии, так и на жителей современного индустриального города. Это не стилизация, не химера, не "новое варварство". Это вечное варварство, всегда действенная, злая и сосредоточенная магическая сущность человека, неуничтожимая, как выясняется, несмотря ни на какие ухищрения профанической культуры.
Группа "Север" предельно современна. В своих перформансах она использует элементы авангардной моды, музыкальные аранжировки в стиле "техно",, "боди-арт", "постмодернистский балет", экспрессивные картины-знаки-декорации. Внешне это нечто противоположное лубковым стилизациям или гуманистическому фальшивому псевдоклассицизму, с которым связывается все "правое" в обыденном сознании. Но подлинно современное совпадает с подлинно архаическим, и даже если беспристрастно оценить историю модернизма, то мы увидим, как за Бостоном, Домалем или Арто встает величественная тень Генона, за "левацким" Сартром - национал-социалист Хайдеггер, за Франкфуртской школой -исследователи примордиальных мифов Бахофен, Юнг и Эвола. Перформансы "Севера" как бы иллюстрируют это - наглядно, завораживающее, агрессивно, более, чем убедительно.
Отчасти спонтанно, отчасти осознанно Катя Рыжикова и Саша Лугин возрождают евразийский солярный миф. В центре его - высокая тонкая Белая Дама, изначальная жрица примордиального арийского культа. Она приходит из затопленного Альтланда фризской саги "Ура-Линда", из гиперборейского царства Матерей. Само ее тело - откровение, иероглиф древнейшего знания, карта космоса из белой волшебной плоти. Ее спутник - муж, сын, возлюбленный, жрец Ее культа - воин и маг. Вместе они ткут световое полотно священных пространства и времени, создавая центр там, где проходит их субтильное, как паутина, но связанное с Основой действо. Они заклинают воду и огонь, молятся земле и воздуху, связывают дерево и рожь. Они сочетают плоть и дух, телесное и интуитивное, сновиденческое и пробужденное. Заблудившаяся во времени изначальная пара - Он и Она. В лучах бесконечного Севера. Сами их лица - архетипичны. Их жесты гипнотизируют. В их перформансе оживают страны и Империи, лежащие по ту сторону истории. Спектральные призраки Гипербореи. Духи, вызванные по ошибке или неосторожности, но ставшие (на мгновение) в центр реальности. Тени? Королевские вампиры? Блаженные? Смысл нашей политической борьбы - поставить таких, как они, у власти. Завтра "Севером" станет вся Россия. Послезавтра - остальной мир. Вся власть Северу.