Раскрашенный столб оси мира. Обувь из стекла и дерева с горящими свечами. Свечи и на причудливом головном уборе, стилизованном под жреческую тиару. Многослойные костюмы с руническими символами. Абсолютная эстетика обнаженных арийских тел. Шаманское пение, прерывающееся ритуальными песнями сибирских раскольников. Сосредоточенный, ослепительно красивый женский профиль, застывший над магическими колосьями пшеницы. Амбиентная музыка, прерывающаяся криками грудных младенцев. Свастикообразный хоровод и строгая символика разноцветных лент. Естественно, все поняли о ком идет речь. Это группа "Север": Катя Рыжикова и Саша Лугин.
О них впервые узнали на концептуалистских хэппенингах времен группы "Метро", "Ассы", раннего "Вежливого Отказа" (с великолепным поэтом-антигуманистом Гором) - в конце 80-х. Но тогда, в ранней перестройке, все выступали вместе: антисоветизм еще объединял хихикающих либеральных проходимцев-западников (от них сегодня практически ничего не осталось - кто смылся, кто на телевидении работает) и настоящих авангардных нонконформистов, отрицающих Систему и не приемлющих отчуждение. Участь последних - а именно к ним относится группа "Север" - была неприятной, но честной.
При полном отсутствии интереса попсового шоу-бизнеса, Катя и Саша двигались все дальше вглубь природы архаического действа, обретая за гранью нигилизма контуры новой сакральности, являющейся одновременно древнейшей, архаичной, изначальной. Постепенно поиски в жанре перформанса, эксперименты на Покровском бульваре у Петлюры, кристаллизация глубинных творческих интересов в своем собственном ни на что не похожем стиле - все это закончилось рождением "Севера", группы, которую следует назвать родоначальницей целого направления в современном русском искусстве. Условно, его можно было бы определить как "евразийский перформанс" или "архаический перформанс".
Радикальный психоделический опыт, искусственно и естественно разъедающий поле смысла, привел Катю Рыжикову и Сашу Лугина не к гулкой пустоте индивидуалистического нигилизма "левых", но к насыщенной архетипами многомерной вселенной мистических "правых", где из-под оболочки привычного проступают древнейшие знаки Севера, рунические письмена гиперборейцев, протоиероглифы арийской души. Как бы следуя траектории Стефана Георге или Готтфрида Бенна, сегодня в "веймарской России" лучшие художники авангарда обратились к Традиции.
То, что делают Катя Рыжикова и Саша Лугин и их группа, насыщено ритуальным значением, пропитано реальным присутствием того измерения, которое лежит по ту сторону времени. Это магическое пространство может действовать равным образом как на народы древнейшей архаической Евразии, так и на жителей современного индустриального города. Это не стилизация, не химера, не "новое варварство". Это вечное варварство, всегда действенная, злая и сосредоточенная магическая сущность человека, неуничтожимая, как выясняется, несмотря ни на какие ухищрения профанической культуры.
Группа "Север" предельно современна. В своих перформансах она использует элементы авангардной моды, музыкальные аранжировки в стиле "техно",, "боди-арт", "постмодернистский балет", экспрессивные картины-знаки-декорации. Внешне это нечто противоположное лубковым стилизациям или гуманистическому фальшивому псевдоклассицизму, с которым связывается все "правое" в обыденном сознании. Но подлинно современное совпадает с подлинно архаическим, и даже если беспристрастно оценить историю модернизма, то мы увидим, как за Бостоном, Домалем или Арто встает величественная тень Генона, за "левацким" Сартром - национал-социалист Хайдеггер, за Франкфуртской школой -исследователи примордиальных мифов Бахофен, Юнг и Эвола. Перформансы "Севера" как бы иллюстрируют это - наглядно, завораживающее, агрессивно, более, чем убедительно.
Отчасти спонтанно, отчасти осознанно Катя Рыжикова и Саша Лугин возрождают евразийский солярный миф. В центре его - высокая тонкая Белая Дама, изначальная жрица примордиального арийского культа. Она приходит из затопленного Альтланда фризской саги "Ура-Линда", из гиперборейского царства Матерей. Само ее тело - откровение, иероглиф древнейшего знания, карта космоса из белой волшебной плоти. Ее спутник - муж, сын, возлюбленный, жрец Ее культа - воин и маг. Вместе они ткут световое полотно священных пространства и времени, создавая центр там, где проходит их субтильное, как паутина, но связанное с Основой действо. Они заклинают воду и огонь, молятся земле и воздуху, связывают дерево и рожь. Они сочетают плоть и дух, телесное и интуитивное, сновиденческое и пробужденное. Заблудившаяся во времени изначальная пара - Он и Она. В лучах бесконечного Севера. Сами их лица - архетипичны. Их жесты гипнотизируют. В их перформансе оживают страны и Империи, лежащие по ту сторону истории. Спектральные призраки Гипербореи. Духи, вызванные по ошибке или неосторожности, но ставшие (на мгновение) в центр реальности. Тени? Королевские вампиры? Блаженные? Смысл нашей политической борьбы - поставить таких, как они, у власти. Завтра "Севером" станет вся Россия. Послезавтра - остальной мир. Вся власть Северу.