Могут ли русские коммунисты и православные быть заедино? |
Уважаемый владыка Гедеон!
Я рад, что мои статьи, посвященные проблемам церковно-государственных отношений, привлекли Ваше внимание. Среди многочисленных откликов, которые я получил - и от мирян, и от священников, и от епископов Русской Православной Церкви - подавляющее большинство - ободряющие, позитивные и положительные. Ваше письмо, напротив, содержит предельно жесткую критику моей работы.
По сути дела, Вы собрали воедино и весьма эмоционально изложили все те аргументы, которыми в свое время воспользовались "демократы", чтобы разрушить Советский Союз и захватить власть в России. Пользуются они этими аргументами и теперь, чтобы не допустить объединения русских людей под знаменами и лозунгами патриотического, национального и духовного возрождения.
РУССКИЙ ПУТЬ
Именно поэтому я счел необходимым ответить на Ваше письмо публично. Но, уверяю Вас, я всегда открыт и для личной встречи с Вами. Я глубоко убежден, что в нынешней критической ситуации только открытый, честный, предельно искренний диалог между представителями самых разных, порой полярных точек зрения может заложить прочную основу для одоления смуты и воссоздания Великой России.
Напомню вкратце основные тезисы моей брошюры.
1. Православие, без сомнения, является важнейшей духовной основой тысячелетней русской культуры. Многовековым стержнем нашей национальной самобытности. Нравственным фундаментом русского характера в его историческом развитии. Без Православия немыслим ни Ломоносов, ни Пушкин, ни Достоевский, ни Есенин, ни Шукшин, ни Белов.
2. Исторические заслуги Православной Церкви неоспоримы. Церковь помогла нашему народу пережить татаро-монгольское иго. Настойчиво мирила удельных князей, не позволяя Руси распасться на части. Сыграла одну из ключевых ролей в создании единого централизованного Русского Царства. Столетиями вдохновляла российских воинов в борьбе с внешними агрессорами и внутренними врагами, пытавшимися расшатать устои нашей государственности.
3. К началу ХХ столетия почти все государственные, политические и общественные механизмы, поддерживавшие жизнеспособность Российской Империи, обветшали и сгнили. Вопиющая социальная несправедливость разрушила былое всесословное, соборное единство нации. Между различными классами общества пролегла пропасть непонимания и вражды.
4. В этих условиях дворянство и чиновничество оказались неспособны управлять страной. Найти достойные ответы на вызовы новой эпохи. Восстановить справедливость. Стать выразителями общенациональных интересов россиян. К сожалению, не смогла сыграть былой объединяющей роли и Церковь.
Я рад, что мои статьи, посвященные проблемам церковно-государственных отношений, привлекли Ваше внимание. Среди многочисленных откликов, которые я получил - и от мирян, и от священников, и от епископов Русской Православной Церкви - подавляющее большинство - ободряющие, позитивные и положительные. Ваше письмо, напротив, содержит предельно жесткую критику моей работы.
По сути дела, Вы собрали воедино и весьма эмоционально изложили все те аргументы, которыми в свое время воспользовались "демократы", чтобы разрушить Советский Союз и захватить власть в России. Пользуются они этими аргументами и теперь, чтобы не допустить объединения русских людей под знаменами и лозунгами патриотического, национального и духовного возрождения.
РУССКИЙ ПУТЬ
Именно поэтому я счел необходимым ответить на Ваше письмо публично. Но, уверяю Вас, я всегда открыт и для личной встречи с Вами. Я глубоко убежден, что в нынешней критической ситуации только открытый, честный, предельно искренний диалог между представителями самых разных, порой полярных точек зрения может заложить прочную основу для одоления смуты и воссоздания Великой России.
Напомню вкратце основные тезисы моей брошюры.
1. Православие, без сомнения, является важнейшей духовной основой тысячелетней русской культуры. Многовековым стержнем нашей национальной самобытности. Нравственным фундаментом русского характера в его историческом развитии. Без Православия немыслим ни Ломоносов, ни Пушкин, ни Достоевский, ни Есенин, ни Шукшин, ни Белов.
2. Исторические заслуги Православной Церкви неоспоримы. Церковь помогла нашему народу пережить татаро-монгольское иго. Настойчиво мирила удельных князей, не позволяя Руси распасться на части. Сыграла одну из ключевых ролей в создании единого централизованного Русского Царства. Столетиями вдохновляла российских воинов в борьбе с внешними агрессорами и внутренними врагами, пытавшимися расшатать устои нашей государственности.
3. К началу ХХ столетия почти все государственные, политические и общественные механизмы, поддерживавшие жизнеспособность Российской Империи, обветшали и сгнили. Вопиющая социальная несправедливость разрушила былое всесословное, соборное единство нации. Между различными классами общества пролегла пропасть непонимания и вражды.
4. В этих условиях дворянство и чиновничество оказались неспособны управлять страной. Найти достойные ответы на вызовы новой эпохи. Восстановить справедливость. Стать выразителями общенациональных интересов россиян. К сожалению, не смогла сыграть былой объединяющей роли и Церковь.
5. Октябрьская революция - не случайность и не результат злонамеренного заговора кучки предателей. Она - закономерный результат всестороннего социального, экономического и духовного кризиса российского общества. Когда либеральная буржуазия, захватившая власть после свержения самодержавия, доказала свою полную недееспособность, страна оказалась в пучине хаоса, на грани окончательной гибели. В этой ситуации большевики оказались единственной силой, обладавшей необходимой политической волей. Дисциплинированной, централизованной и целеустремленной. А потому - способной предотвратить катастрофу. Они "железом и кровью" обуздали смуту и восстановили государственное единство былой Российской Империи, что и унаследовал Советский Союз.
6. Братоубийственная гражданская война и кровопролитная иностранная интервенция ожесточили людей. Ожесточилась и государственная власть. Часть духовенства открыто поддержала врагов нового правительства. В этих условиях партия вступила в открытую борьбу с противостоящим священством и с Православной Церковью в целом.
7. Внутри коммунистической партии на протяжении всего существования СССР с переменным успехом боролись две мощные группировки. Одна из них видела в Советской Державе естественного исторического и геополитического преемника тысячелетней Великой России. Другая рассматривала нашу страну и народ только как "хворост в костре мировой революции". Гонения на Церковь в значительной мере объясняются влиянием именно этой, антирусской, космополитической, троцкистской группировки.
8. С началом Великой Отечественной войны обстановка существенно изменилась. Война отодвинула на второй план все вопросы, кроме одного, самого главного: быть или не быть России и русскому народу? В этих условиях обращение партии к чувству глубокого и искреннего народного патриотизма, к нравственно-религиозным традициям Святой Руси предопределили нашу Победу. В области внутриполитической наметился поворот к национальным ценностям, отказ от доктринерских мифов, от русофобии, от оголтелой антицерковной кампании. Именно эти перемены легли в основание еще одного чуда - невиданно быстрого восстановления народного хозяйства, разоренного войной.
9. После смерти Сталина в руководстве страны вновь возобладали антирусские силы. Вновь начались антицерковные гонения. Хрущевская "оттепель", брежневский "застой" и горбачевская "перестройка" ознаменовали собой три последовательные фазы разрушения Советской Державы.
10. В результате наше Отечество растащили на части новоявленные удельные князья. Русский народ оказался расчлененным, ограбленным и обманутым. К власти в России пришли крайние русофобы, антинародные силы, взявшие на вооружение людоедскую политику геноцида.
11. Для того, чтобы преодолеть бушующий кризис, мы должны восстановить попранную социальную справедливость. Возродить государственное единство растерзанной Державы. Вернуть Россию на путь ее естественного исторического развития. Этот путь несовместим с капитализмом, с "обществом потребления", с либерализмом и космополитизмом. Его важнейшая черта - союз Церкви и всех здоровых общественных, политических сил страны.
12. В современных условиях Русская Православная Церковь и народно-патриотическое движение, ядром которого является КПРФ, имеют целый ряд общих стратегических задач. Это и укрепление целостности российского государства, и пробуждение русского национального самосознания, и борьба с нравственной деградацией народа, и противодействие внешней духовной агрессии против России. Мы не имеем права отказываться от сотрудничества. Если мы не сумеем найти общий язык - Россия просто погибнет.
А вместе с ней погибнем и все мы.
НЕПРАВЫЙ СУД
Предлагая для обсуждения такую точку зрения на церковно-государственную проблематику я, конечно, не рассчитывал, что все безоговорочно с ней согласятся. Но все же меня удивил тон Вашего письма.
Вы обвиняете меня в том, что я пытаюсь диктовать Русской Православной Церкви, как она должна поступать. Но я ничего никому не навязываю. И уж тем более не имею ни намерения, ни возможности диктовать что-либо Церкви! Я лишь утверждаю, что современные проблемы России будет очень трудно решить, если Церковь не станет публично, гласно и оперативно высказываться по важнейшим вопросам нашей жизни. Если православные иерархи не займут активной общественной, патриотической позиции, подобно тому, как это сделал в свое время митрополит Иоанн. А политические лидеры, в свою очередь, не начнут учитывать в партийных программах насущные нужды верующих, не станут опираться в практической деятельности на народные святыни, на богатейшую русскую духовную традицию. Только тогда мы совместно сможем одолеть пагубную разобщенность, ставшую главной причиной наших нынешних бед...
Огульно списывать все эти беды на Ленина по меньшей мере несправедливо. Для миллионов наших соотечественников Ленин является главным символом социальной справедливости и всех достижений советской эпохи, так бездарно пущенных в распыл нынешним подлым режимом. Непрекращающаяся истерика вокруг его имени служит сегодня лишь разжиганию вражды и ненависти между русскими людьми: между "красными" и "белыми", молодежью и ветеранами, верующими и атеистами. И Вы, Владыка, не можете не понимать, что своей позицией - позицией отторжения значительной части нашего народа, разделяющей идеалы социальной справедливости - вносите весомую лепту в разжигание этой гибельной ненависти и вражды. К лицу ли высокопоставленному православному иерарху такая позиция?
Да, допустив после революции гонения на Церковь, новая власть, еще неопытная и молодая, сделала огромную ошибку. И я со всей искренностью осуждаю антицерковные заявления, подобные тому, которое Вы процитировали. Но гражданская война не располагает к милосердию: ожесточение с обоих сторон в те страшные годы превзошло всякую меру. Ведь не секрет, что часть духовенства тогда открыто поддержала широкомасштабную иностранную интервенцию против нашей Родины.
Ваше утверждение, что "все язвы современной России, - это результат войны коммунистов против Православия, Самодержавия и Народности", тоже грешит против истины. Во всяком случае, когда Николай II написал в своем дневнике знаменитые теперь строки: "Кругом измена, и трусость, и обман...", ни в его окружении, ни в правительстве Российской Империи коммунистов и близко не было! Кстати, Священный Синод на первом же своем заседании после февральской революции единогласно освободил всех верующих от присяги Николаю II и отменил церковную молитву за "благочестивейшего императора"...
Если Вы, Владыка, и впрямь думаете, что кучка привезенных в запломбированном вагоне "диверсантов" могла так легко разрушить огромную империю и "отнять у России Бога", то Вы просто не уважаете собственный народ. Нет, Ваше Высокопреосвященство - все далеко не так просто! Язвы современной России - это результат недееспособности государственной власти, раскола общества на враждующие группировки и нравственной деградации народа, в которых мы повинны все вместе. И зародились эти болезни задолго до появления коммунистов в России.
О них, начиная еще с середины XVIII века, много писали представители самых разных общественных течений, в том числе и такие авторитетные православные иерархи как святитель Тихон Задонский, митрополит московский Филарет (Дроздов), епископы Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник. Видно, они были достаточно мужественны и честны, чтобы признать ответственность Церкви за все, происходящее в России.
ИВАН ГРОЗНЫЙ, ПЕТР ПЕРВЫЙ, ИОСИФ СТАЛИН...
Отношения Церкви и Государства на Руси никогда не отличались мягкостью и гармонией. Князья и цари, временщики и министры достаточно часто и жестоко вмешивались во внутрицерковные дела. Достаточно вспомнить столкновение Ивана Грозного с митрополитом Филиппом, стоившее первосвятителю жизни. Ссылку и заточение патриарха Никона по приказу "тишайшего" государя Алексея Михайловича. Упразднение патриаршества Петром I. Гонения на духовенство в царствование Анны Иоанновны. Отчуждение церковных имуществ, проведенное Екатериной II...
А расцвет масонства под покровительством Александра I? А назначение обер-прокурором Синода откровенного оккультиста и врага Церкви князя Александра Голицына? А конфликт Победоносцева с "всероссийским молитвенником" отцом Иоанном Кронштадтским? Примеры такого рода можно множить и множить...
"На благочестие и веру нашу православную наступили - жаловался в середине XVIII века Амвросий Юшкевич, духовник будущей императрицы Елизаветы. - Коль многое множество людей духовных, а наипаче ученых, истребили, монахов порасстригли и перемучали... Сие же все делали с умыслом, чтобы вовсе истребить в России священство православное..."
Таким образом, Владыка, Ваша попытка противопоставить ужасному зрелищу бесчисленных "советских зверств" благостную картину "дореволюционной симфонии" не выдерживает проверки конкретными историческими фактами.
То же можно сказать и про филиппику о "бесчеловечных ГУЛагах" и "морях пролитой братской крови". Поверьте, я, как и Вы, решительно осуждаю порочную, бесчеловечную и преступную практику политических репрессий, в каком бы виде она не проявлялась и какими бы благими целями не обосновывалась. Но беспристрастная статистика свидетельствует: все разговоры о "миллионах жертв" - миф. Что же касается пролития "братской крови", то в царствование того же Петра население Российской Империи сократилось едва ли не на четверть, в то время как за годы советской власти население СССР удвоилось! И только после победы "демократии" мы вновь стали вымирать ударными темпами...
Странно и то, Владыка, что Вы, перечисляя так подробно все недостатки советской эпохи, ни словом не упоминаете о Победе СССР в Великой Отечественной войне. Не потому ли, что эта Победа, вознесшая наше Отечество на невиданную дотоле высоту могущества и славы, была завоевана нашим народом под руководством Коммунистической партии? Не потому ли, что в эти судьбоносные годы Церковь, забыв все обиды и гонения, поддержала советское государство, призвала народ сплотиться вокруг его державного вождя, Иосифа Сталина, и этот призыв был услышан и поддержан верующими? Не потому ли, что деяния тех героических лет никак не укладываются в прокрустово ложе нарисованной Вами примитивной антисоветской схемы?
"ДУХ ЦЕРКВИ ПОЙДЕТ ПАРАЛЛЕЛЬНО С СОЦИАЛИЗМОМ..."
К счастью, далеко не все церковные иерархи разделяют столь тенденциозную точку зрения. Вспомним хотя бы митрополита Вениамина (Федченкова, 1880-1961), одного из наиболее выдающихся православных подвижников ХХ столетия.
Судьба этого Святителя удивительна. Будучи по воспитанию убежденным монархистом, он во время гражданской войны возглавил военное духовенство Белой Армии и вместе с войсками барона Врангеля эмигрировал за границу. Но на склоне дней, умудренный богатым жизненным и церковным опытом - признал советскую власть, вернулся на Родину и стал одним из самых горячих сторонников СССР. Он вступил в ряды Белой Армии, желая видеть в ней защитницу Русского Православия - но увидел, что вера у "лучших сынов России" весьма прохладна. Он хотел быть вместе с народом - но оказалось, что ни у Врангеля, ни там, за границей, русского народа нет...
"После недоразумений, - писал Святитель в 1945 году в своих дневниках, - не случайно сотрудничество Церкви с Советским Союзом, а искренно... Может быть религиозный дух Церкви, независимо от политического строя, пойдет вслед и параллельно с социализмом... Советская Россия чрезвычайно сильная - самая сильная - страна в мире. Потому, что к власти пришел сам народ - через большевистскую партию. В этом смысле должно считать советскую революцию революцией народной. Прежние попытки революций, включая и период Керенского, были движениями преимущественно интеллигентскими - а потому и не радикальными, половинчатыми. Советы же привели к власти массы народа.
Предыдущий строй рухнул потому, что он внутренне изжился в своем правящем классе (царском, дворянском и интеллигентском). И это было прямо счастьем для России; иначе гниение продолжалось бы и дольше, и глубже - ко вреду народа и государства и даже для всего мира. На место отживших классов пришел сам народ в своей неиспользованной еще и нерастраченной силе - душевной и физической.
И хотя уже одно это было чрезвычайно важно, но еще важнее было то, что народ поддержал новую идеологию: сотрудничество трудящихся, объединение рабочих классов. Идею братства трудящихся. Идеологию дружбы народов не только в одном Советском Союзе, но и в других странах. Идеологию служения: сначала в Советском своем Союзе, а потом (при возможности) и содействие другим народам в том же направлении. Это было под силу лишь большевистской партии, навстречу которой пошли массы рабочего народа. И русский народ не случайно, а мудро остановился на выборе именно советской власти среди других групп и партий. В этом проявилась опять сила ума и духа русского народа (и народов Союза). Лишь советская власть могла навести порядок в стране и повести ее дальше. И народ пошел за ней".
В таком понимании исторической миссии Советской России митрополит Вениамин был далеко не одинок. В 1947 году, на праздненствах по поводу 800-летия Москвы, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (Симанский) заявил, что "Русская Церковь возносит усердную молитву о державе, победе, мире, здравии и спасении... всех доблестных руководителей страны нашей, твердо ведущих нашу Родину по издревле священному пути мощи, величия и славы"
Совсем недавно, в 1995 году отец Дмитрий Дудко - один из известнейших "узников совести" брежневской эпохи, написал: "Сталин был дан нам Богом, он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить... Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира... Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина "богоданным"..."
Да ведь и Ваш, Владыка, наставник и духовный отец - митрополит Никодим (Ротов), о котором Вы неоднократно публично отзывались как о "гениальном, исключительном, особо одаренном" иерархе - еще в 1969 году провозглашал, что "в новом мире социализма воплощаются и получают реальное бытие идеалы, привнесенные в мир Христом, Воплотившимся Словом".
Если КПРФ, по Вашим словам, "не перестала быть богоборческой организацией", почему же тогда почитаемый Вами митрополит Иоанн начал свою общественно-патриотическую деятельность с того, что обратился именно к нам, в коммунистическую прессу, с просьбой обнародовать его пламенные статьи-проповеди? Почему он последовательно, один за другим, благословлял и освящал своим именем все оппозиционные нынешнему режиму политические союзы, ядром которых являлась КПРФ? Почему при моих личных встречах с ним он, порой нелицеприятно критикуя коммунистов, никогда не позволял себе огульных обвинений и оскорбительных выпадов?
Простите, Владыка, но учитывая сказанное выше, у меня есть все основания считать, что Ваша точка зрения не только не отражает мнения всей Русской Церкви, но в целом ряде важнейших положений прямо ей противоречит.
Отношения Церкви и Государства на Руси никогда не отличались мягкостью и гармонией. Князья и цари, временщики и министры достаточно часто и жестоко вмешивались во внутрицерковные дела. Достаточно вспомнить столкновение Ивана Грозного с митрополитом Филиппом, стоившее первосвятителю жизни. Ссылку и заточение патриарха Никона по приказу "тишайшего" государя Алексея Михайловича. Упразднение патриаршества Петром I. Гонения на духовенство в царствование Анны Иоанновны. Отчуждение церковных имуществ, проведенное Екатериной II...
А расцвет масонства под покровительством Александра I? А назначение обер-прокурором Синода откровенного оккультиста и врага Церкви князя Александра Голицына? А конфликт Победоносцева с "всероссийским молитвенником" отцом Иоанном Кронштадтским? Примеры такого рода можно множить и множить...
"На благочестие и веру нашу православную наступили - жаловался в середине XVIII века Амвросий Юшкевич, духовник будущей императрицы Елизаветы. - Коль многое множество людей духовных, а наипаче ученых, истребили, монахов порасстригли и перемучали... Сие же все делали с умыслом, чтобы вовсе истребить в России священство православное..."
Таким образом, Владыка, Ваша попытка противопоставить ужасному зрелищу бесчисленных "советских зверств" благостную картину "дореволюционной симфонии" не выдерживает проверки конкретными историческими фактами.
То же можно сказать и про филиппику о "бесчеловечных ГУЛагах" и "морях пролитой братской крови". Поверьте, я, как и Вы, решительно осуждаю порочную, бесчеловечную и преступную практику политических репрессий, в каком бы виде она не проявлялась и какими бы благими целями не обосновывалась. Но беспристрастная статистика свидетельствует: все разговоры о "миллионах жертв" - миф. Что же касается пролития "братской крови", то в царствование того же Петра население Российской Империи сократилось едва ли не на четверть, в то время как за годы советской власти население СССР удвоилось! И только после победы "демократии" мы вновь стали вымирать ударными темпами...
Странно и то, Владыка, что Вы, перечисляя так подробно все недостатки советской эпохи, ни словом не упоминаете о Победе СССР в Великой Отечественной войне. Не потому ли, что эта Победа, вознесшая наше Отечество на невиданную дотоле высоту могущества и славы, была завоевана нашим народом под руководством Коммунистической партии? Не потому ли, что в эти судьбоносные годы Церковь, забыв все обиды и гонения, поддержала советское государство, призвала народ сплотиться вокруг его державного вождя, Иосифа Сталина, и этот призыв был услышан и поддержан верующими? Не потому ли, что деяния тех героических лет никак не укладываются в прокрустово ложе нарисованной Вами примитивной антисоветской схемы?
"ДУХ ЦЕРКВИ ПОЙДЕТ ПАРАЛЛЕЛЬНО С СОЦИАЛИЗМОМ..."
К счастью, далеко не все церковные иерархи разделяют столь тенденциозную точку зрения. Вспомним хотя бы митрополита Вениамина (Федченкова, 1880-1961), одного из наиболее выдающихся православных подвижников ХХ столетия.
Судьба этого Святителя удивительна. Будучи по воспитанию убежденным монархистом, он во время гражданской войны возглавил военное духовенство Белой Армии и вместе с войсками барона Врангеля эмигрировал за границу. Но на склоне дней, умудренный богатым жизненным и церковным опытом - признал советскую власть, вернулся на Родину и стал одним из самых горячих сторонников СССР. Он вступил в ряды Белой Армии, желая видеть в ней защитницу Русского Православия - но увидел, что вера у "лучших сынов России" весьма прохладна. Он хотел быть вместе с народом - но оказалось, что ни у Врангеля, ни там, за границей, русского народа нет...
"После недоразумений, - писал Святитель в 1945 году в своих дневниках, - не случайно сотрудничество Церкви с Советским Союзом, а искренно... Может быть религиозный дух Церкви, независимо от политического строя, пойдет вслед и параллельно с социализмом... Советская Россия чрезвычайно сильная - самая сильная - страна в мире. Потому, что к власти пришел сам народ - через большевистскую партию. В этом смысле должно считать советскую революцию революцией народной. Прежние попытки революций, включая и период Керенского, были движениями преимущественно интеллигентскими - а потому и не радикальными, половинчатыми. Советы же привели к власти массы народа.
Предыдущий строй рухнул потому, что он внутренне изжился в своем правящем классе (царском, дворянском и интеллигентском). И это было прямо счастьем для России; иначе гниение продолжалось бы и дольше, и глубже - ко вреду народа и государства и даже для всего мира. На место отживших классов пришел сам народ в своей неиспользованной еще и нерастраченной силе - душевной и физической.
И хотя уже одно это было чрезвычайно важно, но еще важнее было то, что народ поддержал новую идеологию: сотрудничество трудящихся, объединение рабочих классов. Идею братства трудящихся. Идеологию дружбы народов не только в одном Советском Союзе, но и в других странах. Идеологию служения: сначала в Советском своем Союзе, а потом (при возможности) и содействие другим народам в том же направлении. Это было под силу лишь большевистской партии, навстречу которой пошли массы рабочего народа. И русский народ не случайно, а мудро остановился на выборе именно советской власти среди других групп и партий. В этом проявилась опять сила ума и духа русского народа (и народов Союза). Лишь советская власть могла навести порядок в стране и повести ее дальше. И народ пошел за ней".
В таком понимании исторической миссии Советской России митрополит Вениамин был далеко не одинок. В 1947 году, на праздненствах по поводу 800-летия Москвы, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I (Симанский) заявил, что "Русская Церковь возносит усердную молитву о державе, победе, мире, здравии и спасении... всех доблестных руководителей страны нашей, твердо ведущих нашу Родину по издревле священному пути мощи, величия и славы"
Совсем недавно, в 1995 году отец Дмитрий Дудко - один из известнейших "узников совести" брежневской эпохи, написал: "Сталин был дан нам Богом, он создал такую державу, которую сколько не разваливают, а не могут до конца развалить... Да, Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира... Наши Патриархи, особенно Сергий и Алексий, называли Сталина богоданным вождем. К ним присоединялись и другие, такие как крупный ученый и богослов Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Кстати, сидевший при Сталине, но это не помешало ему назвать Сталина "богоданным"..."
Да ведь и Ваш, Владыка, наставник и духовный отец - митрополит Никодим (Ротов), о котором Вы неоднократно публично отзывались как о "гениальном, исключительном, особо одаренном" иерархе - еще в 1969 году провозглашал, что "в новом мире социализма воплощаются и получают реальное бытие идеалы, привнесенные в мир Христом, Воплотившимся Словом".
Если КПРФ, по Вашим словам, "не перестала быть богоборческой организацией", почему же тогда почитаемый Вами митрополит Иоанн начал свою общественно-патриотическую деятельность с того, что обратился именно к нам, в коммунистическую прессу, с просьбой обнародовать его пламенные статьи-проповеди? Почему он последовательно, один за другим, благословлял и освящал своим именем все оппозиционные нынешнему режиму политические союзы, ядром которых являлась КПРФ? Почему при моих личных встречах с ним он, порой нелицеприятно критикуя коммунистов, никогда не позволял себе огульных обвинений и оскорбительных выпадов?
Простите, Владыка, но учитывая сказанное выше, у меня есть все основания считать, что Ваша точка зрения не только не отражает мнения всей Русской Церкви, но в целом ряде важнейших положений прямо ей противоречит.
АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ
Теперь о раскаянии, которого Вы требуете от компартии. Насколько я понимаю, православное вероучение признает только личное покаяние человека. Поэтому скажу о себе.
Мне есть о чем сожалеть. Я горько раскаиваюсь в том, что своевременно не сумел разглядеть под "демократическими" масками многих наших вождей их подлинные личины предателей и русофобов, властолюбцев и казнокрадов. В том, что слишком долго верил людям, променявшим честь и совесть на власть и деньги. В том, что не сумел предотвратить тех бед и напастей, которые обрушились на нас в последнее десятилетие.
Что касается религиозных проблем, то и здесь я не отказываюсь от своей доли ответственности. И именно поэтому считаю одной из важнейших задач по мере сил содействовать становлению и развитию конструктивных, гармоничных отношений между Церковью и Государством. Формированию прочного союза между православной общественностью и народно-патриотическим движением. Решительному преодолению всех трагических ошибок и невольных недоразумений, накопившихся в церковно-государственной сфере в нынешнем столетии, ставшем для России столетием великих испытаний, невиданных взлетов и страшных катастроф...
А насчет попыток "использовать голоса верующих в политической борьбе" скажу Вам так: если по-Вашему православных в России сейчас 90 процентов - что само по себе весьма сомнительно - то как минимум треть из них и так уже проголосовала за меня на президентских выборах 1996 года. Не сомневаюсь, что в будущем наших сторонников среди верующих станет еще больше. Так что мои высказывания на тему церковно-государственных отношений продиктованы не политической конъюнктурой и не предвыборной тактикой, а искренним желанием разобраться в проблеме, проявить искренне доброжелательство. И зря Вы, Владыка, кладете камень в протянутую руку...
Конечно, можно продолжать смаковать "факты деятельности современных коммунистов, которые противоречат тезисам об уважении к Православной вере и Церкви". Только стоит ли? Даже если такие факты есть - а в нынешнее смутное время все возможно - это не дает Вам никакого права на основании единичных примеров делать широкомасштабные выводы о политике партии в целом. КПРФ - организация молодая, динамично развивающаяся. Зачастую нам приходится учиться и переучиваться на ходу. И нередко новый курс, новая идеология, новое лицо партии рождаются в горячих дискуссиях, в столкновении старых и новых подходов, в мучительных поисках верного решения...
Да, и кроме того - скажите, Владыка, положа руку на сердце: разве мало сегодня "фактов деятельности" отдельных православных верующих, противоречащих нравственному учению Евангелия, которое они на словах исповедуют? Но ведь никому не приходит в голову на основании этих отдельных фактов винить всю Церковь...
А судить о КПРФ по Ельцину и его подручным - и вовсе абсурдно. Это все равно, что судить о Церкви по Глебу Якунину или Филарету Денисенко, которых она сама же и анафематствовала.
У НАС ИНАЯ ТРАДИЦИЯ
В качестве спасительного выхода из нынешнего политического кризиса Вы предлагаете признать главой государства Патриарха. Я с большим уважением отношусь к Его Святейшеству Алексию II и оценил его высокие достоинства по личным впечатлениям. Однако, как человек, немного разбирающийся в политике, должен заметить, что своей инициативой Вы ставите его в весьма неловкое положение. Неужели Вы всерьез рассчитываете, что Патриарх согласится играть роль "русского аятоллы Хомейни"? Превратить Церковь в российский аналог движения "Талибан"? Кроме того, Ваше предложение в корне противоречит всему нашему историческому опыту. Никогда за все десять веков отечественной истории глава Русской Церкви не управлял государством. В лучшем случае он был регентом - как митрополит Алексий при малолетнем Дмитрии Донском - или соправителем - как патриархи Филарет и Никон.
В сегодняшней России реализовать модель теократического управления просто невозможно. Во-первых, такая практика принесет огромный вред самой Церкви, которая будет вынуждена политизироваться до предела. Во-вторых, социологические опросы показывают, что голосовать за политиков по конфессиональному признаку готовы не более 3-4 процентов избирателей. В-третьих, позвольте спросить: что Вы предполагаете делать, если российские мусульмане, атеисты, буддисты и представители других конфессий не пожелают быть "в воле и послушании" у Патриарха Московского и Всея Руси?
ЧЕРТЫ ГРЯДУЩЕГО
Вместо того, чтобы обмениваться взаимными упреками и строить несбыточные прожекты, нам всем стоило бы озаботиться совместной выработкой конструктивной концепции церковно-государственных отношений. Жизнь показала: основой союза Государства и Церкви в современных условиях должна стать их общая ответственность за судьбу народа и страны .
При этом Государство обязалось бы:
1. Не вмешиваться во внутренние дела Церкви.
2. Официально признать особую историческую роль православия в становлении российской государственности и жизни русского народа.
3. Предоставить Церкви все необходимые условия для нравственного воспитания и духовного просвещения общества. Например, бесплатный эфир на государственном радио и телевидении.
4. Законодательно защитить Церковь от внешней "духовной агрессии". От попыток "растащить" ее паству, активно предпринимаемых в последние годы различными тоталитарными сектами и зарубежными религиозными конфессиями.
5. Вернуть Церкви все религиозные святыни, незаконно изъятые у нее в годы гонений и репрессий, будь то Владимирская икона Божией Матери, Троица Рублева или патриаршие палаты в Кремле. Конечно, обеспечив при этом сохранность и общедоступность тех культурных и исторических ценностей, которые являются нашим общенациональным достоянием.
6. Оказать помощь Церкви в деле восстановления разрушенных храмов и монастырей. Нужно только иметь ввиду, что отвлечение государственных средств на эти цели не должно противоречить удовлетворению насущных нужд людей: обеспечению их продовольствием, жильем, одеждой и т.п. Ибо что проку, если голодные, раздетые, бездомные россияне будут ходить мимо великолепных церковных соборов, построенных на деньги, украденные у народа нуворишами и криминальными авторитетами?
В свою очередь, Церковь могла бы поручиться:
1. Не вмешиваться в дела государственного управления и не участвовать в политической борьбе.
2. В своей общественной проповеди поддерживать идеалы христианского патриотизма, традиции самобытной российской державности и ценности национального возрождения. Этому может в значительной мере способствовать развитие уже существующих связей между Церковью и Армией, системой народного образования, министерством культуры и другими ведомствами.
3. Мобилизовать все свои возможности для скорейшего нравственного оздоровления общества, для духовного противодействия растлевающему влиянию западного "культа удовольствий" - особенно среди молодежи.
4. Взять на себя часть функций по социальной защите населения. В частности, государство могло бы передать в ведение Церкви дома престарелых и инвалидов -сохранив, разумеется, свою долю финансового обеспечения этих заведений.
Вышесказанное, конечно, всего лишь первый, самый общий набросок тех принципов, которые могут быть положены в основание современной концепции гармоничных церковно-государственных отношений. И будет весьма ценно, если представители духовенства и православной общественности дополнят его своими предложениями. Возможно, главные положения этой концепции следует зафиксировать в специальном документе, своего рода договоре между Государством и Церковью. Для придания ему официального статуса такой договор мог бы быть законодательно утвержден, соответственно, Государственной Думой и церковным Собором, подписан президентом и патриархом...
Так или иначе, в нашем нынешнем состоянии мы не можем позволить себе роскошь междоусобных конфликтов и ссор. Мы просто обязаны найти общий язык. Во имя нашего многострадального народа. Во имя светлой памяти наших славных предков. Во имя будущего наших детей и внуков.
Во имя России...
Источник: "РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАТРИОТ: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА" (Главный редактор: Анатолий Степанов), Специальный выпуск №1, 1999 г.
Теперь о раскаянии, которого Вы требуете от компартии. Насколько я понимаю, православное вероучение признает только личное покаяние человека. Поэтому скажу о себе.
Мне есть о чем сожалеть. Я горько раскаиваюсь в том, что своевременно не сумел разглядеть под "демократическими" масками многих наших вождей их подлинные личины предателей и русофобов, властолюбцев и казнокрадов. В том, что слишком долго верил людям, променявшим честь и совесть на власть и деньги. В том, что не сумел предотвратить тех бед и напастей, которые обрушились на нас в последнее десятилетие.
Что касается религиозных проблем, то и здесь я не отказываюсь от своей доли ответственности. И именно поэтому считаю одной из важнейших задач по мере сил содействовать становлению и развитию конструктивных, гармоничных отношений между Церковью и Государством. Формированию прочного союза между православной общественностью и народно-патриотическим движением. Решительному преодолению всех трагических ошибок и невольных недоразумений, накопившихся в церковно-государственной сфере в нынешнем столетии, ставшем для России столетием великих испытаний, невиданных взлетов и страшных катастроф...
А насчет попыток "использовать голоса верующих в политической борьбе" скажу Вам так: если по-Вашему православных в России сейчас 90 процентов - что само по себе весьма сомнительно - то как минимум треть из них и так уже проголосовала за меня на президентских выборах 1996 года. Не сомневаюсь, что в будущем наших сторонников среди верующих станет еще больше. Так что мои высказывания на тему церковно-государственных отношений продиктованы не политической конъюнктурой и не предвыборной тактикой, а искренним желанием разобраться в проблеме, проявить искренне доброжелательство. И зря Вы, Владыка, кладете камень в протянутую руку...
Конечно, можно продолжать смаковать "факты деятельности современных коммунистов, которые противоречат тезисам об уважении к Православной вере и Церкви". Только стоит ли? Даже если такие факты есть - а в нынешнее смутное время все возможно - это не дает Вам никакого права на основании единичных примеров делать широкомасштабные выводы о политике партии в целом. КПРФ - организация молодая, динамично развивающаяся. Зачастую нам приходится учиться и переучиваться на ходу. И нередко новый курс, новая идеология, новое лицо партии рождаются в горячих дискуссиях, в столкновении старых и новых подходов, в мучительных поисках верного решения...
Да, и кроме того - скажите, Владыка, положа руку на сердце: разве мало сегодня "фактов деятельности" отдельных православных верующих, противоречащих нравственному учению Евангелия, которое они на словах исповедуют? Но ведь никому не приходит в голову на основании этих отдельных фактов винить всю Церковь...
А судить о КПРФ по Ельцину и его подручным - и вовсе абсурдно. Это все равно, что судить о Церкви по Глебу Якунину или Филарету Денисенко, которых она сама же и анафематствовала.
У НАС ИНАЯ ТРАДИЦИЯ
В качестве спасительного выхода из нынешнего политического кризиса Вы предлагаете признать главой государства Патриарха. Я с большим уважением отношусь к Его Святейшеству Алексию II и оценил его высокие достоинства по личным впечатлениям. Однако, как человек, немного разбирающийся в политике, должен заметить, что своей инициативой Вы ставите его в весьма неловкое положение. Неужели Вы всерьез рассчитываете, что Патриарх согласится играть роль "русского аятоллы Хомейни"? Превратить Церковь в российский аналог движения "Талибан"? Кроме того, Ваше предложение в корне противоречит всему нашему историческому опыту. Никогда за все десять веков отечественной истории глава Русской Церкви не управлял государством. В лучшем случае он был регентом - как митрополит Алексий при малолетнем Дмитрии Донском - или соправителем - как патриархи Филарет и Никон.
В сегодняшней России реализовать модель теократического управления просто невозможно. Во-первых, такая практика принесет огромный вред самой Церкви, которая будет вынуждена политизироваться до предела. Во-вторых, социологические опросы показывают, что голосовать за политиков по конфессиональному признаку готовы не более 3-4 процентов избирателей. В-третьих, позвольте спросить: что Вы предполагаете делать, если российские мусульмане, атеисты, буддисты и представители других конфессий не пожелают быть "в воле и послушании" у Патриарха Московского и Всея Руси?
ЧЕРТЫ ГРЯДУЩЕГО
Вместо того, чтобы обмениваться взаимными упреками и строить несбыточные прожекты, нам всем стоило бы озаботиться совместной выработкой конструктивной концепции церковно-государственных отношений. Жизнь показала: основой союза Государства и Церкви в современных условиях должна стать их общая ответственность за судьбу народа и страны .
При этом Государство обязалось бы:
1. Не вмешиваться во внутренние дела Церкви.
2. Официально признать особую историческую роль православия в становлении российской государственности и жизни русского народа.
3. Предоставить Церкви все необходимые условия для нравственного воспитания и духовного просвещения общества. Например, бесплатный эфир на государственном радио и телевидении.
4. Законодательно защитить Церковь от внешней "духовной агрессии". От попыток "растащить" ее паству, активно предпринимаемых в последние годы различными тоталитарными сектами и зарубежными религиозными конфессиями.
5. Вернуть Церкви все религиозные святыни, незаконно изъятые у нее в годы гонений и репрессий, будь то Владимирская икона Божией Матери, Троица Рублева или патриаршие палаты в Кремле. Конечно, обеспечив при этом сохранность и общедоступность тех культурных и исторических ценностей, которые являются нашим общенациональным достоянием.
6. Оказать помощь Церкви в деле восстановления разрушенных храмов и монастырей. Нужно только иметь ввиду, что отвлечение государственных средств на эти цели не должно противоречить удовлетворению насущных нужд людей: обеспечению их продовольствием, жильем, одеждой и т.п. Ибо что проку, если голодные, раздетые, бездомные россияне будут ходить мимо великолепных церковных соборов, построенных на деньги, украденные у народа нуворишами и криминальными авторитетами?
В свою очередь, Церковь могла бы поручиться:
1. Не вмешиваться в дела государственного управления и не участвовать в политической борьбе.
2. В своей общественной проповеди поддерживать идеалы христианского патриотизма, традиции самобытной российской державности и ценности национального возрождения. Этому может в значительной мере способствовать развитие уже существующих связей между Церковью и Армией, системой народного образования, министерством культуры и другими ведомствами.
3. Мобилизовать все свои возможности для скорейшего нравственного оздоровления общества, для духовного противодействия растлевающему влиянию западного "культа удовольствий" - особенно среди молодежи.
4. Взять на себя часть функций по социальной защите населения. В частности, государство могло бы передать в ведение Церкви дома престарелых и инвалидов -сохранив, разумеется, свою долю финансового обеспечения этих заведений.
Вышесказанное, конечно, всего лишь первый, самый общий набросок тех принципов, которые могут быть положены в основание современной концепции гармоничных церковно-государственных отношений. И будет весьма ценно, если представители духовенства и православной общественности дополнят его своими предложениями. Возможно, главные положения этой концепции следует зафиксировать в специальном документе, своего рода договоре между Государством и Церковью. Для придания ему официального статуса такой договор мог бы быть законодательно утвержден, соответственно, Государственной Думой и церковным Собором, подписан президентом и патриархом...
Так или иначе, в нашем нынешнем состоянии мы не можем позволить себе роскошь междоусобных конфликтов и ссор. Мы просто обязаны найти общий язык. Во имя нашего многострадального народа. Во имя светлой памяти наших славных предков. Во имя будущего наших детей и внуков.
Во имя России...
Источник: "РУССКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПАТРИОТ: РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА" (Главный редактор: Анатолий Степанов), Специальный выпуск №1, 1999 г.