Для первой Марианны основным "занятием" было богоборчество. И теперь вот Инна Шевченко со своей бензопилой... Круг замкнулся. |
Статья Татьяны Василенко, опубликованная в газете "Завтра" 3 ноября 2013 г.
В июле 2013 года президент Франции Франсуа Олланд представил своей стране изображение новой Марианны. На этот раз его прообразом стала Инна Шевченко — лидер небезызвестной Femen, незадолго до этого получившая политическое убежище во Франции. Из родной Украины Шевченко «сбежала» после того, как на неё завели уголовное дело, после организации серии агрессивных протестных актов в защиту «прав женщин» в общем и Pussy Riot, в частности. Выбор «лица» Инны Шевченко для изображения, которое, кстати, является обязательным атрибутом административных учреждений, а также публикуется на почтовых марках и на государственной печати страны, многим показался странным. И действительно, ранее Марианной избирались, дамы, прославившиеся не только своей природной красотой, но и несомненным талантом: Мирей Матье, Катрин Денёв и так далее.., причём все они были француженки... А тут... Да чем она прославилась эта Инна Шевченко? Почему сбежала из Украины и за что её столь любезно приютила Франция? А вот почему и за что:
17 августа 2012 года активистки Femen провели акцию «П… ВВPussyну», в которой они выразили поддержку участниц российской панк-группы Pussy Riot. В чём заключалась акция — в самом центре Киева именно Инной Шевченко был спилен бензопилой и повален Поклонный крест, установленный Украинской греко-католической церковью в память о жертвах сталинских репрессий... На своём сайте Femen, так обозначили данное «мероприятие»: «В день вынесения приговора женское движение FEMEN высказывает поддержку и уважение своим российским коллегам из группы PussyRiot. В знак солидарности с жертвами кремлевско-поповского режима FEMENки свалили поклонный крест над Майданом независимости при помощи бензопилы. Поваленный, был выполнен из твердой породы древесины, привезенной из святых мест, куда давеча являлась сама Богородица. Данным актом FEMEN призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин. FEMEN предупреждает Путина-Гундяева, что если активистки будут приговорены к тюремным срокам, то FEMEN направит карающее острие своей бензопилы персонально на подонков, ответственных за страдания ни в чем не повинных женщин"...
Спиленный крест, откровенные антихристианские заявления, неоднократные омерзительные, как с точки зрения любой традиции, так и с точки зрения хорошего вкуса «голые перфомансы»… — вот чем славна новая Марианна. Так неужели возможно, чтоб подобная «героиня» олицетворяла «прекрасную Францию»? Чушь, бред! Однако, на наш взгляд, это совсем не странно, даже напротив совершенно закономерно... стоит лишь приглядеться откуда она вообще взялась, эта «мадемуазель во фригийском колпаке» на государственной печати...
Итак... Как гласит история, в 1792 года Национальное собрание Франции определило, что новой печатью государства должно стать изображение стоящей женщины с копьём, на голове которой надет фригийский колпак. Понятное дело, это изображение сменило лилию, символ французской монархии. Но почему именно такому образу выпала сия участь? Что это за женщина? История Парижа — во многом история его статуй и каменных изваяний... И в данном случае именно к ним мы и обратимся.
Так 10 августа 1793 года группа революционеров на месте бывшей Бастилии провела церемонию открытия большой статуи древнеегипетской богини Исиды. Статуя, изображавшая богиню, сидящую на троне, с двумя львами по бокам, была задумана Жаком-Луи Давидом, знаменитым художником и революционером. Её открытие приурочили как раз к празднеству по поводу полугодия казни Людовика XVI, и предстоящему гильотинирование Марии-Антуанетты. Из обнаженных сосков Исиды вода струилась в открытый бассейн, расположенный под статуей. Назвали сооружение «Фонтан обновления» и главная идея заключалась в том, чтобы люди проходили перед «Исидой» торжественной процессией и пили «чистый нектар обновления из ее щедрых грудей».
Возможно, вы озадачились вопросом при чём тут Исида? «Египетский след» (так же, как и масонский) во французской революции не является темой данной статьи, поэтому ограничимся лишь несколькими штрихами.
Курт де Гебелин в 1773 году, практически накануне революции, писал: «Всем известно, что первоначально Париж располагался на острове (delaCite). Будучи речным городом, он сделал своим символом ладью и избрал своей богиней-покровительницей Исиду, богиню судоходства; ладья же фактически принадлежала Исиде и была ее символом». А в XVII веке Жан Тристан объявляет, что название «Париж» (Paris) фактически происходит от Isis-Pharia или, точнее, от Pharia-Isis, впоследствии превращенного в Paris. Доказательство этому Тристан видит на неких древних монетах, времён императора Юлиана (известного, как Отступник), где его жена Елена изображена в образе Исиды-Фарии.
Юлиан правил Галлией — Древней Францией — в течении пяти лет и жил в Лютеции (современный Париж) с 358 по 360 год н.э. Он и его жена Елена были активными приверженцами александрийского бога Сераписа и богини Исиды-Фарии. Всё это и приводит Тристана к выводу, что: «Парижане получили свое название от Pharia-Isis из-за культа этой богини, который был учрежден в Иллирии и Галлии в регионе вдоль реки Сены. Именно поэтому Лютеция стала называться «Лютеция Фарийская» или Лютеция Парижская».
Вообще, свидетельств тому, что Париж был каким-то образом связан с Исидой, предостаточно. К примеру, обратимся к манускриптам 1402 года, хранящимся в Национальной библиотеке в Париже. Тут можно найти миниатюры с изображением богини Исиды, одетой как французская знатная дама и прибывающей на ладье в Париж, где ее приветствуют французские вельможи и священнослужители. И очень интересно изображение ладьи Исиды на миниатюрах, так как она весьма похожа на ладью со средневекового герба города Парижа.
В 1512 году французский историк, Лемэр Бельгийский, и вовсе сообщает, что идолу богини Исиды поклонялись в храме, расположенном у южных ворот Парижа, где теперь находится аббатство Сен-Жермен-де-Пре. О том же сообщал парижский историк XVI века Жиль Коррозет, который считается первым человеком, составившим подробный путеводитель по Парижу: «…что касается происхождения названия города, говорят, что там, где сейчас стоит аббатство Сен-Жермен, некогда был храм Исиды, жены великого Осириса, или Юпитера Справедливого… Это место называлось храмом Исиды, а близлежащий город назывался Parisis, что означает «рядом с храмом Исиды» (Singularitez de Paris, 1550)...
Впрочем доказательства о «родстве Парижа и Исиды» можно приводить и приводить бесконечно, так что... вернёмся к парижским статуям времён революции. После «Фонтана обновления» обратим внимание на знаменитую «Свободу». Её в октябре 1792 г. установили на площади Революции (ныне площадь Согласия) — на том месте, где раньше возвышался памятник Людовику XV. Эта «дама» предстала перед жителями обезумевшего Парижа в полный рост, опираясь на пику. На ее голове, разумеется, красовался фригийский колпак. А уже через год, в ноябре 1793 года непосредственно в соборе Парижской Богоматери торжественно праздновали день «Свободы и Разума», где статую «Свободы и Разума» установили вместо статуи Богородицы.
Но есть ли прямая связь между «Свободой» во фригийском колпаке (первой Марианной) и Исидой? Можно ли утверждать, что они по сути одно и тоже? Даже поверхностный экскурс в мифологию даёт нам вполне определённый ответ. К примеру, фригийский колпак, в числе прочего, является убором богини Кибелы. Её особенно почитали в Риме, чью «республику» пытались воспроизвести французские революционеры. Истоки культа Кибелы лежат в древней Фригии (теперь Турция). В своих святилищах Кибела часто изображалась с двумя львами, либо впряженными в ее колесницу, либо стоявшими по обе стороны церемониального трона, использовавшегося высшими жрецами ее культа. Отождествление Кибелы с древнеегипетской Исидой привычно и «законно» среди учёных-мифологов ещё с времён средневековья и возрождения.
А вот уже и совсем прямое указание на то, что Исида и Свобода (Рассудок) (она же Марианна) одно и тоже. В 1794 году в Париже была отчеканена монета со следующим описанием: «Работа знаменитого гравера Дюпре… избравшего культ Исиды для изображения богини Рассудка; первая памятная монета, отчеканенная во Франции», на монете был изображён «Фонтан Обновления», во всём своём «великолепии».
Таким образом, на наш взгляд, можно с полной уверенностью сказать, что то, что сегодня красуется на марках и печатях Франции — новый образ египетской Исиды, её осовремененный образ. Но зачем она понадобилась Французской революции? К чему все эти статуи, и пляски вокруг них?
В работе Грэма Хэнкока и Роберта Бьювэла «Власть талисмана» говорится, что: «уже в начале революции стало ясно, что ее главные цели включают не только ликвидацию монархии и радикальный пересмотр общественного и экономического строя, но и другую, гораздо более далеко идущую задачу: искоренение, если не сказать истребление, христианства во Франции. Эта цель была принята в качестве официальной политики зимой 1793 года, через несколько месяцев после «ритуалов Исиды» на площади Бастилии, и привела к началу интенсивной и систематической национальной кампании «дехристианизации». Как подчеркивает французский историк Мишель Вовель, этот, ныне почти забытый, аспект французской революции был не пассивной и непоследовательной попыткой насаждения новых идеалов, а методичным и продуманным мероприятием, осуществляемым с помощью устрашения и насильственных методов». Верность этой оценки несомненна, и «замена религии» осуществлялось абсолютно сознательно. Робеспьер в речи 1974 года говорит о своём деизме, и, руководствуясь идеями Руссо, призывает к установлению некой «гражданской религии». Заметим, что именно по настоянию Робеспьера каждый десятый день декады было решено посвящать прославлению какой-либо гражданской или социальной добродетели (Верховному Существу, Истине, Справедливости, Скромности, Дружбе, Воздержанности, Искренности, Славе, Бессмертию), своеобразная замена дням святых. Что же представляло собой внедрение этой «гражданской религии» на практике?
С осени 1793 года священники и монахи по всей Франции были вынуждены публично отрекаться от своего духовного сана, а имущество их церквей и монастырей конфисковывалось государством. Примечательно, что именно 7 ноября (!!!) того же года сам епископ Парижский был вынужден отречься от своей веры. А уже 10 ноября в его соборе было организовано большое празднество в честь альтернативного «культа Рассудка».
Празднества, точнее вакханалии, тогда вообще были повсеместны и «новая богиня» в своём фригийском колпаке занимала там далеко не последнее место.
Согласно многочисленным источникам, во время уличных представлений в революционной Франции роль «богини Рассудка» обычно исполняла актриса, облаченная в цвета французского триколора (красный, белый и синий) и носившая так называемый фригийский колпак. Уже на упомянутом нами празднестве 10 ноября происходило буквально следующее: «В разгар торжеств некая мадемуазель Обри, красивая популярная актриса, в синей тунике с белой вуалью и во фригийском колпаке появилась из «храма», посвященного «философии», и была усажена на трон под общее ликование собравшихся. Затем процессия двинулась к Конвенту, где гражданин Шабо — пылкий революционер и один из создателей нового культа — постановил, что с этих пор парижский собор Нотр-Дам, старейший и наиболее почитаемый христианский собор во Франции, становится «храмом Рассудка». Впоследствии там состоялось несколько церемоний, где роль «богинь» играли разные парижские красавицы, в том числе мадемуазель Молар, мадемуазель Лакомб и мадемуазель Моморо... (Грэм Хэнкок и Роберт Бьювэл «Власть талисмана»). Ну чем вам не фемины, не пусси райот?
Писательница XIX века баронесса Эммуска Орци, опираясь как и на изученные документы, так и на своё творческое воображение, даёт нам такую яркую картинку:
«Тигр-людоед облизал свои мощные челюсти и на мгновение задумался. Грядет что-то новое и удивительное! У нас есть новая революция, новый суд, новые законы! Что дальше? Ну конечно же! Почему великий интеллектуальный Париж раньше не додумался до такой замечательной вещи? Новая религия!
Христианство устарело; его священнослужители — аристократы, богатые угнетатели народа, а церковь — еще одна разновидность тирании. Так давайте же заведем новую религию, если мы уже приложили столько усилий, чтобы разрушить старую! Разрушать! Всегда разрушать! Церкви разграблены, алтари осквернены, священники и настоятели монастырей убиты, но этого недостаточно, нужна новая религия, а для этого нужно изобрести нового бога. «Человек — прирожденный идолопоклонник»? Очень хорошо! Пусть народ получит новую религию и нового бога. Но стойте! Не Бога — ибо Бог подразумевает королевскую власть и все то, на что обрушилась могучая длань французского народа, — не Бога, а богиню! Идола! Игрушку!
Париж возжелал новой религии… И вот серьезные люди, пламенные патриоты и безумные энтузиасты заседают на ассамблее Конвента и всерьез обсуждают возможность обеспечить новое божество теми средствами, которые ему потребны. Думаю, Шометт первым решил проблему… Шометт первым обнаружил, какая новая религия нужна Парижу. «Пусть у нас будет богиня Рассудка, — сказал он. — Пусть народ радуется и танцует вокруг погребального костра старой религии, а новая богиня будет с торжествующей улыбкой наблюдать за этим. Богиня Рассудка! Единственное божество, которое наша новая и обновленная Франция будет признавать в грядущие столетия!»
Эта страстная речь была встречена громкими аплодисментами. «Пусть будет новая богиня! — кричали серьезные господа из Национальной ассамблеи. — Богиня Рассудка… Эта богиня должна быть прекрасной… но не слишком юной… Рассудок может идти рука об руку только со зрелым возрастом… Она должна быть одета на античный манер… Ее нужно нарумянить и раскрасить… О да, это будет блистательный праздник, благодаря которому народ Франции ощутит прикосновение руки, правящей судьбами всех людей. Да здравствует богиня Рассудка и Робеспьер, пророк ее!»
Таковы истоки того, что сегодня является якобы безобидным, даже декоративным символом Франции — хорошенькой головкой, лукаво глядящей на нас с марок, печатей и прочей госсимволики.
Заметим, что официально традиция выбирать в качестве прообраза Марианны одну из популярных французских звезд была введена с 1968 года, до этого образ был собирательным. Итак, 1968 — Бриджит Бардо, 1972 — Мишель Морган, 1978 — Мирей Матье, 1985 — Катрин Денёв, 1989 — Инес де ла Фрессанж, 2000 — Летиция Каста, 2003 — Эвелин Тома, 2012 — Софи Марсо… и, наконец, Инна Шевченко из Femen...
Итак все дамы красавицы, все актрисы того или иного уровня... совсем как уже упомянутая ранее мадемуазель Обри из 1773 года... Безусловно, тут очень интересно указание на род занятий «Марианны» — актёрство, маска, сокрытие истины, провокация, вызов... Но вспомним, что для первой Марианны основным «занятием» было совсем не актёрство, а богоборчество, война с крестом. И теперь вот Инна Шевченка со своей бензопилой... Круг замкнулся.