среда, 18 июля 2012 г.

Проф. Андре Хабиш: Семейная политика как экономический фактор: размышления об обществе будущего

Проф. Андре Хабиш,
Кафедра христианского социального учения,
Католический университет Айхштетт, Германия

Доклад на Интернет-конференции «Христианские начала экономической этики» (Москва, осень 2000 г.)


Экономическое измерение семейной политики

Договор поколений был и остается одним их основополагающих столпов человеческого существования. Любое крестьянское хозяйство знает его логику: родители воспитывают детей и за это они получают свою долю на жизнь в старости. Ветхий Завет выражает эти старейшие отношения в четвертой заповеди Декалога: "Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бого твой, дает тебе." Эта заповедь получает еще одно обоснование посредством экономического соображения, что собственная долгая жизнь зависит от того, как собственные дети будут придерживаться заповеди, которая определяет уже их отношение к родителям.
Экономический фундамент поддерживал этику и обеспечивает то, что даже менее альтруистичные родители не допускают того, чтобы их дети были в нужде. Однако экономический фундамент в конечном итоге ответственен за то, что как раз в плохие времена девочкам доставалось меньше поддержки, чем мальчикам, ибо для обеспечения старости веками больше зависело от физической силы молодых мужчин, чем от соответствующих способностей женщин.
Экономические соображения веками играли в логике семейных отношений центральную роль. При этом отношения поколений характеризовались не односторонней дачей, а эквивалентностью, дачей и встречной отдачей. В этом до сих пор ничего не изменилось. Что изменилось, так это, как известно, сама форма условий жизни и труда, которые на пути к современному обществу подверглись значительным изменениям. Возросшая мобильность юношей подорвала замкнутый круг дачи и отдачи между поколениями. Таким образом, функция страхования семьи была перенесена частично на частные страховые общества, частично на государственные органы социального страхования. Воспитательная функция ввиду возросших требований также перешла к школам, университетам и т.д. Классический договор поколений кажется потерял свое значение для защиты людей от элементарных жизненных опасностей.
Однако это только кажется. Ибо с коллективной точки зрения любое поколение продолжает зависеть от производительности и готовности к труду последующих поколений. Из этого определения экономисты сделали вывод, что хотя отдельный человек может защитить себя, зарабатывая притязания на социальный продукт в будущем; но общество или народное хозяйство в целом не может этого. Оно остается зависимым от своей производительности в будущем. Таким образом, мы можем сказать, что в контексте современных жизненных условий договор поколений продолжает быть действительным для общества; но для отдельного человека или для отдельных семей он больше не действителен в том виде, как прежде.

Семейная политика - структурно-консервативный и клерикальный пережиток?

Является ли семейная политика только попыткой консервативных, обращенных в прошлое кругов удержать современное развитие и индивидуализацию, а также укрепить власть церкви? Семьи выполняют невосполнимые функции в общественной совместной жизни. В контексте сильно индивидуализированного общества эти функции становятся даже еще важнее. В исторической деревне отдельный человек вовлечен в разнообразные отношения, даже если эти отношения естественно всегда ограничивают его свободу. Семья в исторической деревне это только пример отношений наряду с другими. Принадлежность к семье является только ролью среди других ролей. Сильно индустриализированной современности, наоборот, угрожают различные проблемы дезинтеграции. Сегодня мы все больше понимаем, что важнейшие социальные проблемы, которые мы обсуждаем, имеют в нашем обществе не только экономический характер, но и являются социальными проблемами дезинтеграции. Здесь людям грозит выпадение из общества, я называю только ключевые слова: безработица и преступность, а также молодежная преступность. Сегодня мы знаем, что большую часть преступников составляют молодые мужчины от 15 до 25 лет, и это относится ко всем культурам и нациям. Эти люди оторвались от их родительского семейного союза, но сами еще не создали собственной сети. Они находятся в социальной переходной фазе и застряли там, потеряли связь с обществом вокруг себя. Молодежная преступность является типичным феноменом дезинтеграции, здесь отдельным людям грозит выпадение из общества. Они более не объединены посредством социальной сети, посредством профессиональных функций, посредством участия в обществе. Часто последующей проблемой является алкоголизм или употребление наркотиков. Вследствие плохих рамочных условий семьи больше не могут выполнять многие свои основные социальные функции, а последствия этого мы будем иметь десять, пятнадцать лет позднее. В дальнейшем они будут становиться много дороже, чем изначальная помощь семьям для лучшего выполнения их задач.
Конечно, семьи играют невосполнимую роль в церкви для передачи веры и для активной жизни в вере. Но далеко не все семьи ведут теперь праведную жизнь. Забота церкви о семьях - это всегда также забота о благополучии и успехе человеческой жизни в отдельности и определенных по ту сторону принципов. Эффективная социальная структура, которая в значительной степени заложена в семьях, с одной стороны, и общественный прогресс, с другой, не образуют противоположности. Напротив, пережитая солидарность, познанная в рамках семьи солидарность, является предпосылкой для той предпринимательской смелости, которая требуется в экономике. Познание подтверждения безопасности и самоутверждение в семье является предпосылкой той готовности к риску, которая необходима от молодых людей в сфере экономики, а именно не ожидать всего от других или от государства. Функционирующая семья и, конечно, также социальные гарантии являются, так сказать, сеткой под высоким канатом рыночной экономики. Следовательно, социальные гарантии и функционирующие семьи имеют также экономическую функцию. Мы должны заниматься семейной политикой для рынка. Семейной политикой, которая делает возможным существование рынка. А там, где, наоборот, семьи не могут более выполнять свои функции, и рынки тоже имеют меньше возможностей для развития.

Семейная политика - предмет роскоши?

Является ли семейная политика только предметом роскоши, который могут себе позволить только богатые страны, а не развивающиеся страны Центральной и Восточной Европы? И здесь следует снова повторить, что с экономической точки зрения семейная политика является не предметом потребления или роскоши, а инвестицией. В семьях протекают гигантские инвестиционные процессы: инвестиции в то, что в экономической терминологии мы обозначаем как "человеческий капитал" или точнее "человеческие способности". Наши страны в Центральной Европе не обладают природными ресурсами. Все, что они имеют, все, с чем они могут устоять на рынках 21 века, это ум, усердие и готовность к риску их людей. А эти сильные стороны в значительно мере проявляются именно в семьях. Поэтому инвестиции в социальную инфраструктуру страны принципиально не отличаются от инвестиций в физическую инфраструктуру, в мосты, улицы или рельсы. Для обратного же действительно то, что если эти инвестиции не будут сделаны, это будет иметь негативные последствия на конкурентоспособность региона.
"Инвестиции в детский человеческий капитал" происходят двумя путями, когда Вы снижаете расходы соответствующих инвестиций и когда Вы увеличиваете их пользу с экономической точки зрения. Таким образом, программа широко применяемой с общественно-политической точки зрения семейной политики выглядит так: снижение "расходов" инвестиций на детей при помощи создания условий труда, учитывающих потребности семей, благоприятной для семей и детей социальной инфраструктуры, а также достаточные условия обслуживания. Я назову лишь несколько ключевых слов относительно преимуществ этого для предприятия: большее отождествление с предприятием, снижение времени неэффективного труда работников, ответственность за детей, более высокая готовность к труду также в необходимое время, когда, как говориться, требуется отдельный работник. Сегодня мы знаем, что в индивидуализированном обществе многие функции уже не могут выполняться семьями в одиночестве. Мы не должны дойти до того, чтобы противопоставлять такие социальные инфраструктуры семьям, нам необходимо и то и другое и они дополняют и поддерживают друг друга.

Проблемы семейной политики

Если семейная политика имеет такое важное значение для будущих способностей развитых обществ, почему же тогда в политической практике она играет такую малую роль? Почему она является "каменным цветком" нашей политической общественности? Для этого существует множество причин.

1. Проблемы, которые я здесь обозначил, раскрывают свою силу воздействия лишь на заднем плане, в долговременной перспективе и незаметно. Многие вопросы, которые собственно имеют отношение к семьям, обсуждаются в обществе в других контекстах, причем взаимосвязи не распознаются.
2. Из-за долговременности для семейной политики почти не существует действительных критериев успеха. В качестве "обзорной задачи" она требует активности в многообразии областей и сфер деятельности, которые в нашей системе отделены друг от друга.
3. Следующая причина заложена глубоко и связана со сказанным ранее. Помощь семьям в большинстве случаев обосновывается только морально-этически, по принципу: нужно что-то делать для бедных детей. При мысли о семейной политике большинство наших современников, думает также о государственной финансовой помощи, с которой как известно, во времена недостатка денег, а это бывает почти всегда, дела обстоят плохо. Ограничение социальными платежами является вообще самым опасным развитием для семейной политики. Дискуссии в пользу большего государственного выравнивания семейных нагрузок связывают энергию, которую лучше было бы более эффективно применить в других сферах.
4. В конце концов, семейная политика тоже несет идеологическую и мировоззренческую нагрузку. Тоталитарные режимы эксплуатируют ее в целях влияния на политику населения. Многими кругами, ориентированными на прогресс, церковная защита семей даже рассматривается с недоверием как попытка закрепить устаревшие отношения между полами и установить границы индивидуальному развитию личности.
Принимая во внимание эти многочисленные препятствия и барьеры особое значение несомненно имеет также определение экономического значения семейной политики. Однако семейная политика может выполнить эту функцию лишь, если она нацелена не только на краткосрочные промежуточные события, а на действительные общественные изменения. Для этого необходимо разработать инструменты, которые соответствуют самой задаче. Это должно служить кооперации различных решающих сфер, которые могут достигнуть действительного улучшения семейной политики только совместно. Особое значение для этого имеют следующие основные задачи:

- совместимость семьи и профессии. Основной проблемой потенциальных родителей является то, что наше понимание работы и наша предпринимательская практика позволяет решать вопрос о семье и профессии только по принципу "или-или". Тот, кто по семейным причинам на некоторое время отрывается от трудовой жизни или даже только сокращает рабочее время, не прямым образом дает понять, что он не заинтересован в руководящих позициях. Частичная занятость, гибкий график работы, счет рабочего времени за долгие годы или даже в определенных жизненных фазах, деление работы, производственные и непроизводственные организации для ухода за детьми, повышение квалификации и обслуживание семейных отпусков и прочее являются для предприятий не только расходными факторами: скорее они обеспечивают закрепление на предприятии квалифицированных работниц и работников. Сегодня семейная привязанность часто рассматривается только как недостаток в конкурентной борьбе: одинокий кажется более готовым к деятельности, более гибким и всегда находится в распоряжении. Однако при этом не принимается во внимание формирующаяся в ответственности за семью социальная компетентность, которая в контексте современной организации предприятий становится все важнее.
Поэтому центральной задачей семейных организаций и семейной политики должно быть вовлечение в это и предприятий. Ведь предприятия также зависят от того, чтобы семьи и завтра могли выполнять свои функции для того, чтобы сохранить квалифицированное потомство. В Германии при помощи участия фонда Херти, общественного фонда, разработали инструмент, семейный аудит. Речь идет о сертификате, который могут получить предприятия, чтобы с его помощью рекламировать себя. В процессе сертификации освещаются различные сферы предприятия. При этом руководству предприятий часто становится ясно, как велики их возможности снять нагрузки с семей и одновременно увеличивать прибыли для предприятия.

- коммунально-политическое формирование рамочных условий. Важнейшие решения для семей часто принимаются на коммунальном уровне: предложения для детей и многодетных семей, региональное планирование транспорта, школьная политика, организация детских игровых площадок, поддержка и фланкированное сопровождение родительских инициатив и частных сетей и т.д.. Сильным инструментом муниципальной политики является назначение представителя семей ("старосты") с предоставленным правом вето, который должен специально проверять каждое мероприятие на его "семейную" пригодность.

Совместно с институтом IFOK (Bensheim) мы разработали модель семейных столов. Они кажутся важным шагом от политики "для семей" к политике "вместе с семьями". "Семейный стол" - это многоступенчатый, интерактивный процесс разговора с определенным кругом соответствующих людей-мультипликаторов и принимающих решения лиц из экономики, общества, прессы, церкви и политики. Целью открытого, но профессионально сопровождаемого и оцениваемого разговора на пленуме и в рабочих группах является поиск и совместное воплощение в жизнь конкретных шагов для улучшения жизненной ситуации семей на муниципальном уровне. При этом особое внимание уделяется местным особенностям или проблемам. Структура сетей семейного стола позволяет взаимодействовать за пределами границ отдельных областей (предприятия, коммуны, церковные общины). Проведение семейного стола, которое в большинстве случае вызывает живой интерес местных средств массовой информации, способствуют также усилению присутствия размышлений о семье в местной общественности.
Другим современным инструментом являются конкурсы, учрежденные со стороны министерства, центрального или регионального правительства. Конкурс "благоприятствующее семье предприятие" или "благоприятствующая семье коммуна" посредством назначения денежного приза или определенной гласности создает стимулы для действующих актеров заниматься этими вопросами в регионе. И одновременно такая деятельность способствует осознанию значения семейного труда среди населения.

Заключение

Семейная политика является центральной задачей на пути к обществу 21 века. Сегодня мы больше говорим о "долгосрочном развитии" и думаем при этом в первую очередь об экологических вопросах и задачах. Однако семейная тематика, особенно что касается устойчивости, по меньшей мере столько же уместна и актуальна как и защита окружающей среды. Ибо здесь тоже речь идет о сохранении важнейших ресурсов для завтрашнего мира.
Папа Иоанн Павел II больше всех своих предшественников указывал на значение семьи для участия в церкви нашего времени; его письмо к семьям (1994) называется: "Семья - это путь Церкви". Руководствуясь этими словами и исходя из раскрытых здесь размышлений мы можем по аналогии заключить: "семья - это путь Церкви".

Перевод С. Курбатовой

Источник: Web-архив Портала http://www.sobor.ru