вторник, 10 июля 2012 г.

Сергей Строев: Советский Проект и его уроки

(тезисы к докладу)

1. Советское общество как идеократия. Базовый принцип устройства Советского общества может  быть описан как идеократия. Вектор развития либерально-демократических западных обществ  (экономикократий) задается в последовательности: спонтанное экономическое развитие – его  политическое оформление – идеологическое осмысление. Вектор развития идеократического  общества противоположен: идеологический Проект – стратегия его политической реализации –  плановая (исходя из целей и канонов Проекта) экономика. В экономикократиях идеология несет  функции рефлексии, рационализации, в предельном случае коррекции развития, не являясь  несущей социальной конструкцией, потому ее незаконченность, противоречивость, эклектичность не  фатальны. В идеократии социально-политическая реальность выстраивается по канве  идеологического Проекта, поэтому причину краха системы логично искать в деформации или  неснимаемом противоречии самой идеологии.
2. Вектор развития идеологии: от левого к правому. Марксистская идеология претерпела  качественную эволюцию. Классический марксизм выступает как последовательно левый проект.  Развитие производительных сил (связанное с научно-техническим прогрессом) после прохождения  ряда исторически детерминированных формаций должно привести к возникновению  коммунистического общества, характеризующегося среди прочего исчезновением социального,  политического, сословного, полового и вообще всякого неравенства (иерархии); отмиранием  национальных государств и их институтов (и патриотизма); растворением самих наций;  исчезновением классов и сословий (а значит – и классового сознания!); отмиранием семьи и  связанной с ней этики.
Ленин и на практике, и в теории подвергает марксистский проект существенной ревизии.  Осуществление социалистической революции в индустриально неразвитой стране ревизовало  принцип исторического детерминизма, сделав революцию актом свободной воли. Миссия  осуществления революции с класса в целом была перенесена на партию (здесь – начало новой  иерархии!). Союз с крестьянством внес общинное сознание (фактически община – прообраз  колхозов). Исторические условия возникновения советского государства определили его  сверхцентрализованный характер. Управляющее участие большевистского государства в  социальной жизни и экономике оказалась не меньше (марксистская теория об отмирании  государства), а многократно больше, чем буржуазных демократиях. Фактически большевизм  выступил в роли восстановителя Российской Империи.
Сталин завершает идеологический поворот вправо. Выстраивается советская империя с жесткой  административно-командной системой и иерархическим устройством. Реабилитируется  государственный патриотизм и историческое национальное самосознание. Реабилитируется  институт семьи, государство берет на себя функции защиты нравственности, уголовно преследуя в  ряде случаев ее нарушения (оказываясь «правее» буржуазных демократий).
В работах некоторых историков-ревизионистов была дана неожиданная интерпретация Великой  Французской Революции как консервативной реакции против буржуазной модернизации. Такой  взгляд представляется продуктивным и при оценке Советского Проекта, смыкаясь с позицией  сменовеховцев.

3. Коммунизм как религия. Марксизм имеет двойную природу, одновременно выступая и как научная  теория (экономическая, социологическая, историческая), и как квази-религиозная доктрина,  определяющая понятия добра и зла и имеющая выраженные мессианские черты. Религиозное  сознание основано на понятии сверхприродного принципа (начала, цели), санкционирующего и  определяющего смысл человеческого существования, в то время как в рамках гуманистического,  рационально-релятивистского сознания мерой всякой ценности выступает человек и его  потребности.
Коммунистическая доктрина, воспринятая как религия, давала революционеру представление и о  себе, и о товарищах по борьбе, и о народных массах как о средстве достижения идеальной цели.  Здесь основание коммунистической этики. С одной стороны аскетическое самоограничение и  жертвенность, с другой стороны принцип революционной целесообразности (цель оправдывает  средства; этически оправдано то, что приближает революцию \ что во благо советского государства).
Вторая черта религиозного сознания – наличие догмата (сакрального текста), имеющего абсолютную  достоверность (большую, чем эмпирическая реальность и разум). Отсюда – возникновение традиции  комментариев и толкований.
4. Основные противоречия. Материалистическая доктрина была положена в основу идеократии, то  есть предельно идеалистической системы (доминирование идеального проекта над «материальным»  социальным и экономическим развитием). Это противоречие является закономерным развитием  заложенного в исходной доктрине дуализма научной теории и мессианского откровения, который  лишает марксизм мировоззренческой цельности.
Большевики, как блестяще показал Бердяев, восприняли марксизм с его религиозной  (эсхатологической, мессианской) стороны. Оформляясь на Русской почве это мессианство усвоило и  впитало русское религиозное и национальное самосознание, постепенно приобретая черты с одной  стороны секуляризированного, догматически усеченного, обезглавленного православия  («моралистическое» искажение Православия, сродни толстовству), а с другой стороны – черты  имперского евразийства и русской соборности. Возникло квазитеократическое советское общество с  соответствующей этикой (кодекс строителя коммунизма), формами сознания (культ бессмертного  Ленина, мавзолей, демонстрации) и социально-государственным устройством, пришедшее в  вопиющее противоречие с формальным, буквальным смыслом собственно предмета веры,  материализмом. Однако коррекция идеологии и открытая ревизия классиков оказались невозможны  именно в силу их религиозного восприятия. Любое творческое развитие марксизма (как с  философско-научной, так и с религиозно-мистической стороны), чреватое обнажением данного  противоречия и распадом «ортодоксии», было поставлено под фактический запрет. Начался процесс  консервации, вульгаризации, а затем и полной профанации учения.
5. Крах утопии через ее реализацию. Вынесенность материальной цели в будущее делало ее de  facto целью идеальной и отчасти сглаживало остроту противоречия. Понятие о приоритете  «человека и его потребностей» было отнесено к «будущему», т.е. реально не существующему  человеку. Это служило оправданием для постановки реальных людей в подчинение  «сверхсущностной» идее, антигедонистической парадигме самоотвержения и служения, что и  составляет основу идеократии.
Фактическое приближение к этой цели, снятие остроты мобилизации, обнаружило базовое  противоречие. Цель, материальность которой обнаружилась, перестала быть сверхсущностной и  оказалась идолом. Иерархия ценностей опрокинулась: от «человек служит обществу, общество  служит Цели», до «цель общества и государства состоит в максимальном удовлетворении неуклонно  возрастающих потребностей трудящихся». Перейдя в массовое сознание, эта смена ценностей  уничтожила принцип идеократии. С 60-х годов мещанское, мелкобуржуазное сознание, искусство,  быт вытесняют остатки как революционного, так и имперского сознания. Форма  общественно-государственного устройства перестает отвечать содержанию, и ее разрушение  становится вопросом времени.
6. Перспективы идеократии. Крах советского проекта обусловлен не порочностью социалистической  экономики, а претензией марксизма на обладание истиной религиозного порядка, способной  обеспечить цельность картины мира. Только этим можно объяснить как террор против Православия,  так и марксистское вмешательство в сферу естествознания. Все попытки основать идеократию на  фундаменте искусственно выдуманных идеологий, подменяющих собой богооткровенные  религиозные истины, окончились крахом ибо «идол в мире ничто».
Восстановление России как идеократической империи возможно лишь на прочном фундаменте  неискаженного Православия, освящающего и санкционирующего саму Русскую мессианскую,  евразийскую, имперскую идею. Только через такое освящение Нация, а через нее – национальное  государство, получают в свою очередь легитимное право требовать от гражданина служения,  отречения от своих частно-собственнических, «плотских» интересов и стремлений. Социализм  является естественной формой экономического бытия идеократии, ибо позволяет подчинить хаос  частных стремлений и интересов заданной Цели, установить контроль общества над собственными  производительными силами, исключить эксплуатацию человека человеком. Социализм так же  закономерно вырастает из Православной этики, как капитализм из протестантской, и вопрос стоит  лишь об очищении его от искажений. Отказ от религиозной абсолютизации марксизма, возвращение  его экономической теории в рамки научной методологии, доступной критическому анализу, вполне  может сделать его адекватно применимым в восстановлении социалистической русской  государственности.

Источник: http://russoc.kprf.org/